Поле потерянной обуви (2015)

4 мин.

field-of-lost-shoes-1

КИНО О ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ В США

Обозначить тему фильма «Поле потерянной обуви» легко. Для нашего зрителя самая простая ассоциация – подольские курсанты. Конечно, все совпадения условны. Но в основе и там, и здесь история молодых парней, курсантов или кадетов, выдвинутых на передний край за неимением других резервов. Действие американской истории происходит в годы гражданской войны в США.

Сражение при Нью Маркет, 15 мая 1564 года. Не самый знаменитый эпизод гражданской войны. Да и само сражение не очень крупное, порядка 10 тысяч человек с обеих сторон. А дело было так.

Весной 1864 года новый главнокомандующий восками северян генерал-лейтенант Грант планирует генеральное наступление на земли Юга. Сам он с главными силами собирается наступать прямо на Ричмонд, столицу Конфедерации. Вместе с тем отдельные армии северян должны наносить вспомогательные удары.

Одной из таких армий руководит генерал-от-политики Зигель. Он должен войти в долину Шенандоа, чтобы, во-первых, отнять у Вирджинии эту житницу, во-вторых, оказать давление на левый фланг армии генерала Ли.

field-of-lost-shoes-2

Против Зигеля выступает южная сборная (по сосенке) генерала Брекинриджа. Между прочим, он тоже политик, тот самый, кто в 1860 году проиграл выборы Линкольну. Брекинридж стягивает всё, что может. В том числе, вынужден взять в армию кадетский состав Лексингтонской военной академии, около 250 молодых ребят.

15 мая 1864 года армии Брекинриджа и Зигеля встретились у Нью Маркет. Ну а что из этого вышло, рассказывает фильм «Поле потерянной обуви».

Собственно, сражение является кульминацией сюжета, ярким финалом. Сценарий, можно сказать, классический. Сначала идет представление главных героев, группы из семи кадетов. Их молодые шалости, будни в академии. Параллельно Брекинридж и Зигель перемещают войска, подводя нас к необходимости следовать за кадетами на поле боя.

Интересно, что «Поле потерянной обуви» имеет невысокий рейтинг на IMDb (на Кинопоиске оно не имеет его вовсе) 5,8 из 10. Из комментариев я выделил три причины недовольства зрителей.

field-of-lost-shoes-3

Первая. Кино уступает по размаху таким фильмам как «Геттисберг» и «Боги и генералы». Разумеется, уступает. «Геттисберг» это 25 млн долларов в ценах 1993 года, «Боги и генералы» уже 50 млн. «Поле потерянной обуви» всего 6 млн. Поэтому в нем сделан упор не на баталию, а на людей, героев, характеры, драму.

Тем не менее даже такой относительно скромный бюджет не сильно роняет планку батальности. Сражение при Нью Маркет усилиями многочисленных американских реконструкторов выглядит отнюдь не бедно. Много пушек, стреляющие шеренги, общие планы поля сражения. Да, в крупных кадрах людей, как правило, немного и с вертолета не снимают, но ведь и само сражение имело небольшой масштаб. Уж точно не масштаб Геттисберга.

Вторая претензия. Рабство, отношение к нему героев фильма и сведение только к нему причин войны. Кому-то не нравится оправдание южан, выставление главных героев противниками рабства. Что поделаешь, такая она, Америка сегодня.

Действительно рабству в «Поле потерянной обуви» отведено немало места. Прежде всего, наверное, самый главный из семерки кадетов, 17-летний Джон Уайз. Он сын губернатора Вирджинии Уайза, представленного в фильме противником рабства. А может быть и не совсем противником, но неоднозначно относящимся к этому вопросу.

field-of-lost-shoes-4

Молодой Уайз однозначно высказывается против рабства. Чем не то чтобы шокирует, но вызывает тревогу у друга-кадета. Тот ему: ты бы придержал язык, я-то пойму, но другие нет.

На самом деле проблема с рабством в фильме не та, что эта тема педалируется, а та, что она как бы выбивает у кадетов идеологическую основу. За что они идут умирать? Вот, скажем, с нашими подольскими курсантами всё просто. А кадеты южан, лишенные сценаристами защиты основы экономики Юга, не получают взамен ничего.

Характерен в этом отношении разговор генерала Брекинриджа с семеркой кадетов накануне боя. Каждый из них высказывается относительно своих целей. Один мстит за сожженный дом, другой защищает свою плантацию, третий готов отдать жизнь за свою «семью», то есть за военную академию. Другие вообще не могут сформулировать. Да и Брекинридж не дает им ничего, чтобы вдохновить.

В общем, парни выглядят героями, но непонятно, ради чего они готовы умереть. Хотя в этом тоже что-то есть. Всё-таки 16-17-летние мальчишки не всегда должны уметь формулировать умные мысли, превращая в них свои чувства. Как там? «Все пошли – и я пошел». Честь академии, честь флага – многим этого хватит в качестве мотива.

field-of-lost-shoes-5

Третья претензия связана с простотой сюжета, с линейностью и предсказуемостью. Да, сценарные ходы не изобилуют оригинальностью. Но, честно, она тут и не нужна. Главная цель – сочувствие зрителя парням – достигается на раз. Они такие молодые, у них вся жизнь впереди, кто-то только что влюбился, кто-то мечтает стать скульптором и так далее, а их под пули и снаряды.

Зритель может отождествить свои чувства с чувствами генерала Брекинриджа, который изо всех сил старается прятать кадетов от вражеского огня, убирает их во вторую линию, в резерв, запрещает использовать в бою. Но динамика сражения заставляет его отдать приказ о выдвижении сборного кадетского батальона в первую линию. «Пошлите мальчиков… и да помилует меня Бог».

Мальчики лихо бегут в атаку через долину грязи, в которой оставляют свои башмаки. Отсюда и название фильма. Зритель вправе ожидать кровавого исхода. И что касается группы главных героев, то да, по ней коса смерти пройдется изрядно. Но в целом потери кадетов исторически не были огромными. Погибло 10 человек из 250. И 47 ранено.

«Поле потерянной обуви» милый и добротный фильм о гражданской войне в США. Совсем неплохой. Да, наверняка не из первого ряда военных драм, но вполне заслуживает просмотра. Особенно любителями военной истории вообще и американской «гражданки» в особенности.

7 из 10

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ