Завершает цикл воспоминаний Гаральда Карловича Графа лебединая песнь Балтийского флота в виде книжки «Революция и флот. Балтийский флот в 1917–1918 гг.» И даже не лебединая песнь, а похоронный марш. Эмигрант, приближенный самозваного императора Российского (как в кино «Корона Российской империи») Кирилла Владимировича, бесконечно враждебный власти, установленной большевиками, не мог принять концепции «власти приходят и уходят, а Россия остается». Потому он и выражает настроение «всё, русского флота больше нет».
Но начинается том с февральско-мартовских событий в Гельсингфорсе, Кронштадте и Ревеле – основных баз Балтийского флота во время зимней спячки. В общем-то хорошо известно, что после отречения Николая II начались избиения матросами адмиралов и офицеров. Сам автор как бы вообще устраняется и описывает события, участником которых он вроде бы и не является. Это очень странно. Так и хочется спросить: а вы, Гаральд Карлович, что делали? Но это не важно. Не погиб – и ладно.
Зато смерти многих офицеров им описаны детально. Где-то изложение правдиво и вполне сочетается с современными данными, а где-то автор ударяется в пересказ баек. Гадать читателю не придется, подстрочные замечания редактора разъясняют все темные и неверные моменты книги. Но следует отметить, что цифры жертв революционных событий у Графа не сильно отличаются от общепринятых. И если кто думает, что матросы буквально залили флот кровью, то вот вам число: около ста убитых по всем базам и кораблям флота. Много или мало – каждый решает сам, но объективная реальность такова.
Не мне, конечно, учить боевых офицеров писать мемуары, но чувствуется какая-то рассинхронизация в отдельных главах. Автор сначала дает боевые события вплоть до прорыва немцев в Рижский залив и боев за Моонзунд (помните книжку Пикуля или может быть одноименный фильм?), а потом в других главах снова отматывает назад и начинает рассказывать о судовых комитетах, о Центробалте, о развале флота.
Вот как раз тут и нестыковка. Отвратительно проведенная нами оборона Ирбенской позиции и прорыв немцев в Рижский залив – это, естественно, прямое следствие полного распада и флота, и армии. Рассказ об этом вроде бы лучше поместить после главы о комитетах и прочих революционных органах управления. Тогда ход боевых действий и их характер для неподготовленного читателя стал бы яснее.
Но наверное большинство читателей таких книг люди подготовленные и кое-что о Февральской революции, Приказе номер один, комитетах и митингах слышали. Вряд ли сюда забредет случайный человек. Но если забредет, то мы его предупредили.
Граф доводит описание жизни или, по его мнению, агонии Балтфлота до лета 1918 года, когда адмиралов и офицеров начали уже расстреливать централизованно, по решениям трибуналов, а гражданская война закипела во всю мочь. Но об этих событиях, то есть уже после ухода флота из Гельсингфорса, автор уже не может писать как очевидец. Он остался в Финляндии, оставив службу.
И это тоже любопытный момент в его книге. Нет, не собственная судьба, которой он в общем-то и не касается, а его приговор офицерам, перешедшим на службу в красный флот. Мы уже отметили, что Граф похоронил и флот, и Россию под пятой большевиков. Россией такие, как он эмигранты, считали, естественно, себя. А всех оставшихся по ту линию фронта сочли предателями.
При всем моем личном уважении к офицерам, сражавшимся и с японцами, и с немцами в первую мировую сочувствовать таким мыслям не могу. История показала, что флот не умер, что, действительно, власти приходят и уходят, а Россия остается. Где были эти эмигранты в 1941-ом? Кто-то да, в немецких лагерях. Как сам Гаральд Карлович Граф. А кто-то вел спокойную мирную жизнь в оккупированной нацистами Европе, в Америке или в экзотических странах. Но кто-то ведь пошел служить немцам. Как раз из числа так нахваливаемых автором не смирившихся с большевиками офицеров. Зато обруганные и опозоренные им оставшиеся в Росси, если пережили сталинские репрессии, служили в советском флоте и защищали Родину. Да и те, кто погиб в 1937-38-ом годах, сделали немало для еще одного возрождения Балтийского флота.
Кстати, странно было для человека, однажды видевшего и гибель флота (Цусима) и последующее его возрождение (том второй, «Императорский Балтийский флот между двумя войнами, 1906–1914 гг.»), не признать возможности еще одного возрождения, уже после революции. Вот это-то неверие и развело оставшихся русскими и эмигрантов.
Цитата:
«Когда происходили вышеописанные события на «Андрее Первозванном», на соседнем «Императоре Павле I» наблюдалась картина ещё ужаснее.
Бунт вспыхнул с того, что в палубе был поднят на штыки штурманский офицер лейтенант В. К. Ланге, якобы за то, что числился агентом охранного отделения; в действительности, конечно, ничего подобного не было.
На шум, поднятый во время этого убийства, немедленно пошёл старший офицер старший лейтенант В. А. Яновский, предварительно послав дежурного офицера мичмана Шуманского передать распоряжение офицерам, чтобы они шли по своим ротам.
Передав это приказание, мичман Шуманский и несколько других офицеров быстро направились по коридорам к ротам. В коридоре им навстречу шла группа матросов.
Мичман Шуманский её как‑то случайно проскочил, а следующий, лейтенант Н. Н. Савинский, был остановлен. Матросы просили Савинского не ходить далее, так как его убьют.
Лейтенант Савинский был совершенно безоружен и на это предупреждение только поднял руки кверху и сказал: «Что же — убейте.» Ив тот же момент, действительно, был убит ударом кувалды по затылку. Его убил подкравшийся сзади кочегар Руденок, из крестьян Полтавской губернии.
Когда предупреждавшие Савинского матросы хотели его перенести в лазарет, убийца ещё несколько раз ударил его по голове кувалдой.
Той же кувалдой кочегар Руденок убил и проскочившего толпу мичмана Шуманского. Он же убил и мичмана Булича.
Старший офицер, старавшийся на верхней палубе образумить команду, был ею схвачен, избит чем попало, за ноги дотащен до борта и выброшен на лёд.
Командир этого корабля капитан 1–го ранга С. Н. Дмитриев на защиту своих офицеров выступить не решился, успокоить команду не пытался и просидел в течение всего острого момента в кают–компании, предоставив каждому действовать по своему усмотрению.»
Гаральд Карлович Граф. Революция и флот. Балтийский флот в 1917–1918 гг.
Воспоминания Г.К. Графа
- Моряки. Очерки из жизни морского офицера 1897‑1905 гг
- Императорский Балтийский флот между двумя войнами. 1906-1914 гг
- Флот и война. Балтийский флот в Первую мировую
- Революция и флот. Балтийский флот в 1917–1918 гг.
Скачать книгу
Формат fb2, 3 МБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их.»
Рэй Брэдбери