«Военно-исторический журнал», №10 2020

4 мин.

Военно-исторический журнал

«ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ», №10, 2020

Десятый номер «Военно-исторического журнала» начинается с продолжения одного из материалов номера девятого. Там история отношений России и Англии прошла через царствования Екатерины II и Павла I. Здесь рассматривается первая половина царствования Александра I: «От войны к союзу».

Общая канва событий хорошо известна. Наполеоновские войны, Тильзитский мир, разрыв отношений с Англией, дело дошло до боевых действий. Мы даже писали о паре эпизодов: «Бой русского катера с английским фрегатом» и «Бой русского линкора с двумя английскими».

Да, общая канва известна, а вот с деталями, как это часто бывает, дело хуже. Статья Галины Гребенщиковой закрывает мелкие пробелы. Тут будет много об эскадре Сенявина в Средиземном море, об отношениях с английскими эскадрами. Много имен, кораблей, морских стычек, подробности об оригинальном полу-плене русской эскадры в Англии.

Судя по всему, обе стороны тяготились столь неестественными (как тогда казалось) неприязненными отношениями. Заключение мира между Россией и Англией состоялось менее, чем через месяц после перехода Наполеона через Неман. Обычно мирные переговоры, да еще при тех средствах сообщения, тянулись долго. А тут – раз! – и подписали. Видимо, вопрос назрел.

Думаю, широкой аудитории неизвестны многие подробности союзнических отношений между Россией и Англией в войне 1812-1814 гг. У нас вообще мало говорят о действиях русского флота во время Отечественной войны и Заграничного похода. А ведь, кроме прочего, наши корабли действовали и в соединении с британскими в их Канале.

Не скажу, чтобы эти действия носили принципиальный для исхода войны характер. Конечно, Наполеон в 1813 году и думать забыл о высадке в Англии. Но кое-какой урон английской торговле его объединенный франко-голландский флот нанести мог.

Британский флот при участии российских кораблей заблокировал в Голландии «14 линейных кораблей и 5 фрегатов», да еще «10 спущенных», да строящихся 11. Разумеется, исход войны в итоге решен на суше, но если бы сопротивление Наполеона затянулось, у него собрался бы изрядный флот и тогда русская поддержка для англичан обрела бы дополнительную ценность.

Военно-исторический журнал

Другая статья, изобилующая мелкими деталями и подробностями, также связана с в общем-то хорошо известным событием, с первым боевым применением «катюш». Хотя тема тут шире, она идет от начала разработки этого оружия, от 1919 года, когда Н.И. Тихомиров предложил создать самодвижущуюся реактивную мину.

Через массу проб и ошибок, точных и не очень точных расчетов, инженерных решений в итоге пришли к реактивным снарядам, впервые примененным в боевых условиях на Халхин-Голе. Тогда их размещали под крыльями самолетов.

Но самолеты самолетами, а тут ведь речь о «катюшах», то есть о наземных установках. Отдельная история, как новое оружие прокладывало себе путь в военных умах, выращенных на применении нарезной артиллерии. Казалось бы, и кучность хуже, и меткость, и расход пороха. В чем же прикуп?

Прикуп пришлось демонстрировать на полигоне. Массированный удар по площади большим количеством ракет приличной мощности. Правда, с полигоном не всё шло гладко. В частности, машины, с которых шел пуск, сильно раскачивались при залпах, при этом значительно вырастало рассеяние снарядов. Да и вообще машина грозила перевернуться. А весь прикол был в том, что первые пуски шли перпендикулярно оси автомобиля.

Не все проблемы были решены простым поворотом пусковой установки вдоль оси автомобиля. Оставались вопросы большого процента отказов, да и машину продолжало качать, хотя не так сильно. Были и другие проблемы. О них всех подробно и рассказывается в статье.

Ну и кульминация, знаменитый выезд батареи капитана Флёрова под Оршу в июле 1941 года с ударом по станции. Он тоже описан весьма детально. Жаль, но о дальнейшей судьбе Флёрова в статье не говорится. В ночь с 6 на 7 октября батарея попала в засаду. Ведя безнадежный бой, артиллеристы взорвали установки. Возможно, с одной из них и погиб капитан Флёров.

Военно-исторический журнал

Может быть, в октябрьском номере ВИЖ и нет каких-то сильно зацепивших меня статей, но кое-что небезынтересное, хотя и не в товарных количествах, еще выделить можно.

Например, статью об обучении моряков времен Семилетней войны ружейным приемам и вообще ведению пешего боя. В уставе четко обозначалась необходимость таких экзерциций, но ни самим матросам, ни их начальникам неинтересно было отягощать себя такими заботами. На весь флот нашелся только один неуемный, секунд-интендант Пущин, который требовал упражнений.

Практика показала его правоту. Флот привлекли к операциям против Кольберга, а матросы ни стрелять, ни строем ходить не могли. В итоге не отличились. Правда, о самих операциях против Кольберга в статье уже не говорится. Только об уровне подготовки моряков.

Велика и обширна статья об укреплениях московского Кремля. Рассмотрено всё – история, архитектура, военное значение, башни, прясла, бойницы. Конечно, для такой темы как Кремль нужна целая книга, но для начала пойдет и статья.

Героем биографического очерка ВИЖа стал Андрей Воейков. Что? Да нет, я тоже, если раньше и слышал о нем, то прочно забыл. Это победитель хана Кучума. Тот, кто разбил его окончательно, пленив многочисленное семейство. Интересно, что как раз сейчас разжигается скандал вокруг Ермака и Кучума в Тобольске. Тем важнее овладеть историческими фактами без идеологии. Впрочем, это высказывание относится к любому вопросу.

Примечание

По понятным причинам выложить здесь файлы для скачивания мы не можем. Но если появится у вас особый интерес, не сопровождаемый желанием купить, пишите нам — бескорыстно поделимся электронным вариантом. Или загляните в нашу группу Вконтакте — там ссылка есть.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит youtube.


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ