Музей дальней авиации, Энгельс. Часть 7. Летный городок

5 мин.

ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 1
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 2
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 3
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 4
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 5
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 6

Прогулку по энгельсскому Музею Дальней авиации пришлось разбить на четыре части (первая, вторая, третья, четвёртая). Добавка в виде посещения аэродрома и расставленной там техники заняла ещё две части (пятая, шестая). Тут бы и остановится, но совсем рядом есть ещё кое-что. Логически, исторически и географически связанное и с музеем, и с аэродромом. Вот мы на это быстренько и посмотрим.

Некогда территория Лётного городка в Энгельсе была режимным объектом. Обнесена забором, с контрольно-пропускными пунктами, с шлагбаумами и вертушками, с колючей проволокой и прочими прелестями военного городка.

Потом режим смягчался всё больше и больше. Были времена, когда на КПП ещё находились офицеры и солдаты при оружии, но пройти уже можно было свободно. Многие годы забор и пустые здания КПП стояли просто так, пока в прошлом, 2019-м году, их не демонтировали полностью. Но не надо думать, что на территорию авиабазы вход стал свободным – имеется новый забор, новые КПП, новые солдаты при оружии, никаких посторонних туда по прежнему не пускают.

В те времена, когда вход в Лётный городок уже был свободен, но КПП ещё функционировали, перед двумя входами на территорию были установлены два самолёта. У так называемой «первой лётки» — бомбардировщик-ракетоносец Ту-16, у «третьей лётки» — бомбардировщик-ракетоносец Ту-22. («Второй лётке» ничего не досталось, потому, что её вообще нет. Парадокс). Вот на эти самолёты мы и посмотрим. (Фотографии сделаны 05 мая 2018 г.).

музей дальней авиации
Ту-16, одна из многочисленных ракетоносных модификаций. Бортовой номер «11 красный», серийный номер 5202605. В Энгельс он, якобы, попал из Тарту.

Ту-16 выпускали с середины пятидесятых по середину шестидесятых годов. Разработанный формально как бомбардировщик (к тому же – носитель ядерного оружия), самолёт фактически стал многоцелевым. Были модификации бомбардировочные и ракетоносные, были самолёты-разведчики, самолёты-постановщики помех, самолёты-заправщики… Одни модификации переделывали в другие, потом в третьи… За десять лет выпустили полторы тысячи самолётов разнообразных модификаций. В Китае их вариант нашего Ту-16 (зовётся Xian H-6) стоит на вооружении и летает до сих пор. У нас Ту-16 официально сняли с вооружения в 1993-м году.

музей дальней авиации
Ту-16. Правый борт.

Вид у самолёта, прямо скажем, не самый лучший. Близость людских потоков и возможность с лёгкостью залезть на плоскость делают своё чёрное дело. Плюс нелепое украшательство «снежинками и гирляндами». Остекление пилотской и штурманской кабины, боковых блистеров, поста хвостового стрелка раскурочено и заменено крашеными жестянками. Верхнего блистера вовсе нет.

музей дальней авиации
Ту-16. Вид с хвоста.

В кормовой оборонительной установке не только нет пушечных стволов, но и вся её подвижная часть погрызена и зашита жестянкой. Видна и нижняя, дистанционно-управляемая оборонительная точка – тоже покорёженная и без стволов. (Верхняя точка, расположенная за пилотской кабиной, в ещё худшем состоянии). Даже не слишком вглядываясь, отлично заметно погнутые кромки оперения и крыла, покорёженную механизацию, поломанный аэродинамический гребень на левой плоскости и прочие «красоты». Увы, состояние самолёта печально.

За приваренной трубой, на которую опёрли хвостовую часть памятника, задрав ему нос, видна выпущенная «хвостовая пята» — специальная пластина, выпускавшаяся чтобы не чиркнуть хвостом по бетону аэродрома при грубой посадке.

музей дальней авиации
Ту-16. Под крылом видны два пилона для ракет. Общее состояние памятника – «поломанный, ржавый и грязный».

Возникает вопрос – какая именно установлена модификация Ту-16? Это, однозначно, ракетоносец, под крылом два пилона для крылатых ракет. Но ракетоносных вариантов было много! Что у нас есть из признаков? Главное – в носу имеется остекление кабины штурмана, а не обтекатель РЛС. Но на нём имеется блямба антенны (от помеховой станции «Сирень-Д», ещё две антенны от неё – у входов в воздухозаборники). Справа, между «бородой» РЛС и штурманским местом, на корпусе отчётливо видно закрытое заплаткой место установки носовой пушки. И заплатку явно поставили не при установке памятника, а давно и тщательно, на заводе. Систем дозаправки в полёте на законцовках плоскостей нет. Что в итоге? Вероятно, ракетоносец Ту-16КСР-2-5? Носитель сверхзвуковых крылатых ракет КСР-5?

музей дальней авиации
Ту-16. Предположительно Ту-16КСР-2-5.

Ту-16, патриархи отечественной реактивной Дальней авиации, умудрились даже всерьёз повоевать. И не за каких-нибудь арабов (хотя и за них тоже, Ту-16 активно продавались за рубеж), а в составе ВВС СССР. Ракетоносцы модификации Ту-16КСР-2-5 сохранили возможность нести бомбовую нагрузку. И благодаря этому достаточно активно применялись во время войны в Афганистане. Бомбили, в том числе, девятитонной ФАБ-9000, которую не мог поднять ни один другой самолёт.

Следующий самолёт, стоящий у другого КПП, ещё один туполевский бомбардировщик – сверхзвуковой ракетоносец Ту-22.

музей дальней авиации
Ракетоносец Ту-22КД. На щитке носовой стойки шасси нанесён бортовой номер «74 красный». Так, как место вполне доступное, номер регулярно обновляют, подкрашивают. Но на киле всё ещё виден, хоть и еле-еле, другой номер, «80 красный». Просто так, без специальных приспособлений или автоподъёмника туда не добраться, потому не подкрашивают. Можно сделать вывод, что настоящий бортовой номер был именно «80», а тот, что на щитке шасси — «декоративный», нанесённый уже после установки в качестве памятника.

Ту-22 различных модификаций в количестве четырёх штук нам уже встречались в Музее Дальней авиации. Ещё один ракетоносец Ту-22КД установлен в Парке Победы в Саратове. Чуть более подробно про наши Ту-22 можно посмотреть в заметке «Ту-22. Не самый знаменитый».

музей дальней авиации
Ту-22КД. В корме вместо дистанционно-управляемой оборонительной пушечной установки расположена станция постановки помех.

Этот самолёт установлен в гораздо менее людном месте, а потому менее раскурочен. Зато рядом дорога, и все выхлопы тут же оседают на памятнике.

музей дальней авиации
Ту-22КД. Левый борт. Видно что стабилизатор – цельноповоротный. Судя по всему, самолёт из состава 203-го гвардейского тяжелобомбардировочного полка.

Как и остальные энгельсские и саратовский Ту-22, этот самолёт попал сюда в 1994 году, из Белоруссии. Тогда на энгельсскую авиабазу перегнали матчасть 121-го и 203-го гв.тбап – «на хранение». Белоруссии стратегические бомбардировщики/ракетоносцы/постановщики помех были ни к чему и не по карману. Как оказалось, России – тоже. Из почти сотни перелетевших самолётов сохранилось всего шесть штук.

музей дальней авиации
Ту-22КД. Створки бомболюка, выполненные под контур крылатой ракеты Х-22. Целиком в бомбоотсек ракета не помещалась и полёте была полуутоплена в корпус. После пуска ракеты створки освобождались и закрывались.

Теоретически, ракетоносцы Ту-22 после проведения переоборудования могли использоваться как обычные бомбардировщики, с обычными свободнопадающими бомбами. Но в Афганистане использовались только постановщики помех. Пулять дорогущими крылатыми ракетами по босоногим моджахедам сочли слишком жирным.

музей дальней авиации
Ту-22КД.

И в Энгельсе, и в Саратове есть и другие «музейные» самолёты, и самолёты-памятники, но это уже совсем другая история.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Андрей Гузенко (Erofey)

Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.

Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ