Герои Шипки (СССР, Болгария, 1954)

фильм герои шипки

ОБРАЗЦОВОЕ КИНО

По состоянию и заслугам сегодняшнего отечественного кинематографа ведь и не скажешь, что когда он был не просто на уровне голливудского или европейского, он во многом их превосходил. Масштаб сцен советского батального кино еще не всякий превзойдет без компьютерных спецэффектов. Не верите? А вы гляньте «Героев Шипки» 1954 года.

Сюжетно, идеологически и даже художественно это прямое продолжение болгарского «Под игом». Только «старший брат», как и положено, показал класс «младшему» и забабахал настоящий мега-блокбастер (хоть тогда таких поганых слов и не знали).

Первые несколько минут хронометража как бы принимает эстафету у болгарского предшественника, показывают страдания болгар при подавлении восстания 1876 года. Ну а дальше русские братушки уже не сдерживаются и бросаются на помощь. И весь остальной фильм достаточно неплохо воспроизводит события войны 1877-78 гг. Только надо оговориться: события на главном, Балканском театре военных действий. А был, как известно, и Кавказский.

Ну да ладно, не в том суть. «Герои Шипки» наряду с образцовой батальностью служат еще отличным примером, как надо снимать кино об истории одной войны. Даже если человек в жизни не читал исторических книжек, главное он сможет схватить их кино и даже будет считать, что в принципе кое-что знает.

герои шипки скачать

ДУНАЙ, ШИПКА, ПЛЕВНА, ШЕЙНОВО

Всего в фильм включены сцены четырех больших сражений той войны. Первое: форсирование русскими войсками Дуная. Уже этот бой показан достаточно масштабно. Лодки, плывущие через реку, турецкие батареи, ведущие огонь, столбы воды от разрывов, разбитые суденышки, штыковой бой на берегу, всякие там «ура» — в общем, сражение дано как надо.

Но легендарные августовские бои на Шипке затмевают переправу и по динамике, и по драматизму. Каноническая версия показана в полный рост. Русские солдаты и болгарские ополченцы отбиваются от полчищ турок, расстреливают все патроны, швыряются камнями, сходятся в штыки. И спешащие на выручку полки подоспевают в самый последний, кризисный момент боя. Тут и музыка нагнетает настроение, и угроза жизни героям фильма.

Плевна – вернее, третья Плевна, — шикарный пример наступления плотных солдатских колонн под огнем крепостной артиллерии. Но здесь боевую часть затмевает извечное обвинение генералов в эгоистичном предательстве. Это неважно, что третья Плевна в реальности шла не совсем так, важен сам принцип, важны тезисы, заложенные авторами фильма в этот сюжет.

Ну а Шейново – это апофеоз, финал, окончательная победа. Если не над Османами совсем, то в настроении фильма. Здесь дана широкая панорма полевого сражения образца 1878 года. Красиво марширующие под огнем полки, музыка духовых оркестров, лихие генералы, огонь, дым, треск. И всё, заметьте, без единого компьютерного штришка.

бесплатное военно историческое кино

ДЕТАЛИ ФИЛЬМА

Сценарно авторы постарались охватить всю историю по максимуму. То есть показать и общественное настроение, и высший двор, и министерские европейские кабинеты, и массу исторических персонажей. Разумеется, из-за ограничения по времени им пришлось искать какие-то ходы.

Скажем, персонажей вроде императора Александра II, вел. князя Николая Николаевича, многочисленных генералов и министров они не старались показать в каком-то развитии. На каждого-то и отведено от силы по две-три сцены. И в этих сценах необходимо дать полный усредненный образ. Чем авторы фильма и занялись. Поэтому бессмысленно обвинять их в нелогичности отдельных моментов, в неправдоподобной краткости диалогов. Суть-то не в достоверности сцены, а в образе персонажа и трактовке исторических событий.

Кстати, нельзя не отметить исключение в этой череде лиц в погонах и сюртуках. Конечно, это Скобелев. Фактически единственный персонаж, на котором удалось развернуться актеру. Да он и внешне очень выигрывает – отличается от всех остальных, копирующих друг у друга и у царя бакенбарды так, что не отличишь. Неподготовленный чтением исторической литературы зритель, сможет выделить разве что как раз Скобелева да очень ярко созданного Николая Николаевича.

Конечно, трактовка образа великого князя в советском кино могла быть только одна – отрицательная. Да тут всех четко делят на «наших», которые за народ, и «ненаших» — придворную камарилью.

И обязательный штрих советского исторического кино – широкое представительство народных масс в виде отдельных солдат. Авторы так увлекаются этими небольшими героями, что суют их в каждую сцену, не заботясь тем, что логически один и тот же солдат не может оказаться и в том сражении, и в этом одновременно. Такие мелочи авторов никогда не заботили. Главное – достижение художественного эффекта.

Но еще раз в завершение обзора: «Герои Шипки» — образцовый военно-исторический фильм с массовыми батальными сценами. Сегодня уже можно придираться к кое-где просто нарисованным на пленке спецэффектам, к говорящим с кавказским акцентом туркам, к орудиям, стреляющим без отката. Валяйте, если не лень. Но это, право, такие мелочи на общем фоне отличного кино, что и поминать о них стыдно.

А может вы, посмотрев, скажете: пропаганда? Ну так попробуйте. У нас есть, что на это ответить.

Смотреть фильм

Скачать фильм

Герои Шипки
Файл avi, 2,05 ГБ

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ