Балканский рубеж — рецензия

7 мин.

Балканский рубеж рецензия

СТАНДАРТНЫЙ БОЕВИК НА НЕСТАНДАРТНУЮ ТЕМУ

Это надо же, как время летит. Выход фильма приурочен к двадцатилетию начала войны стран НАТО против Югославии. Двадцать лет!

Даже после развала СФРЮ, сербская, по сути, Союзная Республика Югославия казалась отважным заокеанским борцам за мир демократию во всём мире слишком сильной. Как тут было не вмешаться североатлантистам в очередной межэтнический конфликт, как не оторвать от Сербии ещё кусок, Косово и Метохию, попутно сбросив на сербов немножечко тонн фугасной демократии?

24 марта 1999 года начались бомбардировки. Комплексов ПВО С-300 сербы от Ельцина так и не получили. Зато получили, ну, своего рода, жест, в самом конце войны. В стиле ельцинской политики, бессмысленной и… просто бессмысленной – марш-бросок двух сотен десантников из миротворческих сил, размещённых в Боснии на приштинский аэропорт Слатина, что недалеко от македонской границы.

Нас, паимаиш (с), в KFOR не позвали, ну так мы туда заявимся сами и, прямо под носом у сухопутных сил НАТО, готовых перейти границу со стороны Македонии, уведём этот аэродром. Зачем? Ну, мускулами своими дистрофическими поиграть, замутить свой собственный «карибский кризис», а то совсем уж «партнёры» с нами не считаются.

Как оно всё было на самом деле точно неизвестно, вроде бы до подхода десантников аэропорт контролировала группка из двух десятков спецназовцев, но то тайна великая есть. Зато известно, что было дальше. В KFOR-то взяли («ну, раз вы всё равно припёрлись, сделаем вид, что так и было задумано»), но своего отдельного сектора в Косово, в котором можно было бы защитить сербов и сохранить сербское управление, российские миротворцы так и не получили.

Вскоре аэропорт благополучно стал принимать натовские транспортники (собственно, чтобы препятствовать этому аэропорт и захватывали, но… «Друг Билл» с «партнёрами» с «другом Борисом» договорился, пат’му-шта (с) ). Косово прочно пошло по курсу, предписанному НАТО.

После «я устал, я мухожук», мы и под руководством «молодого и перспективного» по прежнему были «партнёры». В 2003 году СРЮ переименовалась в «Союз Сербии и Черногории» а российские силы из Косово вывели. В 2006 Союз прекратил своё существование, Черногория с Сербией стали сами по себе. А в 2008 Косово провозгласило независимость. Ну хоть с «партнёрством» с того времени мы как-то подзавязали.

Обвинённых в этнических чистках сербов разбомбили, чтобы никто не мешал проводить этнические чистки косовским албанцам. Вот и результат.

Сейчас в составе Сербии осталась лишь одна автономия – Воеводина. Но там слишком много сербов и слишком мало венгров, чтобы провоцировать бучу. Да и Сербия сейчас придавлена, покорна и евросоюзоориентирована. Были у русских хоть одни честные српски братья, да и те вышли.

Балканский рубеж рецензия

Однако хватит о грустном, давайте ближе к фильму.

Совместный российско-сербский «Балканский рубеж» захватывает большой кусок войны в Югославии, но сконцентрирован на том самом «приштинском броске».

Режиссёр и сценаристы мне ничем не известны, о них не буду. Про актёров – скажу немного дальше.

Итак, жили-были в 1995 году в Боснии и Герцеговине бойцы спецподразделения ГРУ ГШ ВС РФ (Эвона как! Таинственно звучит. А так это Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации). Ловили они всяких военных преступников и прочих международных террористов.

Но как-то взяли не того, взяли нужного натовцам, натовский куратор на это обиделся, наши обиделись на него, конфликт интересов, ну и… Московское начальство, послушное «партнёрам», выгоняет бойцов спецподразделения из армии нахрен, с лишением всего и вся, начальнику их – фитиль в одно место, и «неполное служебное соответствие».

Всё как обычно. Почему бойцов бросили на Балканах и запретили возвращаться в Россию – дело тёмное, не особо-то реалистичное, но законы жанра, законы военного кинобоевика, обязывают.

Вот, значит, в девяносто пятом война в Боснии кончилась, но в девяносто девятом началась в Косово. Тут-то о наших спецназовцах и вспомнили.

Мол вы, ребята, в непонятном статусе, и не ЧВК даже, чистые наёмники, только бесплатные, берёте, как-бы сами по себе, под контроль аэропорт Слатина, до подхода колонны наших десантников, а мы, московское начальство, вам за это срок скостим награды и звания вернём, в армии восстановим, и на родину вернутся разрешим.

Для этого в Сербию прилетает их «неполносоответствующий» командир. Командира боевой группы, как самого проштрафившегося, решают не привлекать, но он – главный герой, он сам найдётся. Да ещё и сербов с собой приведёт. А аэропорт, естественно, не пустой. Там, естественно, база местных наивных албанских сепаратистов. «Их восемь – нас двое, расклад перед боем не тот, но мы будем играть!».

Вот такая вот загогулина (с).

Я прямо диву даюсь с нашего кинематографа. Всё лучше и лучше снимают. Да, тонкие драмы советской кино- а точнее – театральной школы, где всё строилось на игре актёров, интонациях и тонких нюансах, пока редкость. Но, хотя бы, боевики бывают хорошие. Не чернуха девяностых, не та тупость двухтысячных, не бедность десятых, нет. Новое поколение.

Балканский рубеж рецензия

По сути, «Балканский рубеж» — вполне себе стандартный военный кинобоевик. Не советских стандартов, где все до единого в финале героически погибнут, и не российских стандартов, где в финале героев начальство продаст и предаст, а, скорее, немного голливудских – наши, всё таки, с великими трудностями и потерями, должны победить. Или не должны, фильм-то, всё-таки, наш, а не голливудский.

Группа героев-суперпрофессионалов с надрывом выполняет боевое задание, не ради денег, не ради славы, «а я в Россию домой хочу, я так давно не видел маму», враги, падлы, так и прут, но герои превозмогают, кто-то гибнет, кто-то нет, добро с кулаками вламывает злу, и это хорошо.

Явный главный герой один, но и весь его отряд весьма невелик: обязательная женщина-снайпер, пожилой сапёр, явно ещё из «афганцев», «шутник», безголосо напевающий русский рок, начальник, припёршийся в Сербию без знания сербского, ещё один товарищ, заядлый курильщик.

Они ещё и полный интернационал собой представляют, что специально и немного топорно вслух подчеркнули, дескать, чисто русский среди нас только один, а так татарин с узбечкой, ингуш с белорусом и ещё кто-то, может украинец?, забыл. Но, мол, все мы русские, и сербы – братья.

Ну и да, куда ж в фильме про Сербию без сербов? Вместе со спецназовцами в одной лодке (точнее – в одном аэропорту) оказываются двое местных полицейских – косовский серб и косовский албанец.

Это не считая сербской девушки, олицетворяющей собой избитую кинематографом тему «женщины на войне» и не менее избитую «любовь-морковь могутного главного героя и беззащитной хрупкой девицы на фоне боевых действий». Впрочем, тут любовная линия дана вторым планом, её очень мало и она вполне к месту. Единственная претензия у меня к создателям фильма по поводу «любовной линии» – пусть сербка и симпатичная, но не могли, что ли, найти другую симпатичную, но чтоб не косила на оба глаза?

В общем, по характерам – стандарт, зачёт. Что радует – играют их совсем не заезженные, не избитые физиономии. Во всём фильме я узнал в лицо и по фамилии всего трёх человек.

Один из них наш, Гоша Куценко (кстати, почему-то я раньше к нему весьма прохладно и скептически относился, зря видимо. Тут он вполне удачен). А двое других узнанных, неожиданно, сербы.

Впрочем, Милош Бикович, хоть и серб, у нас снимается регулярно. (Лично мне известен по роли недалёкого бабника-мажора в продолжениях телесериальной «Кухни», и зазвездившегося фигуриста из приятного киномюзикла «Лёд»). А тут он отважный косовский полицейский.

Третье известное лицо – главный социалистический киноиндеец, «Чингачгук ди гроссе шланге», Гойко Митич. Жив, жив ещё, курилка. Тут сей отважный восьмидесятилетний старец, в качестве начальника полицейского участка где-то рядом с Приштиной, всё также даёт прокашляться врагам и бандитам, как и в дни своей индейской молодости. Молодец дедушка, что тут скажешь.

ДНет, можно, конечно, упомянуть ещё одно знакомое лицо, но он тут так, маленький эпизодик, камео, на пару-тройку реплик. Ну какой фильм про Балканы без Эмира Кустурицы?!

Балканский рубеж рецензия

Остальных актёров не знаю, разве что пара знакомых лиц с неизвестными фамилиями, но все на своих местах, всё по делу. И какой же инфернальный главный злодей!

Такой, какой и должен быть главный злодей в военном боевике. Харизматичный, могучий, безжалостный. Не маньяк, но абсолютно жесток. Не фанатик, но с идеей. Не чистый бандит, но и совершенно не солдат. Ну да, косит под «революционного борца», даже модную беретку а-ля Че носит, но при этом в основном «нобигает и грабит корованы». Не щадит ни чужих, ни своих, сам бесстрашен и авторитетен. Хороший злодей, мне понравился.

Рулит он местными отрядами УЧК («Армия освобождения Косово»), теми самыми «албанскими сепаратистами», больше напоминающими бандформирования. Аэропорт Слатина – его база, и треть фильма как раз бой между албанскими незаконными вооружёнными формированиями и отрядом спецназа.

Сам аэропорт на Слатину не похож ни разу, так, какая-то полевая площадка, два ангара в три ряда, но иначе «фермопил» и не получилось бы. Как и положено, враги прут, наши их бьют, враг коварен и многочислен, но и наши не дураки. Стрельба, взрывы, трупы, накал страстей.

Если честно, не слишком уж реалистично, да и нашим «подыгрывают», но на то это и военный кинобоевик, а не документалка. Заодно отлично видно, что артиллерия – бог войны. Нет артиллерии – штурмуй, беги грудью на пулемёты; есть хотя бы миномётный взвод – без проблем, как два байта отослать.

Но это так, главный бой. А ещё в фильме есть война. Крупными, редкими мазками, но война страшная. Американский стратегический B-2, с заоблачных высот накрывающий своими «высокоточными» JDAM’ами жилые кварталы. Этнические чистки и вырезанные албанцами сербские деревушки в Косово, грабежи на дорогах, расстрелы мирных граждан, работорговля, разруха, смерть и насилие.

Албанские боевики показаны во всей красе, борцы, блин, бородатые. Чтобы хоть как-то это скомпенсировать, а заодно обострить кое-какие другие взаимоотношения, среди героев есть «хороший» косовский албанец. И то, остальные косовские албанцы ему, как «предателю», обещают кишки выпустить. Демократические бомбардировки и НАТО идут без всяких прикрас и реверансов, какие уж тут, нафиг, «партнёры».

Вот если фильм будут ругать в либеральной прессе вообще и известные либерасты в частности – значит, он попал в самую точку.

Балканский рубеж рецензия

Кстати, чисто технически снято вполне на уровне мировых стандартов. И никакого избытка трясущейся камеры, никакого надоедливого слоу-мо и прочего. Да, пару раз применили прием с небольшими временными скачками сюжета, так это смотрится вполне к месту, у тех рецензентов, кто в первых пяти минутах фильма «ничего не понял» просто проблемы с головой.

Да, сюжет довольно типовой, но и что с того? Кто сказал, что типовая картошка с котлетой хуже чем фуагра с трюфелями от шеф-повара? Пусть более менее ожидаемо, но все эти передряги героев, главных и не главных, всё равно держат в напряжении, всё равно заставляют переживать.

Подводя итоги. Казалось бы, вполне стандартный героический военный боевик. Без неожиданных ходов, крутых сценарных поворотов. Но – хорошо получилось. Не без огрех, но – хорошо. Есть кое-где недоразвёрнутые линии и «лишние» эпизоды, но – простим, ладно уж.

Музыка, песни, если точнее, не везде удачно, не то, что в трейлерах (кстати, не все эпизоды из трейлеров в итоге в фильме есть), с другой стороны – зацикленное вступление к сплиновскому «Феллини» очень забавно в одном из эпизодов фильма смотрелось.

Ладно, не буду придираться, мне, откровенно говоря, понравилось. Где надо – в меру пафосно или даже патриотично, где надо – страшно, где надо понагнетать – нагнетают от души, где надо – драматизируют. Даже шутят иногда к месту.

Твёрдая «четвёрка». А за тему, за отважных русских и сербских бойцов, ещё и «четыре с плюсом» накину. К просмотру рекомендую.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Андрей Гузенко (Erofey)

Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.

Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ