Томирис (2019)

4 мин.

фильм томирис

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ТОМИРИС»

Некоторые называют фильм «Томирис» образцовым. Но я бы назвал его удивительным. Удивляет он уровнем казахского исторического масштабного кино в то время как мы продолжаем биться головой, выдавая «Викинга», «Коловрата», «Скифа». И это – при относительно скромном бюджете в 6,5 млн долларов. «Викинг», напомню, тянул на добрых 17 млн долларов. Казахстан молодцом, и еще есть место для дальнейшего роста.

Сразу оговорюсь. Для положительного восприятия фильма надо четко понимать, что речь здесь идет не столько об истории, сколько о легенде. Сама фигура описанной Геродотом царицы массагетов уже легендарна. Да в интерпретации создателей фильма тут поневоле пришлось навалять вымышленных подробностей ее жизни. Если это принять, то всё прочее пойдет легче.

Итак, на дворе VI век до нашей эры. Персы под руководством Кира Великого покоряют страну за страной. Но в далекой от Вавилона степи к северу от Сырдарьи живут кочевые племена саков/скифов. Им нет дела до покорителя мира. Они руководствуются своими повседневными нуждами и отношениями.

Реконструкция быта кочевников – одно из достоинств фильма «Томирис». Все эти их городища, юрты, конские табуны, одежда, обычаи, оружие. Не берусь судить о степени достоверности, но выглядит неплохо.

фильм томирис

Здесь чувствуются настоящие съемки, а не рисование на зеленом экране. Казахстан очень разный по ландшафту. Съемки проходили в различных местах. Есть тут и степь, и пустыня, и горы, и ущелья, и реки. На этих просторах в натуре носятся табуны лошадей. И даже в боевых сценах, чувствуется, гоняют настоящих всадников, машущих мечами.

Мечи, кстати, прелюбопытные. Вроде бы действительно похожи на скифские мечи из могильников. То же можно сказать и об украшениях, мелькающих в кадре. В общем, у меня нет претензий к изображению кочевого быта Древнего мира.

Сюжетная основа «Томирис», собственно, вся жизнь главной героини от рождения до кульминационного момента сражения с армией Кира Великого. Трудно избавиться от ощущения «я уже это видел» (например, в фильме «Монгол», к которому тоже приложили руку казахи).

Рождается дочь князя, потом «враги сожгли родную хату, убили всю ее семью». Ребенка скрывают добрые люди, воспитывают, обучают владению оружием. Месть становится движущей силой жизни маленькой степной принцессы, до поры до времени скрывающей свое имя. Потом настает время мести. И это лишь полпути до столкновения с Киром.

фильм томирис

Что до самой Томирис, то актриса, пока не хмурится, красивая, смотреть приятно. Но есть ощущение, что она здорово переигрывает в пафосные моменты. Хмурится этак показушно, выдает патетические речи перед степняками. Демосфен да и только.

Тут, кстати, одно замечание. Я смотрел кино и в русском дубляже, и в оригинальной озвучке с закадровым переводом. Рекомендую второй вариант. В самых пафосных моментах дубляжеры переигрывают еще страшнее артистки, тут уж, что называется, ну совсем «не верю». А казахская речь звучит совершенно непривычно. Наверняка не как у саков, но всё-таки достаточно непонятно, чтобы принимать ее как нечто достоверное.

Тут еще важно не приплетать современную политику, не искать корней современных народов у саков – турки, казахи, иранцы, кто там еще. Это просто экранизация легенды без слов о нынешнем Казахстане. Неплохое кино в исторических декорациях с парой крупных батальных сцен, снятых на натуре (там есть графика, но есть и множество статистов на конях).

Сцены действительно крупные – сражение саков с наступающими из Средней Азии оседлыми хорезмийцами и главная битва с Киром Великим. Пока идет общий план (с вертолета или дрона, с некоторого расстояния, берущего массу конницы), ряды конников, разношерстная одежда, вооружение, мечи, луки – всё здорово.

фильм томирис

Дальше бой снимают уже более наивно, сводят его к единоличным подвигам главных героев, рубящих врагов направо и налево. Да и успевающих поговорить друг с другом, сделать предложение «руки и сердца». В разгар битвы, ага.

Камера следит только за ними, враги выскакивают по одному, по два, а прочая массовка мелькает где-то в поднятой копытами пыли. По мне, такой подход давно устарел как ну уж совсем детский. Впрочем, у нас ведь тут легенда? Ну тогда ладно.

В общем, за смелость, за масштаб, за натуру, за впечатляющих кочевников, за тему, наконец фильму плюсы. За некоторый лишний пафос, условность боевых сцен небольшой минус. В итоге:

7 из 10

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ