РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ЛЕГЕНДА О КОЛОВРАТЕ»
Еще полгода назад, как только увидел трейлер, уже запланировал начать рецензию на фильм «Легенда о Коловрате» так: «Посмотрел сегодня «Коловрата». Ну что тут сказать? А «Викинг» не так уж и плох». То есть загодя я уже сформулировал свое резко негативное отношение к фильму. Дескать, там сплошные трэш, угар да клюква в сахаре. Всю же последующую часть текста придется посвятить объяснению того, почему я был неправ.
Но сначала несколько слов «за историю». Ведь непременно же «Коловрата» будут разбирать по косточкам, примечая, где с точки зрения истории накосячили авторы фильма. Имеют ли критики право на это? Безусловно. Имеют ли они основания к придиркам? Однозначно да. Но хуже другое – они имеют желание к занятию придиризмом. У меня же это желание по мере просмотра вымело начисто.
Дело в том, что авторы совершили гениальный в своей простоте и верности ход. Они не назвали фильм «Евпатий Коловрат». Они назвали его «Легенда о Коловрате». И по-моему, с упором на «легенда». Вы спросите: что это меняет? Всё!
Вы же не будете всерьез разбирать историческую основу старого (и кстати неплохого) советского фильма «Илья Муромец». Ну, былина и былина. Проще говоря, сказка. Правда, сказка с идеологической подоплекой, с серьезным патриотическим фундаментом. Кстати, если уж говорить «за историю», «Илья Муромец» заслуживает более пристального научного разбора, чем «Коловрат». Хотя бы потому, что формально от Муромца остался скелет (будете в Киеве, спросите в Лавре), а от Коловрата только легенда.
Вы спросите: а почему это авторы фильма скатились к сказке, а не стали снимать историю? Ну, знаете ли, это, вообще говоря, их дело. Главное, они честно предупредили зрителя выбранным названием. Вот вы же не спрашиваете, почему Питер Джексон любит снимать про хоббитов, а не про легионеров. Да, жаль, что не снимают у нас масштабное и достоверное кино о монгольском нашествии, иге и вообще о русском средневековье. Но это вопрос уже не к конкретным режиссерам-продюссерам, а ко всему кинематографу сразу.
Былинный, сказочный стиль господствует не только в сюжете, он есть суть картинки. Трейлер формирует отталкивающее впечатление: фу, лубок, клюква, дурно нарисованная глянцевая прилизанная Русь, какие-то чудные раскрашенные как бабы монголы да русский медведь, рвущий вся и всех. Да, трейлер сделан плохо, он безвкусен, он вредит фильму. Кино на проверку оказывается куда лучше и слаженнее. В сюжете есть определенная логика. Ну а в раскрашенных монголах, в медведе?.. Может быть, подсознательная попытка снять что-то, чуть-чуть похожее на «300» (кстати, к этим новым «300 спартанцам» ведь тоже всерьез никто не придирается, посмеялись-посмеялись на фэнтези-спартанцами, а до сих пор вспоминаем).
Да, так вот, картинка. Действительно лубочно-глянцевый стиль. Абсолютно в канве жанра – легенда, былина и или, если угодно, назовем его поганым неправославным словом фэнтези. Но знаете, что я скажу? Если расслабиться, не сосредотачиваться на критике, а просто смотреть кино, этот лубок совсем не раздражает. Декорации и декорации. Не хочется ни приглядываться к стилю рубки углов у изб, ни к мечам, ни к доспехам, ни к пешим татарам, выстраивающимся с большей четкостью, чем римский легион. Тут ведь главное, было бы что и кому играть на фоне декораций. И тут есть. И что, и кому.
Сюжет для российского кино скроен вполне прилично. Есть цельная история, есть драма, есть персонажи, есть внятная мотивация их поступков. Да, есть, скажем так, исторические недостоверности. Но мы заранее всё оправдали словом «легенда». Пропускаю небольшое вступление с представлением еще детьми главных героев. – Коловрата и его Настеньки. Сразу после заглавного титра мы уже в Рязани накануне нашествия Батыги.
Кому-то может не понравиться ход с Коловратом, ежедневно попадающим в день сурка (сказывается черепно-мозговая травма). А по мне так хотя бы немножко неординарно. Каждое утро герой просыпается в панике, забыв всю свою жизнь после травмы. И каждое утро жена начинает с растолковывания своему благоверному сути его жизни. Тут, кстати, слегка перебрали в сцене с голой женщиной, но в оправдание авторам можно сказать, что сама женщина-то ничего так, хорошенькая. На большее авторы не пошли, иначе выпали бы за рамки «12+». А этого в данном случае делать не надо. Детям кино понравится. Даже тем, кто «12-».
Коловрат – десятник в дружине рязанского князя. Не собираюсь ни спорить, ни обсуждать сочетание слов «боярин» и «десятник». Славен он тем, что обучает свой десяток неординарно, готовит воинов не к индивидуальному бою, а к слаженному действию строем, командой. Это позволяет авторам фильма логично обосновать успешность действия горстки «коловратовцев» против превосходящих сил противника.
Тут замечу, что в «Легенде о Коловрате» постарались удержаться в рамках хоть какой-то достоверности действий. Десяток Коловрата отнюдь не наваливает вокруг себя горы трупов, не валит «налево улочку, направо переулочек». Ну да, бьют, конечно, много татар, но всё же не один на сотню.
Почему авторы задействовали всего десяток, а не хотя бы сотню? Может быть, они старались избежать хотя бы обвинения в страшном преувеличении противоборствующих сил. И татар не мириады, и князь рязанский имеет в строю не тысячи.
Кроме того, в десятке проще почетче прописать нескольких персонажей. И они прописываются. Сам Коловрат – это очевидно. Кстати, на его примере хорошо показать тенденцию нынешнего кино к приземлению героев. Евпатий не «шварцнегер», не «ален делон». Простой мужичонка, среднего росточка и средней же привлекательности. Таковы и его спутники. На первом месте по яркости и запоминаемости, конечно, правая рука Коловрата дружинник Каркун. Ему выделена роль циничного сурового шута, отмачивающего нарочито хриплым голосом ну хоть что-то тянущее на шутки.
Отскочу от партии Коловрата и уделю еще немного внимания его жене, уже сверкнувшей обнаженной грудью в нашей рецензии на «Легенду о Коловрате». Всего-то несколько эпизодов с ней, но сколь она разная в них. Дали возможность актрисе раскрыться. И не только в смысле одежды. То она мечтательно настроенная любящая жена, то намучившаяся с своим немножко ненормальным мужем баба, то хозяйка дома (тут, кстати, самая густая клюква с песнями а-ля народные). Ну а сцене с погибелью Рязани ей всего-то уделено несколько секунд. Но и тут она успевает сыграть еще одну сторону характера – непреклонную русскую женщину, предпочитающую смерть в огне милости врага.
Да, так вот немножко спойлерно коснулся одной из мотиваций действий Коловрата. Впрочем, фильм «Легенда о Коловрате» не о мстящем за «сожженную хату» обиженном на врага мужике. Нет, фильм снят патриотизма ради. Причем русского патриотизма. Самое приятное здесь то, что наконец-то кинодеятели перестают стесняться слова «русский». А то я уж начал думать, что у нас его выжгли. Но нет. Жив еще русский дух в былинах кинематографа.
Если бы речь шла о серьезном историческом кино, конечно, тут был бы перебор с крутизной русских, непреклонно идущих по следу многочисленного врага и бьющихся с ним, невзирая на его численность. Но в пропагандистском (в хорошем смысле слова, не будем его стесняться) кино это самое то. Норма выдержана хорошо. Хорошо наложенный на героическое видео звуковой ряд пробирает даже такого старого дяденьку как я. Чего уж там говорить о мальчишках.
Скорее всего, именно за эту патриотическую (жирно-патриотическую, пропагандистски-патриотическую) составляющую «Легенды о Коловрате» его будут поливать помоями. Но вы присматривайтесь к тем, кто ругает. Если это человек, скажем так, не особо отличающийся патриотизмом, если такой ругает кино, значит, оно удалось, попало в цель.
Есть ли минусы у фильма? Э, а у кого их нет. Конечно есть. Скажем, я бы придрался ко многим деталям сюжета. Ну, например, нормальному человеку в голову не придет пустить в шатер к самому Батыю добрый десяток русских воинов с мечами, ножами, луками и стрелами.
О, кстати, отскочу к фигуре Батыги. Думаю, над ним тоже будут ржать. Особенно любители исторической критики. Но как по мне, так этот персонаж просто блеск. Весь такой женоподобный, накрашенный сверх меры, с длинными волосами, в халате. Ну или баба, или гермафродит. Но при этом суровый, хладнокровный, умный, решительный. Черт, не персонаж, а бомба. Даже жаль, что ему не дали больше места. Он бы способен затмить и Коловрата. Точно не уступит Ксерксу из «300».
Да, так вот, к косякам. Я бы, конечно, убрал сцену с русскими пленниками под столом, вычистил бы откровенно пересоленную сцену с медведем, кое-где приуменьшил бы акценты, кое-где усилил бы их. Но не факт, что получилось бы лучше. Может быть, логичнее, разумнее, но менее атмосферно, менее способствующее созданию настроения у зрителя.
А настроение создается. Что чаще всего происходит в зале, когда заканчивается фильм, начинаются титры и загорается свет? Зрители активно копошатся, встают, одеваются, переговариваются, выходят. Здесь же весь зал так и остался сидеть еще на какое-то время. Полная тишина. Все под впечатлением. Да, и я тоже. Даже домой потом ехал, поглощенный размышлениями и анализом, почему? Почему мне понравилось это кино, от которого я ожидал самого плохого?
На выходе из зала спросил у парнишки лет шести: «Понравилось». А он: «Да!» И глазенки светятся. Или я, старый дяденька, уже впадаю в детство, или и вправду фильм удался. Во второе мне больше хочется верить.
8 из 10
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин