РЕЦЕНЗИЯ НА СЕРИАЛ «СОФИЯ»
«Да ну, просто жителей XXI века обрядили в средневековые одежды и сказали, что это историческое кино». Примерно так прокомментировали знакомые первые серии отечественного сериала «София». «Фи, не буду смотреть»,- твердо решил я и, конечно, тут же посмотрел. Не мог не посмотреть, поскольку давно сетовал на отсутствие фильмов об эпохе Ивана III. Ну что сказать? Неправы были мои знакомые.
Обозначу свою позицию сразу. Если бы дело ограничилось только переносом психологии и речи XXI века на XV, а всё остальное было бы хорошо, то нет проблем. Но всё остальное еще хуже. Гораздо хуже. Телесериал «София» — это надругательство над историей – раз, над здравым смыслом – два, над эстетическим чувством зрителей – три. Его надо рекомендовать не к просмотру, а к выбросу на помойку – пусть крысы и бродячие собаки смотрят.
Собственно, резюме уже сформулировано, вывод есть. Далее пойдет его обоснование. Если кому интересно, приглашаю почитать.
Начнем с вопроса об истории. Сразу проясню один момент: отнюдь не являюсь фанатическим приверженцем тотальной исторической достоверности в художественных произведениях. Ради красного словца, ради красиво вывернутого сюжета можно и кое-какие допущения или упущения стерпеть. В конце концов, классик историко-приключенческого жанра Александр Дюма как только над историей не измывался, но «Три мушкетера» всё равно классная книжка.
Да, так вот, можно простить некоторые вольности, если они оправданы художественным замыслом или увлекательным сюжетом. Но, во-первых, в «Софии» мы имеем не до не с «некоторыми вольностями», а с тотальным перевиранием истории. Во-вторых, в фильме просто-напросто отсутствует хоть насколько-то приемлемый сюжет, способный сгладить исторические шероховатости. Впрочем, еще раз: в данном случае речь идет уже не о шероховатостях, а о полнейшем разрушении.
Я чувствовал, что именно к исторической части буду относиться с особой ревностью. Поэтому заранее отдал себе приказ отбросить предвзятость, сосредоточиться на прощении погрешностей или даже на полном отказе от их поиска. Продержался ровно две серии. На третьей, где авторы попытались придумать осаду Новгорода Иваном III в 1477 году, я сломался. Знаете, эпическая полугодовая осада Новгорода – это что-то новенькое в российской истории. Аж с лета до зимы, аж только голод сломил мужественных новгородцев. Для тех, кто не знает: да они уже через неделю приползли к Ивану III на переговоры. И было-то это всё в декабре.
Но это еще полбеды. Притащенная в мешке к Ивану Марфа Борецкая – это был полный финиш, вырубивший меня окончательно. Не пойму только одного: зачем? Зачем было всё это городить? Ну ведь нет этом вранье никакого смысла, нет ничего, способного хоть как-то повлиять на дальнейший ход действия фильма. Тогда зачем было городить этот огород?
Ну а дальше авторов фильма как прорвало. Враньё на вранье, нелепица на нелепице. Бегающие от Ивана семь лет братья, пережившая внука Мария Ярославовна, летнее (по мнению авторов фильма) стояние на Угре, вычеркнутый из истории митрополит Геронтий…
Нет, за Геронтия обидно больше всего. Опять же в том, что его подменили исторически мертвым большую часть действия фильма митрополитом Филиппом, видится абсолютно наплевательское отношение авторов фильма к зрителям. Дескать, мы и сами не знаем, зачем так врем, но всё равно ведь этих митрополитов никто не знает, так сожрут. Да-да, это мы с вами, уважаемые друзья, должны сожрать подсунутую нам ересь. Вот так взяли и вычеркнули из русской истории человека, который, между прочим, немало сделал для того, чтобы история пошла так, как она пошла.
Количество нелепостей возрастает многократно, если признать, что создатели фильма ну вообще отказались дружить с хронологией. Действие их «Софии» по идее да и по мелькающим в кино датам схватывает более двадцати лет, от 1471 до 1492 гг. Так, у меня один вопрос: зачем было так халатно относиться к возрасту персонажей, проживающих на экране 21 год? У них даже седины не прибавилось. И дети у них совсем не растут.
Ну к чему эта нелепость с наследником Ивана III Василием. Даже по датам не истории, а самого фильма рождается он накануне стояния на Угре, то есть в 1479 году. Прекрасно! Но почему мальчику, играющему его в последней серии, в 1492 году от силы лет пять? Вы кого за идиотов держите? Опять нас, зрителей. Ей богу, обидно даже. Я уж не спрашиваю, куда вы подевали остальных детей Ивана. И между прочим будущую польскую королеву Елену. Ну не уважаете вы зрителя и ладненько, так и запишем.
Друзья, вы только не подумайте, что этими примерами исчерпываются мои исторические или хронологические претензии к «Софии». Перечислять их все – места в рецензии не хватит, да и не входит это в мои намерения, подробно разбирать горы вранья не имеющего никакого смысла.
Почему никакого смысла? Да потому, что нет в этом кино никакого увлекательного сюжета, интриги или приключений. Ну хоть чего-то, оправдывающего зрительский интерес и вранье авторов. Не повторили тут ни Дюма с «Мушкетерами», ни Мориса Дрюона с «Проклятыми королями». Да вообще ничего. В «Софии» напрочь отсутствует цементирующая идея. Все законы драматургии порушены. Может быть, и по незнанию их, по неумению писать сценарии.
Кино состоит из разрозненных кусочков. Даже не микросюжетов, а микросценок, каждая из которых длится от силы минуты две. Большинство из них можно спокойно выбросить, и вообще ничего не изменится в ходе событий. На фоне этой дури даже как-то не хочется отмечать логические нестыковки или абсурдные моменты в кино.
Впрочем, забавы ради приведу один моментик. Иван III сидит совещается с боярами (их, кстати, у него всего два и оба предатели). Тут вбегает слуга и кричит: типа там это, идет молдавский господарь. «Врешь!» — неподдельно изумляется Иван. Нет, вы только вдумайтесь. Иностранный государь проезжает насквозь всю страну, всю Москву, проходит весь терем, доходит до дверей княжеских палат, и только тут великому князю сообщают о его внезапном появлении. Вы как хотите, а я бы на месте Ивана III башки порубил всем, ответственным за недонесение вовремя о таком событии. И, господи ты, боже мой, сколько еще в «Софии» таких глупостей.
В общем, если бы проблема сериала заключалась только в переодевании жителей XXI века в средневековую одежду, это была бы мелочь на фоне того абсурда, который нам подсунули под видом исторического кино. Если бы дело было только в убогости массовок, в полном неумении при скудном бюджете создать вменяемые батальные сцены, в плохой игре ряда артистов (при этом, признаем, другие играют хорошо), можно было бы просто снизить оценку фильму. Но то, что получилось у создателей «Софии» не заслуживает даже нуля.
Вердикт: как не было у нас кино о XV веке, так его нет до сих пор. Если не смотрели, не смотрите, если посмотрели, позабудьте.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин