ТРАГЕДИЯ В ВИДЕ ФАРСА
«Трагедия, повторенная дважды, становится фарсом» — это сильно перефразированное высказывание можно сделать эпиграфом к нашему обзору «Total War: Warhammer II». Они выпустили «Наполеона». И это действительно была почти другая, отличная от «Империи» игра. Затем они сбросили на голову игрокам «Аттилу». И это был почти всё тот же «Рим-2». Но они не успокоились на достигнутом и поставили рекорд, выпустив «Total War: Warhammer II», который практически невозможно отличить от «Total War: Warhammer». Приписанная в конец названия «двойка» ничего не решает.
Нет, всё-таки это изрядное жульничество и никак иначе. Сколько у «Creative Assembly» было «двоек»? «Medieval» — раз, «Shogun» — два-с, «Rome» — три-с. И всякий раз смена номера игры действительно указывала на разительное преображение. Всякий раз это был действительно новый продукт с абсолютно новой графикой, правилами игры, кампаниями, юнитами и прочими атрибутами. Но «Warhammer»?!..
Впрочем, такая подтасовка была очевидна с самого начала. Масштабно преображенные игры не следуют друг за другом с интервалом всего в год. На революцию определенно нужно время.
Но хорошо, не надо руководствоваться «номерными» примерами. Возьмем за основу для сравнения, например, «Империю» и «Наполеона», а также «Рим-2» и «Аттилу». Конечно, логика выхода «Total War: Warhammer II» укладывается в эту колею. Но в чем тут разочаровывающее различие? В историчности, конечно. Да, можно было стерпеть малое изменение графики и геймплея в предыдущих, исторических примерах. Ведь игроки получали новую атмосферу, смену эпох: войны в кружевах уступают место наполеонике, расцвет античности – темным векам.
Ну а «Warhammer»? А он дает смену одного надуманного бредового сюжета другим, еще более бредовым и незапоминающимся. Как ни крути, атмосфера, общее восприятие игры остается тем же. Как будто вышло обычное DLC вроде добавления Зверолюдов или Эльфов. При этом, заметим, второй «Вархаммер» стоит рекордно дорого.
На этом минутку гнева прошу считать оконченной, можно переходить к обзору игры «Total War: Warhammer II».
О, ДИВНЫЙ НОВЫЙ МИР
И здесь, право, я прямо-таки затрудняюсь. В этом месте следовало бы сказать несколько слов о сюжете, о мире, в котором нам предстоит сражаться. Но ничего вполне определенного не приходит на ум. Да, я смотрел вступительные ролики и даже пытался читать то, что понаписали разработчики. Но, ей-богу, ничего из придуманного ими на коленке бреда на память воспроизвести не могу.
Мир чисто внешне отличается от мира первого «Вархаммера» как Африка от Антарктиды. Но это касается только самой стратегической карты и распределения фракций на ней. В остальном это те же звероподобные, остроухие или карликовидные твари, которые по воле сценаристов ведут борьбу за какой-то Вихрь, расположенный в центре карты.
При дороговизне игры имеется подозрительно мало играбельных фракций. Для выбора доступны всего четыре расы:
- Высшие Эльфы
- Людоящеры
- Темные Эльфы
- Скавены
И на каждую расу по два лорда, выбор которых ничего принципиально не меняет. Даже в нищем на выбор «Total War: Warhammer» изначально имелось пять рас. Чего уж тут вспоминать более старые исторические стратегии «Total War». Разработчики и издатели очевидным образом вступают на торную дорожку продажи в виде DLC новых рас. И с каждым разом они становятся всё жаднее и жаднее.
Но, как известно, «жадность – это плохо». А для стратегии с репутацией и заслугами «Total War» еще хуже. Боюсь представить, сколько старых фанатов серии просто плюнут и пройдут мимо «Total War: Warhammer II». И не мне их винить или пытаться образумить. Не окажутся ли они умнее тех, кто всё-таки возьмет или – не приведи господь – купит эту очень дорогую и совершенно халтурно выполненную игру. Позорящую, правда, не саму серию, а ее разработчиков.
Сама-то игра что? Если абстрагироваться от сюжета и внешнего вида юнитов, «Тотал Вар» как «Тотал Вар». Не такая жесткая по отношению к игроку как, например, «Shogun 2». Для ветеранов серии достаточно легко проходимая. Разумеется, внешне красивая. Даже где-то чересчур глянцево и прилизанно красивая. Разве что без изюминки, без чего-то своего, уникального. Простой клон «Total War: Warhammer». Расширенное DLC на первую, действительно имевшую своё уникальное лицо часть. Ах да, еще сильнее нагружающее компьютер. Это да, это у меня определенно присутствует.
НАЧАЛО ПУТИ
Из-за этой неразличимости не уверен, имеет ли смысл громоздить обзор, адекватный по объему цене игры. Всё, что в нем можно рассказать об особенностях кампании или сражений, уже говорилось, например, в обзорах первому «Вархаммеру». Но извольте, обзор есть обзор, кое-что нужно сказать и о деталях.
Итак, каждая раса имеет свои уникальные стратегические эффекты. Кроме того, эффекты добавляются и от выбранного лидера фракции. Плюс ко всему для каждой расы существуют свои правила игры.
В пример приведу расу Высших Эльфов во главе с лидером Тирионом. Стратегический эффект фракции: длительность найма минус один ход для пехоты и конницы. При этом минимальное количество ходов всё же остается равным единичке. Эффект Тириона: -35% к содержанию копейщиков, лучников и Среброшлемов (тип конницы), находящихся в армии лорда.
Несколько особых правил. Первое: при вступлении в битву с полными силами Высшие Эльфы получают бонус в ближнем бою. Второе: торговые соглашения открывают на карте (снимают туман войны) территорию торгового партнера. Третье: Высшим Эльфам добавлен еще один вид валюты – влияние. Влияние необходимо, например, для найма новых лордов или героев и для некоторых бонусных дипломатических действий.
Примерно так. Не бог весть что, но всё-таки. На самом деле эти правила и бонусы, как вы понимаете, не влияют радикальным образом на стиль игры. Да, вносятся небольшие поправки. В частности, на старте кампании снижение оплаты за содержание копейщиков и лучников (Среброшлемы так рано не доступны) не может не быть приятным, но уж если вы развились, прокачали экономику, захватили десятка три поселений да наштамповали 5-6 стеков, влияние этого бонуса становится ничтожным.
Упомянутые 5-6 армий – это на самом деле много. В «Total War: Warhammer II» господствует та же ограничивающая размеры армии система, что и в первой части. Каждая дополнительная армия, пусть даже состоящая всего из одного юнита автоматически увеличивает стоимость содержания всех остальных войск. Поэтому набрать десять армий и послать их воевать во все стороны будет очень нелегко. Большинство фракций ограничивается одним-двумя стеками.
Это определяет характер войны. Буквально одно удачное генеральное сражение – и вся территория противника падает к вашим ногам как перезрелый плод. Остается только поднять ее, то есть захватить поселения, защищаемые малочисленными гарнизонами. Впрочем, в линейке построек предусмотрены здания, существенно увеличивающие гарнизон. И даже в малом поселении можно заиметь почти полный стек гарнизонных войск весьма неплохого уровня. Особенно данная возможность актуальна для пограничных или прибрежных городков.
ЭКОНОМИКА, ДИПЛОМАТИЯ, ТЕХНОЛОГИИ
Экономика в целом вполне сбалансированная. Если не грубить с наймом юнитов и бесцельным увеличением количества армий, то вряд ли игрок свалится в минуса. Пожалуй, есть одно небольшое нововведение. Вы не сможете просто прокачивать экономику, а потом строить здания. Как правило, ветки дерева технологий привязаны к возведению конкретных построек. То есть здесь телега идет впереди лошади: сначала вы строите здание и только потом получаете доступ к техам.
Да, кое-где такие зависимости уже мелькали, но в «Total War: Warhammer II» этот принцип стал правилом. Поэтому внимательно вчитывайтесь во всплывающие подсказки, тщательнее планируйте застройку регионов. Ведь принцип нарезки карты на регионы, введенный еще в «Риме-2», никуда не делся. Вся карта разделена на провинции. Каждая провинция включает от одного до четырех регионов. И крайне нежелательно дублировать многие постройки в разных регионах одной и той же провинции. Дубли просто займут место и не будут работать.
Кроме того, важно помнить, что только столица провинции развивается до пятого уровня. Прочие города замирают на третьем. Поэтому строить в них здания, которые потенциально могут улучшаться до пятого уровня, также не всегда разумно.
Я бы очень похвалил эту по-настоящему стратегическую систему развития поселений, если бы ее придумали именно в «Total War: Warhammer II». Но «Рим-2» вышел уже добрых четыре года назад, в сентябре 2013 года. С тех пор на нас упали «Аттила», «Вархаммер», «Вархаммер-2», куча DLC, и ничего принципиально не изменилось, система помаленьку костенеет, становясь классикой.
Некоторой особенностью строительной и технологической политики в «Total War: Warhammer II» можно назвать развитие системы ресурсов. Да, всегда каждой провинции соответствовал какой-то ресурс: соль, камень, лес, железо и так далее (хотя некоторые провинции обходятся и без ресурса), но во втором «Вархаммере» к наличию таких ресурсов привязано развитие соответствующих добывающих построек – это не удивительно и даже обыденно, – а к постройкам привязаны технологии. Отсюда вытекает любопытный стратегический принцип: хочешь развить какую-либо технологию, захвати провинцию с нужным ресурсом.
Если коснуться дипломатии, то и тут нет ничего принципиально нового по отношению к первому «Вархаммеру». Всё то же самое: фракции одной и той же расы ближе друг к другу, чем чуждые им твари. Улучшение отношений, как правило, идет по пути «пакт о ненападении – торговля – союз – конфедерация». Всё та же беззубая дипломатия, введенная еще во втором «Риме». Забудьте про агрессивный разгул «Сегнуа-2» или более ранних игр серии. Видимо, разработчики прочно сели на этот принцип.
Важным отличием захвата территорий в «Total War: Warhammer II» становится снятие формального запрета на присоединение регионов, бывших под властью чуждых рас. В противовес этому введено понятие климата региона. Он может быть благоприятным или нет для каждой конкретной расы. Пожалуйста, захватывайте и осваивайте регион с неблагоприятным климатом, никто не мешает. Но будьте готовы к штрафу на развитие, общественный порядок и стоимость построек. Берете на себя повышенные риски? Окейно, забирайте и осваивайте. Неплохо задумано. Чем меньше дурацких ограничений, тем лучше.
ТОТАЛЬНАЯ ВОЙНА
Ну и наконец война. То есть юниты. Иначе какой же это «Total War»? К сожалению, здесь ничем порадовать не могу. Все юниты «Total War: Warhammer II» как всегда красивы, по-вархаммеровски необычны, броня блестит на солнце, кони ржут, драконы пышут огнем. Да, всё хорошо, кроме одного: всё это уже было в первом «Вархаммере».
Никакие новые «шкурки» копейщиков, лучников, мечников, конницы или артиллерии не способны заслонить факта абсолютной вторичности «Total War: Warhammer II» — в этом смысле «двойка» становится символичной. И даже, на мой вкус, всё еще хуже. Честно говоря, в первой части мне больше всего нравились юниты Империи – пистольеры, пикинеры, пушки. Это был прекрасный шаг к эпохе войн XVI-XVII веков, к Тридцатилетней войне. «Гром пушек, топот, ржанье, стон». Так ведь надо же было в «Total War: Warhammer II» лишить игрока возможности выбора фракции людей, оставив ему только всяких вычурно выглядящих звероящерогномов.
Но и это, друзья мои, не самое плохое. Самый ужас начинается, когда вы въедаетесь в кампанию и проводите один бой, второй, третий, пятый, десятый, всякий раз с неизменной яростью отмечая, что карта сражения у вас одна и та же! Ну, ладно, ну, преувеличил слегка. Да, набор карт присутствует, но очень и очень скудный. Привязанный не к реальной местности, как это повелось еще со времен первого «Рима», к конкретной провинции – такой вот возврат во времена первых «Сегнуна» и «Медиевала».
Проведя один бой, второй, вы уже заранее на все следующие бои заранее знаете, где на поле более выгодное место, откуда придет ваша армия, откуда вражеская, как ее лучше прижать, где лучше упереть свои фланги в непроходимую местность. Ну вот честно, разработчикам должно быть стыдно – такие деньги слупить и не суметь набросать хоть сколько-нибудь вменяемого разнообразия полей сражений. Да, видимо, и здесь мы наблюдаем простор для будущих DLC. Теряя навык в производстве уникальных стратегий, разработчики из «Creative Assembly» и издатели из «SEGA» повышают скилл умения наваривать денежки.
Во всех прочих отношениях, если вы играли в первый «Вархаммер», то уже имеете полное представление о военном деле во второй части игры. Печально, но это так.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Ну и что будет дальше? Если отвечать на этот вопрос применительно к нашему обзору «Total War: Warhammer II», то мы обещаем в ближайшем будущем выпустить, как минимум, одно полное прохождение кампании, в котором постараемся раскрыть больше деталей и дать некоторые рекомендации новичкам. Уж это – будьте спокойны.
Труднее судить о судьбе самой игры. Честно говоря, она не воспринимается хитом. Да-да, при всех ее несомненных технических и графических достижениях это вторичный продукт. Да еще противоречащий своим сеттингом устремлениям и мечтам ветеранов серии, требующих развития исторической линейки.
Впрочем, в недавно промелькнувших новостях разработчики пообещали следующую игру как раз на историческую тематику. Какую? Право же, не могу гадать, могу лишь мечтать. Лично я бы хотел увидеть войны XVI-XVII веков с поровну представленными огнестрелом и холодным оружием, с кондотьерами и религиозными войнами, с зарождением линейных парусных флотов. Но мечты у каждого свои, а вот планы у разработчиков «Total War» одни на всех.
Можно задуматься о перспективах моддинга «Total War: Warhammer II». Иони, на мой взгляд, весьма печальны. Уже к первой части моды выходят неохотно, масштабные не выходят вовсе. Да и то, что есть, беспощадно загоняется в резервацию Стима. Дурацкий сеттинг придуманного разрабами мира, недостаток интереса к нему у аудитории, возрастающая техническая сложность и массовое нашествие DLC – всё это напрочь вытравливает перспективы моддинга, некогда широко распространенного на поле «Total War».
Вот такие невеселые мысли посещают после ознакомления с «Total War: Warhammer II». При этом, как это ни странно и неожиданно не прозвучит, игра, как и следовало ожидать, вышла красивая, кампания по-своему увлекательная, бои, правда, очень уж быстрые, но это-то как раз легко будет исправлено модмейкерами. Но всё это не отменяет вторичности и неоправданной дороговизны продукта. Не уверен, что ее аудитория будет больше, чем у первой части.
Ну а нам, старым ворчунам, остается ждать новой исторической стратегии, которая, смею предположить, в своё время будет беспощадно разругана ветеранами. Впрочем, господа старые вояки, наше время уходит, похоже, «SEGA» всё больше и больше ставит на привлечение новых игроков, а не на удержание верных.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Реальность у каждого своя. Виртуальность у нас общая.»
ВП