В. Москалев. Гугеноты

3 мин.

гугенотские войны
Д. Бозисио. Екатерина Медичи убеждает Карла IX организовать бойню в ночь святого Варфоломея

ЧТО ПРОПУСТИЛ ДЮМА

Гугенотская трилогия Владимира Москалева может восприниматься как заполнение лакун, оставленных романами Александра Дюма. О чем умолчал знаменитый «Сан-Саныч»? Что пропустил? Где переврал? От современного автора ожидаешь большей исторической достоверности. И в случае романов Владимира Москалева эти ожидания оправдываются.

По интернету распространен текст о Владимире Васильевиче. В нем, в частности, говорится о впечатлении юного Москалева от «Королевы Марго»: «Захлопнув книгу, сказал сам себе: “Клянусь, напишу такую же! Если Дюма сумел, почему не смогу и я?”»

Эта мысль определяет вектор всей трилогии. Она состоит из романов «Гугеноты», «Екатерина Медичи» и «Варфоломеевская ночь». Фактически же являются не отдельными романами, а одним очень большим произведением. Читать их имеет смысл только в связке.

Первые две части («Гугеноты» и «Екатерина Медичи») охватывают события 1561-1572 годов. Это и есть оставленная Александром Дюма лакуна. Действие его романа «Две Дианы» кончается в 1560 году. Хронологически следующий «Королева Марго» начинается в 1572 году. Таким образом французский романист пропустил сразу три гугенотские войны. Русский романист заполнил пробел.

Третья книга Москалева «Варфоломеевская ночь» по времени действия совпадает с «Королевой Марго» Дюма: 1572-1574 годы. В чем здесь прикуп новой книги? В большей исторической достоверности, конечно.

гугенотские войны
Р. Монвуазен. Карл IX и Екатерина Медичи в ночь святого Варфоломея.

Известно, что «Сан-Саныч» с фактами обращался немного вольно, больше сохраняя дух, а не букву эпохи. Владимир Москалев берет тех же персонажей (Ла Моль, де Бюсси, Екатерина Медичи, Генрих Наваррский, королева Марго и так далее), но придает им иные черты характеров. Считается, более верные.

Другой вопрос: а что такое – более верные? У Владимира Москалева персонажи описаны, мягко говоря, не симпатично. Главным образом, это развратные, подлые, порой трусливые люди. Скажем, королева Марго просто малолетняя потаскушка, переспавшая со всеми братьями.

На какие источники опирался автор? На сплетников эпохи? Так ведь и римских императоров можно представлять исключительно по смачным описаниям Светония. Но верно ли?

Скорее всего, и Дюма читал тех же авторов-сплетников. Того же Брантома (я, признаюсь, не читал). Но мог ли он в середине XIX века воспроизводить те же подробности, что описал Москалев? Нет, конечно.

Тем не менее, сохраняя дух эпохи, Дюма всё же показывает, что и Марго вела себя вольно в любовных делах, и герцог Алансонский был та еще подлюка, и придворные задиры белели как полотно, сталкиваясь с вызовом от серьезного противника. Только Дюма всё это делает изящно, аккуратно, как настоящий мастер. Владимир Москалев более прямолинеен. И я не уверен, более ли он справедлив.

гугенотские войны
Э. Деба-Понсан. Утро у ворот Лувра.

Вообще романист Москалев заметно уступает романисту Дюма. Построение сюжета, диалоги, психология персонажей – всё это в новых романах выглядит слабее. Тут даже обсуждать нечего.

Сильны Романы Москалева исторической составляющей. Из них о первых четырех гугенотских войнах можно узнать больше, чем из энциклопедии. Здесь плюсом становится то, что для интриги романа является минусом – многочисленные подробности, введение лишних (но важных для истории) персонажей, отвлечение на описание боев и походов.

Как автор не хроники, но романа, Владимир Москалев не остается беспристрастным наблюдателем, летописцем. Он выбирает сторону и встает на нее. В его интерпретации (и я, пожалуй, согласен) Екатерина Медичи выглядит симпатично, прогрессивно. Талантливый политик, умелый дипломат, воплощение силы централизма, противостоящей разваливающим страну феодалам. Она сделала для сохранения сильной Франции больше, чем кто-либо из ее современников.

В то же время нельзя не попенять современному историческому автору за разбросанные по тексту анахронизмы. Как можно в прямую речь персонажей XVI века вкладывать «абсолютизм», «конец итальянских войн», «раннее средневековье», «граммы», «туберкулез» и другие ляпы? Право же нехорошо. Жаль такими мелкими недочетами портить благоприятное впечатление о трилогии в целом.

7 из 10

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Примечание

По понятным причинам выложить здесь файлы для скачивания мы не можем. Но если появится у вас особый интерес, не сопровождаемый желанием купить, пишите нам — бескорыстно поделимся электронным вариантом.


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор»


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ