Музей дальней авиации, Энгельс. Часть 1

8 мин.

ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 2
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 3
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 4
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 5
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 6
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 7

В связи с тем, что музей находится на территории действующей авиабазы (тут квартируют стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС), доступ в него затруднён. Теоретически, есть вероятная возможность договорится с военными и организовать экскурсию, но практических участников подобного дела я не видел, и о таких не слышал.

Зато есть другая возможность – воспользоваться каким-нибудь авиационным праздником, на который на авиабазе устроят «день открытых дверей». Вот таким праздником 19 августа 2017 года я и воспользовался. И не только я, как видите на фотографиях – народу огромная толпа.

Собственно, пришли не только ради музея. Тогда пускали и на край ВПП. Посмотреть на специально выставленную там технику. И, заодно, посмотреть на постоянно там базирующиеся самолёты. Ну, и некое авиашоу, с концертом и прочими забавами.

Итак, что тут у нас, в музее?

музей дальней авиации
Ан-2Т. Бортовой номер «03 жёлтый», изготовлен в 1959 г. в Киеве, заводской номер 113147308, серийный номер 131-08. В Музее установлен в 2001 г.

Ан-2, более известный как «Кукурузник». Начал эксплуатироваться через несколько лет после войны, задолго до бурной деятельности другого «кукурузника».

Двигатель – поршневой АШ-62ИР. Который является развитием двигателя М-25 (который устанавливался на поликарповские «ишачки» и «чайки» — истребители И-16 и И-153). А если закопаться ещё глубже, то М-25 – это лицензионный американский «Райт Циклон». А вы говорите авиация – стремительно развивающаяся отрасль. Тут кое-что с тридцатых годов почти не поменялось 🙂

музей дальней авиации
Ан-2Т. Зачем сугубо мирный тихоходный самолётик на военном аэродроме? А хотя бы для отработки прыжков с парашютом.

Про «мистическую связь» совершенно некосмических Саратова и Энгельса с космосом я как-то уже писал, но не грех будет кратенько повторить.

Как известно, Юрия Гагарина со смоленщины занесло учиться в Саратов, в Саратовский индустриальный техникум. (Существует и поныне, носит имя Гагарина). Заодно, в Саратовском аэроклубе ДОСААФ Гагарин освоил самолёт и, собственно, стал не просто «формовщиком-литейщиком» а ещё и лётчиком. (Аэроклуб на аэродроме Дубки существует и поныне, носит имя Гагарина).

В 1955 Гагарина призывают в армию, он становится лётчиком-истребителем, казалось бы – прощай, Саратов. Ан не совсем. В мае 1960 года первый отряд космонавтов почти в полном составе (в том числе Гагарин, Титов, Леонов) проходит парашютную подготовку на аэродроме стратегических бомбардировщиков в Энгельсе. (Аэродром «Энгельс-2», он же «Авиабаза Энгельс», естественно, существует поныне, вы его на фотографиях только что видели). Прыгают как раз из Ан-2.

Кстати, меньше чем через год Гагарина снова занесёт в наши края — 12 апреля 1961 года он приземлился километров на пятнадцать-двадцать южнее Энгельса, в четырёх километрах от Волги. Вертолётом его, оперативно, переправили на энгельсский военный аэродром, всё тот же, а оттуда, после докладов, самолётом в Самару. А 7 августа 1961 года недалеко от населённого пункта Красный Кут (Саратовская область, левый, энгельсский берег), в ста километрах от Энгельса, приземлился космонавт №2 Герман Титов. Снова вертолёт, снова тот самый энгельсский аэродром, и так далее, по уже накатанному маршруту.

Приходилось читать, что выставленный Ан-2 – как раз тот самый, с которого космонавты с парашютами прыгали. На мой взгляд байка, а там чем чёрт не шутит.

Однако вернёмся к нашим самолётам.

музей дальней авиации
Военно-транспортный Ан-24Т. Бортовой номер «01 красный», изготовлен в 1969 г. в Иркутске, заводской номер 8910903, серийный номер 09-03. В Энгельс передан из Канска в 1998-м году.

Вообще, Ан-24 — турбовинтовой пассажирский самолёт для перевозок на ближние и средние расстояния. А конкретно этот самолёт – модификации Ан-24Т, военно-транспортный.

музей дальней авиации
Ан-24Т.

Характерная деталь для наших военно-транспортных самолётов (и в советские времена так было, и сейчас) – окраска не военная, а вполне «мирная», «аэрофлотовская». И при этом – «звёзды», опознавательные знаки военной авиации.

Сворачиваем на основную «музейную дорогу» и переходим к тому, что поинтереснее.

Для начала – «грустный динозавр». Про него будет побольше фото, хотя бы потому, что это его «родной» аэродром, в отличие от большинства других экспонатов. Да и вообще, машина редкая, интересная и нечасто упоминаемая.

музей дальней авиации
Стратегический бомбардировщик 3М конструкции ОКБ Мясищева. Если честно – это уже не бомбардировщик 3М, а топливозаправщик 3МС-2. Но когда его построили, он был бомбардировщиком. Бортовой номер «14 красный», изготовлен на московском авиационном заводе №23 в 1957 г., заводской номер 7300805, серийный номер 08-05. Эксплуатировался до 1987 года. Возможно, первый бомбардировщик ЗМ, переоборудованный в топливозаправщик 3МС-2.

Собственно, именно на энгельсской авиабазе эти бомбардировщики и базировались. Сначала – М4, потом 3М. А потом – топливозаправщики на их базе. В какой-то момент часть самолётов отправили на Дальний Восток, на авиабазу Украинка. Можно считать эти две авиабазы основными для нашей стратегической авиации.

музей дальней авиации
3МС-2. Хвостовая оборонительная установка – спарка 23-мм пушек АМ-23. Имеются еще две оборонительные точки с парой пушек каждая – снизу фюзеляжа перед нишей передней стойки шасси, и сверху фюзеляжа – за кабиной.

Изначально в ОКБ Мясищева был сконструирован стратегический бомбардировщик М4. Потом разработали его усовершенствованный вариант – 3М. (А М4 переделали в топливозаправщики). А потом и 3М начали переделывать в топливозаправщики. Сейчас эти мясищевские машины ни в каком виде уже не эксплуатируют.

музей дальней авиации
3МС-2. «Грустный динозавр» с другого борта.

Белое пузико – традиционная «противоатомная» окраска. У наших самолётов-носителей ядерного оружия нижняя поверхность окрашивалась белым, для снижения влияния световой вспышки ядерного взрыва.

музей дальней авиации
3МС-2.

Шасси у мясищевских бомбардировщиков (а потом – топливозаправщиков) «велосипедное» — две основные стойки шасси в продольной плоскости. На законцовках крыла – опорные колёса, чтоб не чиркать по земле. В принципе, для нашей авиации такая схема скорее редкость, американцы шасси «велосипедного типа» использовали чаще.

музей дальней авиации
3МС-2.

В выпуклые блистеры по бокам кабины можно сунуть голову и посмотреть по сторонам – не горят ли двигатели, не отвалилась ли плоскость да вообще узнать, что творится вокруг. Выступающая снизу кабины «борода» с окошками – для штурмана.

Бомбардировщики 3М вместе с Ту-95 составляли эдакий тандем – один был быстрее и грузоподъёмнее, второй – экономичнее и, соответственно, имел больший радиус действия. Потом подключился Ту-22 – сверхзвуковой. Но, в итоге, «ракетоносный» вариант Ту-95 всех «заборол».

музей дальней авиации
Авиабомбы и крылатые ракеты на фоне 3МС-2.

К сожалению, эти объекты я почему-то отдельно не снял. Да и пояснительных табличек не наблюдалось (раньше были). Бомбы ладно, всякие ФАБы, ОФАБы, САБы… Три самые здоровенные – калибром в 3000, 5000 и 9000 кг, образца 1954 года.

А что ракеты?

Вон та, в шахматном раскрасе – КСР-2УД, учебный вариант противокорабельной крылатой ракеты КСР-2 (могла нести как фугасную, так и ядерную боевую часть, приняли на вооружение в 1961 году). «КСР», как я понимаю, расшифровывается не слишком изящно — «крылатая самолётная ракета». Применялась с ракетоносной модификации бомбардировщиков Ту-16.

За ней – длинная сверхзвуковая Х-22НА (разрабатывалась в шестидесятые, тоже могла нести как фугасную, так и ядерную начинку). Самолёт-носитель – ракетоносный вариант сверхзвукового бомбардировщика Ту-22.

Там, рядом с ракетами, на земле валяется ещё и УПАЗ-1 – универсальный подвесной агрегат заправки, который подвешивают на современные самолёты-топливозаправщики.

Ладно, переходим от «грустного динозавра» к его основному конкуренту, благо стоят как раз рядом. Туполевский бомбардировщик Ту-95. Впрочем, в музее стоит не бомбардировочный «ровесник» 3М, а гораздо более «молодой» самолёт – ракетоносец Ту-95К-22.

музей дальней авиации
Ракетоносец Ту-95К-22. Бортовой «53 красный». Подробности по истории и номерам мне пока не попались.

Самолёт Ту-95К-22 – дальнейшее развитие «ракетоносного» варианта бомбардировщика Ту-95 – Ту-95К. На вооружение официально эту модификацию приняли аж в 1987 году, хотя работы велись с 1973 года. Как обычно, «22» в название самолёта пришло от обозначения крылатой ракеты – Х-22.

музей дальней авиации
Ту-95К-22. Здоровенная белая блямба под носом – радиопрозрачный обтекатель РЛС.

Устрашающая «мясорубка» лопастей четырёх турбовинтовых двигателей. Кстати, обратите внимание, какой огромной высоты шасси у самолёта, особенно носовая стойка.

музей дальней авиации
Ту-95К-22.

Как ни странно, но современные ракетоносцы Ту-95МС ведут свою родословную не от прежних ракетоносцев Ту-95К, а от противолодочного Ту-142. Которые, в свою очередь, «произошли» от морского разведчика-целеуказателя Ту-95РЦ. Который, да, ответвился от Ту-95. Короче говоря, сам чёрт ногу сломит.

На сколько мне известно, Ту-95К-22 на энгельсском аэродроме не базировались, только утилизировались. (Сейчас базируются Ту-95МС вместе с Ту-160).

музей дальней авиации
Под крылом Ту-95К-22. Чего он весь такой закопчёный – непонятно. Можно оценить размер колёс основных стоек шасси – чуть не по плечо человеку.

Под левой плоскостью музейного экземпляра подвешена крылатая ракета Х-22. Сверхзвуковая, противокорабельная. Способная нести как фугасную, так и ядерную боевую часть. Самолёт Ту-95К-22 мог нести три такие ракеты – две подвешивались на пилонах под плоскостями, а ещё одна был полуутоплена в фюзеляж.

музей дальней авиации
Ту-95К-22. Вид с хвоста. Да, чистотой обводов здесь и не пахнет. В отличие от гладенького, изящного, аэродинамически совершенного ЗМ, тут весь корпус покрыт «бородавками» радиопрозрачных обтекателей различных устройств и антенн.

Хвостовую оборонительную точку, которая была на Ту-95 (и есть на современных Ту-95МС, правда с другими орудиями) выкинули, на её место засунули отсек с аппаратурой радиоэлектронной борьбы.

музей дальней авиации
Ту-95К-22. Вид на хвостовую часть с другого борта. Тут всяких обтекателей антенн чуть меньше, зато торчат воздухозаборники, забирающие воздух из набегающего потока для охлаждения сильно греющейся электронной начинки.

Обратите внимание на выпуклые бортовые блистеры. Посмотреть, не отвалились ли плоскости тут можно и из кабины, и из хвоста.

музей дальней авиации
Два стратегических гиганта рядом. Как-то более удачно их весьма проблематично снять, пусть будет так. Между Ту-95К-22 и 3МС-2 расположено ещё несколько крылатых ракет.
музей дальней авиации
Крылатые ракеты. (Надо пропеть на мотив песенки «Крылатые качели» 🙂 ). Слева у нас «мясоркбка» Ту-95К-22, справа видно опорное колесо плоскости 3МС-2, а что посередине?

Здоровенная бандура справа, с крылом и стабилизатором, эдакий самолёт без кабины – сверхзвуковая крылатая ракета Х-20М. (Напомню, что у наших ракет «Х» — это именно «Х», а не «икс»). Прям не ракета, а самолёт-снаряд.

Разрабатывалось эта хтоническая штуковина в ОКБ Микояна и Гуревича в конце пятидесятых. Понятное дело, при таких габаритах размениваться на фугасные мелочи не имело смысла – ракета несла ядерную боевую часть. (На самом деле, именно из-за ядерной БЧ Х-20 получилась такой здоровенной). Носителем ракеты выступал ракетоносец Ту-95К.

Рядом, серенькая штуковина поменьше, с радиолокационной головкой наведения – крылатая ракета КСР-11. Принята на вооружение в начале шестидесятых, модификация предыдущей КСР-2. Летела на радиоизлучающую цель и падала ей на голову своей восьмистакилограммовой фугасной боевой частью. Правда, если цель переставала излучать секунд на тридцать, а ракета ещё не долетела – она просто падала, ибо куда лететь – не понимала. Вооружались такими ракетами ракетоносные модификации бомбардировщика Ту-16. Кстати, на борту у этой ракеты яркой красной краской написано – «учебная». Лазайте, мол, посетители, и не бойтесь, что бахнет.

Рядом – ракета Х-22, вроде той, что подвешена под крылом у Ту-95К-22.

Маленькая ракета рядом – твердотопливная Х-15, наиболее современная из всех выставленных здесь ракет – принята на вооружение в 1980 году. Ею вооружались Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160. Сейчас, вроде как, снята с вооружения за исчерпанием ресурса (дескать, твердотопливные шашки прокисли, не горят, ракета лететь не может, вернее может, но вертикально вниз).

Пишут, что в здании музея имеется и современная крылатая ракета Х-55, но внутри я не был, а чего не видел, про то врать не буду.

музей дальней авиации

До конца «музейной дороги» мы ещё не дошли, одолели только половину половины. Но об остальном – в следующей части.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Андрей Гузенко (Erofey)

Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.

Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ