Сериал «Годунов» — рецензия

7 мин.

сериал годунов рецензия

СЕРИАЛ «ГОДУНОВ»

Не буду оригинальничать и эпиграфом возьму самое очевидное, но, вместе с тем, бессмертное:

«Бориску? Бориску на царство? Так он, лукавый, презлым заплатил за предобрейшее, сам захотел царствовать и всем владети!»

Отечественный кинематограф неисправим. Как и телевидение. (А кстати, художественный мини-телесериал – это телевидение или кинематограф?). У нас «хотят» — хотят снять хорошо, дорого, качественно. У нас «рассказывают» — что сняли хорошо, дорого, качественно. У нас… у нас нихрена не получается сделать так, как хотели, и как об этом рассказывали. Традиционно.

Вот, намедни по ТВ показывали сериал «Годунов», я его осилил за два вечера, что называется, «в записи».

Восемь серий – от момента зачисления Бориса Фёдоровича Годунова (для краткости — BFG ;-), или просто БГ 😉 ) в опричную службу, до выкликания его на царство. Почти тридцать лет.

Вторые восемь серий, которые планируют показывать в следующем году – это, видимо, семь лет годуновского царствования. Ну, может ещё и Смуту зацепят (хотя, при чём тогда будет именно «Годунов»? Лжедмитрия смогла пережить только его дочь Ксения, а жену с сыном благополучно и безотлагательно пустили в расход).

Кстати, титров что вот это, типа, 1570 год, а это уже 1598, в сериале нет. Очень-очень редко замогильный закадровый голос скажет что-то типа «долгожданная дочь царя Фёдора Иоанновича умерла через два года после рождения, царь от этого переживал, захворал и тоже помер». (О том, что у царя было несколько мертворожденных детей и переживания подобные были для него не в новость, и что помер он сам аж через четыре года после дочери как-то умолчали).

Поэтому, зритель дорогой, догадывайся сам, что вот тут, в начале первой серии, Годунову 18 лет (а актёру 45, между прочим). А вот это – уже 1584 год, хотя десять минут назад был только 1571. А в последней серии дочери Годунова и вовсе должно быть шестнадцать лет, невеста, а она всё маленькая девочка.

Играет заглавную роль светоч нашей культуры, переигравший всех, от бандюка до бога и вообще наше всё – Сергей Безруков. Ну да, честно признаюсь, хоть он и входит в «табаковскую большую тройку» (Машков-Миронов-Безруков), я его, в отличие от первых двоих, мягко говоря, не жалую. Так уж сложилось. И единственной его хорошей ролью считаю «безногого Безрукова» — генерала Каппеля в фильме «Адмирал». Вот этот накокаиненный истерично-безрассудный позёр у него получился отлично.

А остальное… Я бы порекомендовал Безрукову и его агентам присмотреться к фигуре белого красного генерала Слащёва-Крымского и продавить прачечную министерство культурки на кино про него – как раз подходящая фигура и типаж. А Борис Годунов (с которым Безруков почти сравнялся в возрасте только к самому концу последней серии) из него никакой. И даже не из-за актёрского мастерства. Из-за бездарного сценария.

сериал годунов рецензия

Годунов-то, если разобраться, фигура презанятная. Многогранная, многоплановая. И подать её можно хорошо. Но – увы. В стремлении отмыть чёрного кобеля добела из БФГ сериальщики сделали эдакого невинного ангела, только без крыльев. Вся его карьера от опричника до единственного «регента» при аутичном Фёдоре Иоанновиче словно сама собой сложилась, случайно.

Каких-то там козней, интриг и прочего (пусть и с надуманной благородной целью, чтоб перед нынешним зрителем оправдать), да просто осмысленных реальных действий Годунова – просто нет. Болтается он по жизни, как э-э-э… пенопласт в проруби. Плывёт себе по течению. Никакого выбивания «из грязи в князи».

И мелодрамы, мелодрамы вбабахали сверх всякой меры. И на Марии-то, дочери некоего Григория Лукьяновича Бельского (более известного как Малюта Скуратов) он чисто по любви женился. И сестру Годунова, Ирину, будущий царь Фёдор Иоаннович сам выбрал, тоже от большой любви. И так далее, и тому подобное.

(Даже неземную страсть патриарха Филарета Фёдора Никитича Романова к инокине Марфе Ксении Ивановне Шестовой изобрели, ведь будущий царь, «выберем Мишу – он будет нам поваден», — их рук дело).

Ну ладно, нет у вас денег на массовки, большие декорации и качественную компьютерную графику. Пусть. Простительно.

Хотя как в сериале показали знаменитое многодневное сражение с крымцами под стенами Москвы во время набега 1591 года (тогда был последний раз, когда татары смогли до Москвы дойти) – это просто рукалицо, обнять и плакать. Десять русских ратников, пять облезлых крымцев, никаких боестолкновений – татары просто убежали ночью, потому, что их испугал ложным известием хитроумный Годунов. Хорошо, хоть не лично.

(О том, что русские полки не только не преследовали потом татар полтора месяца, перебив половину ещё оставшихся после сражения, но просто даже не сразу заметили, что татары слиняли под покровом темноты, не стоит и упоминать).

В тонкостях архитектуры, интерьеров и костюмов конца шестнадцатого века я не разбираюсь, посему к ларям, скамьям, тафьям да охабеням тоже придираться не буду. (Вот только, как мне кажется, Собор Василия Блаженного в те времена был просто белоштукатуренный, с позолоченными луковками, а не тот расписной пряник, как сейчас).

Пусть герои, все, от царя боярина Василия Шуйского до думного дьяка Андрея Щелкалова, за тридцать лет вообще не изменились и не постарели. И говорят все, от холопа доврового до царя, на одинаковой странной смеси французского с нижегородским нормального языка с псевдодревнерусским (не то, чтобы сильно слух режет, и терминов, как таковых, современных не используют, но получается ненатурально, «паки, паки… иже херувимы! Житие мое…» Так и хочется автору диалогов ответить – да какое житие твое, пёс смердящий!

Пусть есть многочисленные отступления от исторических фактов и вымысел – художественное кино всё-таки, если это работает на результат, почему бы и нет? Вполне простительно.

сериал годунов рецензия

Вот только не работает! Потому, что результата нет!

Бредовый сценарий, никакущий сюжет.

Нам не рассказывают о постепенном возвышении Годунова (пусть и выписанного истинным «фиником добродетели»). Сценарий нам демонстрирует просто набор непойми чего.

Вот неискушённый зритель, уже серии три как привыкший, что круче Годунова в государстве никого нет, смотрит, как царь Фёдор Иоаннович назначает его только вторым воеводой, после Мстиславского, и удивляется зритель — а почему же так? А потому, что даже несмотря на сестру-царицу, Годунову всё равно пришлось долго и упорно бороться с боярскими кланами и пробиваться наверх.

А автоматически, после воцарения Фёдора, никто Годунову банку варенья и корзину печенья не выдал. (И, несмотря на свои многочисленные таланты, полководческого дара Годунов был лишён начисто и «к рати был неспособен»). Вот только зрителю этого не показали.

Сценарий не только дурацкий, он ещё и нелогично «разбрасывается» в стороны.

Вот зачем посылали с тайным следствием, лично и инкогнито, Фёдора Романова в Холмогоры? Показать, какие англичане коварные и хотят по Оби насквозь через Сибирь в Индию плавать? (sic!) Зачем в Ригу за «королевой Ливонской» Марией Владимировной Старицкой кроме англичанина Горсея ездил лично Василий Шуйский? Зачем вообще эту линию вводили?

Толком и не объяснив зрителям – откуда в Ливонии вообще взялась королева, да ещё и дочь двоюродного брата Ивана Грозного. Могу только предположить, что ввели Марию Старицкую только затем, чтоб она, насильно постриженная в монахини, встретилась с Ксенией Годуновой, тоже постриженной. Во время знаменитой осады Яном Сапегой Троице-Сергиевой лавры во времена Смуты они обе были там, за монастырскими стенами. Да, киношники (и не только киношники) такие повороты и совпадения любят.

Но боже мой, как эти ответвления топорно сделаны!

«Углицкое дело». Как оно там было на самом деле мы, конечно, никогда не узнаем. Многие историки вполне обоснованно считают, что царевич Дмитрий Годунову вообще никак не мешал и убивать (да ещё так нелепо, напоказ) практически незаконного сына Ивана Грозного (от шестой, седьмой, восьмой, какой-то там по счёту, жены, не признаваемой законной православием) за которым не было реальной силы, не имело никакого смысла. Тем более, у царя Фёдора с Ириной постоянно дети рождались – мёртвые правда, но, была надежда, что кто-нибудь да выживет.

И ведь как это можно было бы обыграть! Что эпилептик Дмитрий таки сам «ткнулся на ножичек» во время пресловутой игры в свайку, а чёрная молва всё повесила на Годунова. Или что это была провокация его политических противников. Или это было излишнее рвение его неумных подчинённых. Или, всё же, его обдуманное решение, но как результат – неожиданные мучения совести и «мальчики кровавые в глазах». Или просто многозначительно умолчать, недопоказать, недоговорить, расставив улики за и против, типа, зритель, думай сам.

Да тысяча и один интересный способ. А что показали нам? Дмитрия стопроцентно убили. Годунов стопроцентно непричастен. А виновата – тадам! – его жена, «малютина кровь».

Вы там вообще уже рехнулись, сценаристы?

Вообще, Мария Григорьевна в их с Борисом супружеском тандеме самый пробивной и хитроумный элемент, на экране мелькает нечасто, но основной карьерист и мечтатель «залезть повыше» — именно она. А Борис так, ушами хлопает. О том, что он умный и хитрый приходится додумывать постоянно самому, драматургическими приёмами это не показано вообще никак, скорее наоборот — никакого лицемерия, сплошная святая простота и наивность.

Даже известный эпизод, от ненатуральности которого плевались современники – когда Бориса долго «уговаривали» на царство, а он ритуально отнекивался – тут подан на полном серьёзе.

сериал годунов рецензия

Ладно, оценка сценарию 1 из 10, что там ещё?

Актёры? Ну, неплохих поднабрали, но им играть тут, по сути, нечего. Персонажи один картоннее другого. Ходят, реплики говорят, руками машут. Средненько. Да ещё двух самых лучших, Маковецкого и Сухорукова, быстренько спровадили из сериала.

Героя первого, Ивана Грозного, милый человек Богдан Бельский подушкой придушил (ага, вот только в этой исторической сплетне вторым действующим лицом и участником смерти Ивана Грозного является как раз Годунов, которого в сериале дёшево отмазали – пока он, от постели умирающего царя, покурить вышел, всё без него и заверте…).

А героя второго, Малюту Скуратова, и вовсе где-то за кадром в Ливонии хлопнули, во время осады замка, о чем печальный закадровый голос и поведал (тут хотя бы исторически верно).

Как я уже сказал, натурные и массовые съёмки – убогонько. Интерьерные съёмки – небогато. Съёмки явно велись ровно в два периода – две недели летом (и тогда в кадре обильная яркая зелень, что в мае, что в октябре), и две недели зимой (и тогда в кадре чуток натурального снега – что поделать, та зима была малоснежная, если помните).

Изрядную часть натуры, кстати, снимали в Суздале, благо огромное количество разнообразных церквей, монастырей и прочих построек, позволяют снимать там что угодно (от домонгольского «Рублёва» Тарковского, до «Женитьбы Бальзаминова» мирного девятнадцатого века).

Сериальный Углич и вовсе полностью снят на территории суздальского Спасо-Ефимиевого мужского монастыря. (Информация не из интернета а из личных наблюдений – сам там ходил, видел, узнал).

Архитектура по времени, кстати, подходит, а монастырские стены, построенные на сто лет позже, в кадре мелькают случайно, по недогляду операторов да монатжёров.

Кстати, на территории этого монастыря находится родовая усыпальница князей Пожарских, там похоронен и самый известный их представитель, Дмитрий Михайлович Пожарский, военный руководитель второго земского ополчения, которому пришлось расхлёбывать ту кашу, что заварилась после смерти Годунова, и что булькала в котле русской Смуты почти десять лет.

А вот Москва, Кремль, компьютерно нарисованные – какие-то никакие. Дёшево. Широких планов вообще нет.

Впрочем, как я уже говорил, съёмки города типа «герои беседуют у непонятной стенки», съёмки природы типа «герои едут в возке по лесу» и интерьерные съёмки типа «герои сидят в маленькой тёмной комнатке, завешанной траченными молью коврами» можно простить.

Бестолковый сценарий простить нельзя.

Оценка «неудовлетворительно». Как говорится, садись, два!

PS

Один из режиссёров, как оказалось, был режиссёром сериала «София». Ну, ясно-понятно, видна жо… э-э-э рука мастера.

Актёры (просто по именам знакомым пробегусь): Безруков, Маковецкий, Сухоруков, Ходченкова, Мерзликин, Стеклов, Пегова, Ковальчук, Ильин (но не тот, а его брат), Никоненко, Клюев, Колокольников, Барковский и иные многие знакомые физиомордии.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Андрей Гузенко (Erofey)

Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.

Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ