Затерянный город Z — рецензия

рецензия на фильм затерянный город z

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ЗАТЕРЯННЫЙ ГОРОД Z»

Был повод обрадоваться: некогда весьма популярный жанр путешествий и приключений попытался вернуться на большой экран. «Затерянный город Z», таинственное Эльдорадо, первая четверть XX века – это же как раз то, что так волновало юношеские умы в приключениях профессора Челленджера. Кто смотрел или читал произведения Конан Дойла, тот поймет. Кто не сообразил, вот вам подсказка: «Затерянный мир». Пропустить подобный фильм любитель приключенческих путешествий не мог. Но он был жестоко обманут.

Начнем с того, что сюжет рассказывает не о каком-то путешествии или поисках затерянного в Амазонии города. Хотя формально он рассказывает именно об этом. Нет, «Затерянный город Z» сосредотачивается на личности исследователя майора Перси Фосетта, который сделал поиски города целью своей разрушенной в хлам жизни. Добрая половина фильма как раз посвящена соплям, сопровождающим разрушение семейного гнездышка Фосеттов в угоду мечте всей жизни ее главы.

Фильм охватывает добрых 20 лет жизни майора, являясь, таким образом, не приключенческим, а, скорее, биографическим. Само по себе это, может быть, и неплохо. Жаль, конечно, разочаровываться, не получив приключений, но раз тут биография – пусть будет биография. Начинается всё не так уж и плохо. Перси, стремясь восстановить порушенную честь рода, подряжается ехать на границу Боливии и Бразилии с целью пройти по неизведанной реке и размежевать земли двух государств. Именно в этом первом путешествии он слышит историю про затерянный в джунглях город и тут пошло-поехало. Сюжет пропал. Причем, казалось бы, на самом перспективном месте, на поисках таинственной древней цивилизации.

Здесь требуется сделать некоторое отступление. Будучи критически настроенным ученым, автор рецензии со скептицизмом смотрит на всякие романтические мечты о прячущихся где-то в джунглях невероятно развитых цивилизациях. Но он готов простить их по отношению к фильму по двум возможным оправданиям. Первое: развлекательный фильм в духе Индианы Джонса, то есть без особых претензий на достоверность. Второе: фильм об убеждениях Фосетта, пусть об убеждениях неподтвержденных, но ведь авторы не отвечают за своего героя.

рецензия на фильм затерянный город z

Что же из истории о «Затерянном городе Z» умудрились вылепить авторы фильма? Вдохновенную проповедь о толерантности. Да, вот так вот, как бы это ни неожиданно прозвучит. Дескать, индейцы во всем равны белому человеку, подтверждением чего служит цивилизация, превосходящая возрастом европейскую. И эта мысль так или иначе вращается и возвращается. Однажды с высокой трибуны ее толкает сам майор Фосетт.

Мне глубоко наплевать на справедливость или спорность этого надуманного утверждения. Но мне не наплевать на то, что смакование антирасизма (который по определению тоже является расизмом) безнадежно портит потенциально неплохое кино. Современное понимание толерантности, примененное к фильму о начале XX века, выглядит довольно глупо. И уж конечно ни разу не исторично.

Сюда же следует добавить легкую едва ли не социалистическую пропаганду. Ведь главный герой – вытолкнутый из аристократического общества человек. Все аристократы в кино сплошь оказываются негодяями. Хорошие люди бывают лишь из низов общества. И пошло-поехало. Неудивительно, что именно Фосетт толкает с трибуны антирасистские речи.

И уж припечатаем сверху совершенно лишний элемент – пропаганду феминизма. Носительницей этого направления мысли в кино является жена майора. В своем фанатичном стремлении уравняться с мужчинами и отправиться в экспедицию она плюет на малолетних детей. Я уж не говорю, что речи ее: а) слишком современны, б) вообще нарушают логику отношений мужа и жены. Как-то уж очень торчком встает в них эта речь. До и после нее миссис Фосетт терпеливая Пенелопа и добросовестная мать. Таким образом всунутая в середину сюжета речь нарушает целостность образа персонажа. Да и не ведет ни к каким последствиям. То есть лишена всякого смысла. Кроме разве что желания авторов фильма поддержать феминизм.

рецензия на фильм затерянный город z

Теперь об общем впечатлении от сюжета. Оно полностью испорчено плохо написанным сценарием. Общая канва жизни Фосетта выдерживается и всё, больше тут нет ничего толкового. Нет ни более-менее увлекательной истории о путешествиях, нет приключений, нет каких-то теорий о «Затерянном городе Z» или о развитии человечества вообще. Никаких мыслей Фосетта на тему главной цели его жизни. Такое впечатление, что за 20 лет он ничего не придумал. Да по сути и ничего не нашел, кроме нескольких черепков глиняной посуды.

Но эта пустота еще полбеды. Окончательно добивает разумного зрителя полное пренебрежение деталями. Такое впечатление, что сценарий писали несколько человек по принципу письма, писанного Дядей Федором, Матроскиным и Шариком. Пример: плывут себе исследователи на плоту по реке. Плывут, значит. Долго, недели или месяцы. У одного разболелась нога, надо отправить его назад, иначе крышка мужику. И вот они уже, оказывается, не плывут, а стоят на берегу и выделяют пострадавшему лошадь! Да что же это такое?! Какая к дьяволу лошадь? Вы сами-то можете отмотать на пару минут назад и посмотреть, что путешественники у вас только что плыли на плоту с несколькими корзинками еды и ни одной лошадью в окрестности двухсот миль!

Или вот вам еще пример отношения авторов фильма к деталям. Плывут себе, значит, путешественники на плоту (уже в другом путешествии), жратва кончилась, обессиленные валяются они на настиле, паруса на плоту нет. Но плот уверенно продвигается к цели. К истоку реки. То есть против течения. Ага, не иначе как на моторе или на упряжке из пираний.

Знатоков первой мировой войны порадует сцена атаки англичан на немецкие позиции. Причем немцы отражают ее… газовой контратакой. Тут остается только руками развести.

Таких примеров откровенной халтуры можно привести много. Они однозначно делают погоду и сильно портят общее впечатление. Но всё-таки проблема «Затерянного города Z» гораздо глубже – у съемочной группы просто не получилось снять хорошее кино. Они не смогли создать внятной истории, они не смогли написать сценария, они не смогли сцепить воедино отдельные сцены, просто сменяющие друг друга на экране, они даже не смогли заставить меня сопереживать героям. Они смогли лишь испортить потенциально увлекательный сюжет.

Некоторые посмотревшие хвалят картинку, красоты Бразилии или Англии. За это не отвечу. Очень уж темной выглядела картинка в кинотеатре, где я смотрел «Затерянный город Z». Как будто снимали в полумраке. Хотя да, в трейлере вроде всё выглядит красочно.

5 из 10

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ