Crusader Kings III

6 мин.

Crusader Kings III

ТРЕТИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД КОРОЛЕЙ

Короли-крестоносцы, откликнувшись на призыв Paradox Interactive, отправляются в свой третий поход. Первый, напомню, состоялся в 2004-2007 гг (включая выход дополнения). Второй начался в 2012 году и продолжается по сей день. И вот «Crusader Kings III». Populus Vult! Так хочет народ!

Если смотреть ретроспективно, можно отметить, что серия «Crusader Kings» развивается гармонично. Она успешна. Каждая следующая часть учитывает опыт предыдущей, желания игроков, откликается на них, предлагает развитие прежних фишек и кое-что новенькое.

Игра «Crusader Kings III» впитала в себя восьмилетний опыт «Crusader Kings II». Вторая часть начинала в целом как развитие идей и принципов первой, а потом долго наращивала потенциал платными дополнениями. Расширялась карта, вводились новые принципы, совершенствовались правила, усиливалась ролевая составляющая.

Дело дошло до того, что сумма денег, которые требуется потратить на DLC, на порядок превзошла сумму оригинала. В итоге начальную версию «Crusader Kings II» в Стиме стали предлагать безвозмездно, то есть даром ((с) Сова).

«Crusader Kings III» со старта включает многие особенности дополнений второй части. Это, конечно, замечательно, хотя всё равно стоимость заметная, около тысячи рублей. Хуже другое. Обвешанная фишками и правилами игра становится достаточно сложной для освоения с нуля. Даже если вы в совершенстве владели механикой первой части (несложной, кстати), но пропустили большинство дополнений второй, входить в третью будет нелегко.

Crusader Kings III

Меню игры разрослось непомерно. Масса вкладок, вкладок во вкладки и так далее. Порой матрешка достигает четырех уровней. Совсем неочевидны многие кнопки. Это ж только догадаться надо – жмакнуть по ним и пройти еще глубже, чтобы достичь конкретного пункта. Пойдите так сразу найдите технологии или развитие провинций.

Еще интереснее с пунктами меню, о существовании которых игрок может и не догадываться. То есть он их и искать не будет, а они есть! Например, возможность изменять внешность персонажа. Ей-богу, как в Sims. Только спрятано в укромном уголке.

Но это всего лишь побочный эффект стремления создать игру, идеальную для фанатов. Идеал, конечно, недостижим, но к нему можно приближаться. Игра «Crusader Kings III» на этом пути зашла дальше предшественниц, не став в семье уродом.

В основе это всё та же глобальная стратегия с серьезным уклоном в РПГ, посвященная событиям IX-XV вв (пока две стартовых даты: 867 год и 1066 год). Игрок получает не столько страну, государство, сколько конкретную династию. А чтобы ценность перекрашивания карты в свой цвет не перевешивала ценности славы династии, его ограничивают некоторыми правилами, плюшками или штрафами.

Влияние личности правителя на стиль игры заметно выросло. Фактически первое, что следует делать при начале кампании – это выбор жизненного пути персонажа. Мы выбираем фокус образа жизни (экономика, дипломатия, война – понятно, да?), в течение жизни копим опыт и расходуем его на достоинства, некие перки, дающие бонусы.

Еще большую роль на игру должны оказывать навыки правителя в области Дипломатии, Военного дела, Управления, Интриги и Учености. Их численные значения определяют достоинства и недостатки персонажа в той или иной области деятельности.

Crusader Kings III

К навыкам примыкают характеристики. Это уже не переменные значения, а просто свойства личности. Они либо есть, либо их нет. Хромой, ученый, скептик, грубиян, больной, умный, экономный, лжец и так далее, и тому подобное. Есть среди них те, что с большей вероятностью наследуются детьми (например, красота или безумие), но большая часть всего лишь характеристики одного персонажа.

Характеристики важны не только бонусами/малусами к навыкам. По задумке создателей игры, они должны диктовать стиль игры, выбор в ивентах с несколькими вариантами. Если игрок выбирает вариант, не соответствующий характеру персонажа, у персонажа увеличивается показатель стресса. При превышении некоторого уровня стресса можно заболеть, сойти с ума и вообще будет очень плохо.

Для выбора доступны правители различного уровня. Самый низкий уровень – графы (с соответствующим изменением названия для славян, греков, арабов, индийцев и так далее). Графы подчиняются герцогам, герцоги королям, короли императорам. Получается красивая феодальная иерархия. На деле она, конечно, сбоит, но принцип понятен.

Соответственно, карта разделена на отдельные провинции-графства, те объединены в герцогства, герцогства в королевства, а те в империи. Герцогства, королевства и империи могут существовать, а могут и не существовать в зависимости от того, как поделены графства между соседними государствами.

В игре присутствует и более мелкая земельная единица – баронство. Бароны (епископы, мэры городов) являются вассалами графа, играть за них нельзя, но учитывать в игре необходимо. Фактически баронства и являются экономическими единицами на карте.

Crusader Kings III

Отношения с вассалами (или с сеньорами) важнейшая составляющая игры. Мало того, что «вассал моего вассала не мой вассал», так и ваши собственные могут артачиться, таить зло на сеньора, создавать комплоты, заговоры. А могут и во всём поддерживать. Смотря по тому, какие между вами отношения.

Спектр возможных действий в отношении вассалов, других персонажей достаточно широк – подкуп, угроза, убийство, шантаж, брак, назначение на хлебную должность, пожалование титула. По идее, отношения с другими персонажами занимают большую часть времени правителя (игрока). Порой и повоевать как следует некогда, сплошные интриги и заговоры.

Хорошие отношения с вассалами необходимы не только для спокойствия державы. Без одобрения подчиненных графов/герцогов порой невозможно изменить законы. Особенно раздражают игроков законы наследования.

По умолчанию в начале кампании часто выставлен равный раздел титулов между наследниками. Копишь, копишь титулы и земли. Умираешь, а основной наследник, за которого дальше играть, теряет большую часть титулов и земель. Как тут не обозлиться и не пожелать изменить закон? Вот и приходится умасливать вассалов.

Длительный мирный период разбавлен другими событиями, связанными с персонажами. То кто-то кого-то невзлюбит, то забеременеет, то вассал приглашает вас на пир, то вы кого-то. И везде выскакивают окошки с несколькими вариантами действий.

Подмазать вассалов можно, пожаловав им место в совете. Порой они и сами его требуют. Совет традиционно состоит из канцлера, епископа, маршала, управляющего, тайного советника. Назначаемые на эти должности персонажи должны усиливать своими навыками навыки правителя.

Crusader Kings III

В то же время это весьма непредсказуемая братия. По тем или иным причинам «министр» может оказаться в контрах с правителем, а значит от него можно ожидать некоторых пакостей или злобных выходок. Другие придворные могут интриговать, желая заполучить «министерский портфель». Вот и крутись между ними.

А ведь есть еще экономика, финансы, казна. Пополнение казны для новичков серии «Crusader Kings» просто головная боль. Как при ежемесячном доходе в три-четыре условные единицы накопить на постройку стоимостью 150-200-250 уе? Недаром руководства по казне самые популярные и смотрибельные в интернете.

Долгим и упорным развитием доход обязательно доведется до приличных значений. Но именно долгим. Можно и ускорить это дело. Например, выиграть войну. Для правительств типа вождеств доступны грабительские походы на вражеские земли. Они не являются эквивалентом объявления войны. Просто новая опция при сборе войск.

Вот, дошли до войск. Мир миром, а хочешь его – готовься к войне. Война в «Crusader Kings III» немного отличается от предыдущих частей, но не радикально. Всё то же разделение войск на легкую пехоту, лучников, тяжелую пехоту, копейщиков и так далее. Существенным изменением является лишь явное выделение рыцарей.

При дворе вы содержите нескольких персонажей-рыцарей (сколько позволяют навыки, технологии). Присоединяясь к войску, они значительно усиливают его. Перевес в числе рыцарей может оказаться существеннее перевеса в числе солдат при прочих равных. Рыцарь может получить рану, погибнуть, попасть в плен. Это отразится на нем как на персонаже.

Crusader Kings III

Воинство правителя складывается из трех частей. Первая – феодальное ополчение. То есть вооруженные люди, призываемые на время похода из ваших земель и земель ваших вассалов. Размер такого войска определяется законами, постройками.

Вторая часть – постоянная дружина государя. На старте кампании ее вообще нет. Но по мере того, как ваша держава будет крепнуть, казна наполняться, вы сможете добавлять постоянные полки к своему воинству. Они готовы выступить по первой команде и являются серьезным подкреплением для ополчения.

И скорее всего вам не обойтись без наемников. За определенную сумму (достаточно серьезную) вы можете нанять на три года тот или иной отряд из доступных в ваших областях. Обычно, особенно на старте, это очень серьезные рати, которые могут превосходить даже ваше феодальное ополчение.

Особенно ценны наемники в случае если вы ушли со своими войсками в далекий (допустим, крестовый) поход, и тут жадный сосед нападает на ваш домен. Единственная возможность быстро организовать отпор – вербовка наемников. Так что на вопрос «что важнее, деньги или войска?» правильный ответ: «деньги». С деньгами вы всегда будете при войсках, а с войсками часто можете остаться без денег.

«Crusader Kings III» игра многоплановая, пересказать все ее особенности в рамках короткого обзора невозможно. И даже нельзя вскрыть их для самого себя в рамках одной пройденной кампании. «Crusader Kings II» держится в топе и не теряет привлекательности добрых 8 лет. Вот что значит хорошая реиграбельность и многие DLC (правда, дорогие). Можно надеяться, что третьей части также уготована долгая жизнь.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Реальность у каждого своя. Виртуальность у нас общая.»
ВП


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ