РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «СОЮЗНИКИ»
Некоторым режиссерам после блестящего успеха можно уже ничего не снимать. Всё равно они останутся великими. Или могут снимать любую лабуду, но помнить их будут за великое. Я бы Земекиса занес в Золотую книгу кинематографа только за «Назад в будущее» (люди еще «Форест Гамп» нахваливают). Ну а то, что он снимает сверх плана, можно попытаться рассмотреть как дополнительный бонус. В этом году таким бонусом стали «Союзники».
И сразу об оценке: вы сталкивались с ситуацией, когда вам хочется отказаться от бонуса? Во, в случае с «Союзниками» — самое оно. Постаревшего режиссера потянуло подавить слезу. Он взял любовную историю, завернул ее в фантик шпионского детектива и подал это всё на блюдечке со второй мировой войной. Компот вышел причудливый.
Первая мысль, которая посещает еще при просмотре трейлера: «Касабланка»! Но нет, не совсем. Тут британский агент Макс (Бред Питт) начинает работать в паре с феминизированной агентшей Марианной (Марион Котийяр). Ага! «Мистер и миссис Смит». И опять не совсем.
На самом деле это угадывание выдает главную проблему фильма. «Союзники» не вгоняются в привычные рамки, потому как тут господствует смесь военно-шпионского детектива и банально-любовной мелодрамы. И самое неприятно то, что авторы так и не определились, что тут главное. Поэтому и детектив у них получается скомканный, и мелодрама слезу не выдавливает. Впрочем, говорят, женская аудитория всплакнула. Не знаю, не заметил.
Фильм распадается на несколько частей. Точнее на три: завязка, нагнетание и финал. Распадаются кино не только логически, но и по настрою и основной теме в каждой части. Первая – сама по себе история. Шпионский боевик, слегка сдобренный любовной историей.
Британский агент Макс забрасывается в Марокко, выходит на связь с местной агентурой, то есть с той самой Марианной. И они вовсю обыгрывают то, что обычно в шпионских детективах остается за кадром внешней стороны работы – изображение семейной пары не только на людях, но и в домашнем быту. Ну и того, заигрались, значит.
В принципе уже здесь всплывают удивительные для шпионского кино вещи. Бред Питт слишком уж похож на Бреда Питта. То есть на необузданного американца, поддающегося эмоциям и нежелающего подчиняться какой-либо дисциплине. Разительный контраст со Штирлицем, воплощением сдержанности, контроля чувств и высокого профессионализма. Ни один здравомыслящий начальник по идее не должен был посылать такого человека в тыл врага. Да и больше того – не подпускать к секретной работе.
Многие зрители именно как плюс выставляют как раз это. Дескать, Бред Питт так хорошо играет, что видны малейшие оттенки его чувств. Ну и?.. Это что, нормально для разведчика. Да одного взгляда на него хватит, чтобы задаться вопросом: ха, а уж не шпион ли он?
Марион Котийяр напротив играет холодную, контролирующую не себя, а окружение особу. Конечно, ее поведение должно раздражать мужскую часть аудитории. Ну да ее всегда раздражает что-либо, пахнущее феминизмом. Только играет она как можно энергичнее в направлении наведения зрителя на подозрение.
Да в общем, и немецкие офицеры и агенты действуют либо шаблонно, либо чересчур непрофессионально, даже карикатурно. Сцена с первым разоблачением Макса в Марокко очень показательна. Сценаристы даже особо напрягаться не стали, чтобы хоть как-то торчащие у истории уши запрятать.
Ну так вот, развязка истории в Марокко наступает очень быстро, и действие переносится в Лондон. И тут остаются все недостатки поведения Макса. Хотя именно здесь раскручивается детективная часть сюжета, отодвигающая любовные сопли на второй план.
И поначалу это вдохновляет. Детектив с загадкой, с поисками разгадки – это хорошо. Да, было бы хорошо, начни авторы его раскручивать. Но в итоге они опять заметались. Основная детективная линия выглядит недоработанной и очень быстро отступает, освобождая место мелодраме. Так и хочется с места выкрикнуть: да что вас (авторов фильма) всё мечет-то из стороны в сторону.
Ну а финал, так он вообще роняет планку довольно низко. Тут и авантюрные походы в тыл немцев за сведениями, и моментальная «явка с повинной» врагов, и невероятная снисходительность начальства к Максу, нарушившему все мыслимые нормы и фактически сорвавшему серьезнейшую операцию. Я уж не говорю об этой абсурдной дилемме, на которой пытаются выжать драматизм авторы фильма. Типа, Макс, если вдруг твоя жена агент немцев, ты должен ее пристрелить или мы пристрелим тебя. Ну это уж ё-моё одним словом. Ну вы там в Голливуде уж совсем. В общем, финал завален в штопор.
И под занавес трудно не зацепить тему изображения войны с немцами на западе и у нас. Мой товарищ давным-давно, посмотрев старенькую «Касабланку», припечатал: дескать, мы в это время у Сталинграда кровью обливались, полстраны в руинах, миллионы расстрелянных, а они вона как с немцами сражаются – «Марсельезу» в ресторанах поют и типа герои.
Ну здесь примерно то же самое. Вечеринки, пикники на природе, пиво, виски, рестораны. Иногда прилетают немецкие самолеты, бомбят. Но, надо заметить, в кино от этих бомбежек никто не погиб. И будь история строго шпионским детективом, слова бы не сказал. Но уж коли сами полезли в драму-мелодраму, будьте любезны получить и расписаться. Никогда нас не поймет народ, в ходе войны печатавший в газетах рецепты, чем можно заменить косметику и как на ляжках изобразить колготки, когда их нет под рукой.
Спасибо читателям за внимание и не спасибо авторам за кино.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин