ФИЛЬМ «АТАКА ЛЕГКОЙ БРИГАДЫ»
В отличие от американского одноименного кино 1936 года британская «Атака легкой бригады» 1968 года является вполне исторически достоверным фильмом о Крымской войне. Богатые батальные сцены, шикарные костюмы, множество выведенных на экран исторических деятелей, в основном военных, минимум пафоса и максимум критичного отношения к собственной истории – всё это делает произведение британцев достойным рекомендации в приличном обществе. Кроме того, фильм просто образцово может служить иллюстрацией к книге К. Хибберта «Трагедия лорда Раглана».
Из всего вышеперечисленного наиболее важной и бросающейся в глаза чертой является отсутствие пафоса. Да, атака легкой бригады под Балаклавой была и остается излюбленным боевым эпизодом в английской военной истории. И, как правило, относятся англичане к нему трепетно. И англичане до 1968 года, и англичане после. Но сам по себе 1968-й год – это явление. Разумеется, не совсем уж строго 1968-й, плюс-минус, но именно в нем сконцентрировался основной всплеск протеста в западном мире. Тут и обострение протестов против войны во Вьетнаме, и массовое забастовочное движение во Франции, убийство очередного Кеннеди и Мартина Лютера Кинга, Пражская весна и многое другое.
На фоне всего этого, видимо, считалось не очень приличным и уж тем более не передовым и прогрессивным восторженно вздыхать, вспоминая на самом деле глупый разгром легкой кавалерии под Балаклавой. Напротив, на поверхность стали всплывать причины, приведшие к этой драме. А это некомпетентность британского командования, косность всей военной системы, излишняя заносчивость аристократии да и вообще более-менее полная развращенность офицерского сословия. Соответственно, на этих моментах и сосредотачивают свое внимание авторы «Атаки легкой бригады» 1968 года.
Пару слов о названии. В России за этим эпизодом закрепилось именно «атака легкой кавалерии». Соответственно, и оба фильма в переводном варианте именуются так. Однако по-английски они называются именно «The Charge of the Light Brigade» — «Атака легкой бригады». Мы предпочитаем придерживаться варианта, более близкого к оригиналу.
Но вернемся к пафосу и ура-патриотизму. Авторы в своей критике не столь прямолинейны. Поначалу даже может показаться, что это кино просто образцовая пропаганда и «агитка» похлеще фильма 1936 года. Начальные титры идут на фоне мультипликации, которая в духе пропагандистских картинок из листовок и газет середины XIX века прославляет роль Британии, ее мощь, ее роль защитницы всей Европы и европейских ценностей (что бы это ни означало).
Я даже коротенько обрисую первые кадры мультика. Карта Европы. Британский лев дремлет на острове, французский петух и австрийский орел тревожно взирают на восток. Там мечется изображающий турок индюк, а севера на него надвигается кровожадный медведь-сами-знаете-чей. Медведь наваливается на индюка, по Европе летят перья. Петух и орел стенают, взывают ко льву. Тот просыпается, грозно рычит и надевает шлем – идет на войну спасать Европу. Во накал пафоса-то! Вот – концентрация его! Если не знать, какие картины за этим последуют, можно даже бросить и не посмотреть кино. Далее по ходу действия всплывет еще пара-тройка таких роликов-интерлюдий, но мы уже раскусим авторов, поймем, что к чему.
Первая часть действия – предвоенная Англия, казармы 11-го гусарского полка, которым командует главный антигерой атаки под Балаклавой генерал Кардиган – самодур, ретроград и солдафон. Он в своем полку как барин в поместье. Для него полк – выставочная витрина собственного понимания военного дела. А понимание это сосредоточено на внешнем лоске и железной иерархии.
В полк из Индии прибывает капитан Нолан. Этот – либерал, прогрессист, со своими взглядами на обустройство армии. Взгляды у него, конечно, правильные, но им суждено захлебнуться в той трясине, коей поглощена вся британская армия. Тут будет много сцен из армейского быта средины XIX века: вербовка пьяниц и забулдыг, натаскивание абсолютно безграмотной и тупой массы, не казарма, а коммунальная квартира с пеленками, бабами и вопящей солдатней, офицерская сторона быта – солдаты и офицерье как две непересекающиеся реальности. Всё направлено на то, чтобы показать, какая гниль прячется за внешним лоском парадного выезда гусарского полка.
Кстати, ну и уродские у них, у гусар этих, шапочки блинчиком всего на полголовы и с ремешком под нижней губой. Неужели удобно носить такую дрянь?
Лиричности ради в кино добавлена небольшая ответвляющаяся сюжетная ниточка с Ноланом, влюбленным в жену товарища. И капитан, верный своим представлениям о правильном и неправильном, как может сопротивляется влечению. Ну и так далее. На самом деле, к дальнейшему эта ниточка отношения не имеет. Тут мелькает откровенная слабость сценария в отдельно взятом направлении. К чему городить сюжетную линию, коль скоро она не имеет вообще никакого значения для действия? Ружье не выстреливает в последнем акте – зачем тогда оно висит?
Вступивший в конфликт с командиром Нолан прорывается к самому лорду Раглану, типа выполняющему обязанности главнокомандующего. Ну, то, что он в реальности в Британии командовал артиллерией, значения не имеет. Тут важно подвести зрителя к личности фельдмаршала. Показать его образ, далекий от идеала полководца. Раглан выглядит потихоньку выживающим из ума дедушкой-божьим одуванчиком. Периодически впадает в маразм, путает русских с французами («Эйри! Во дворе французы. Мы окружены!» «Но сэр, французы наши союзники» «Да? Ну тогда ладно»), старчески сокрушается неладам в рядах честолюбивых генералов. Но на нем лежит отпечаток славы Веллингтона. Посему командующим экспедиционной армией назначается именно этот совершенно неподходящий старичок.
Кстати, страсти между генералами показаны отменно. Главные антагонисты – командир кавдивизии Лукан и командир легкой бригады в этой дивизии Кардиган. Уже их первая встреча не сулит совместной службе ничего хорошего. На этом фоне подзатухает конфликт Кардиган-Нолан, ибо проблемы увеличиваются с ростом веса погон, задействованных в отношениях.
Но вот наконец и высадка в Крыму. И здесь сразу марш в направлении Севастополя. Марш неподготовленный, по жаре, без воды, вымирающие от холеры солдаты, гнойные мухи, валящиеся прямо с коней под копыта трупы. Бррр… При этом уже во время войны мелькает очередной ура-бравурный мультик, изображающий несокрушимую мощь британской армии. И здесь-то, на контрасте с действительностью, как нигде всплывает ирония авторов. Тут-то и приходит понимание, что и заглавный мульт ни в коем случае нельзя принимать за чистую монету.
Ладно, едва не развалившаяся, полуразложившаяся и понесшая заметные потери армия добирается до Альмы. Вот вы много знаете фильмов, в которых показано сражение на Альме? Я, кроме этого, ни одного. Если внимательно проштудировать вышеприведенную книжку Хибберта, легко заметить, что авторы фильма в отдельных сценах боя тщательно следовали историческому описанию.
Единственная претензия, которую им можно предъявить – русские. Хорошо, что они мелькают вдали и совсем невнятно, на доли секунды. Иначе от этих образин может и стошнить. Заросшие бородой до потери человеческого облика чудовища в серых балахонах.
Продравшись через перипетии сентябрьских-октябрьских событий мы подходим к Балаклаве. Тут можно лишь заметить, что авторы стараются абсолютно точно воспроизвести действия и речи главных виновников трагедии легкой бригады – Раглана, Лукана, Кардигана, Нолана (да-да, не зря там с самого начала фильма припахали этого капитана).
В фильме 1968 года бригада идет в атаку с виду красиво, но по глубинной сути глупо. И глупость имеет куда большее значение, чем пафос «зато как они шли в атаку». Как-как, как тупое стадо баранов на убой. Разве что мундиры красивые да шапки меховые богатые. Кстати, зачем гусарам в атаке такие шапки?
Концовка атаки закономерно гасит любой ура-патриотичный пафос – здесь звучит не столько гордость за погибших дураков, и даже не горечь, сколько негодование на тут же начавших открещиваться от ответственности генералов, сваливших всё дело на капитана Нолана. Стрелочник найден, честь мундира старых пер…нов спасена, люди закопаны. Все счастливы, Англия получила еще одну блестящую рюшечку-блямбу, на которую можно любоваться.
Фильм снят отлично. Костюмы, быт, внимание к мелочам даже в массовках – всё есть. Вот представьте: идет высадка в Крыму, солдаты выпрыгивают с лодок, камера движется вдоль массовки и то тут, то там мелькают живые сценки вроде матросов, задирающих юбки шотландцам, или генералов выезжающих на берег верхом на матросах. То есть это не просто массовые сцены для антуража. Это отрепетированные и продуманные картинки-иллюстрации.
В общем так, хотите узнать об атаке легкой кавалерии под Балаклавой, но при этом не хотите читать длинные книжки – смотрите «Атаку легкой бригады» 1968 года. Прочитали длинную книжку, но не против взглянуть и на иллюстративный материал – смотрите «Атаку легкой бригады» 1968 года.
Смотреть фильм
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин