Подольские курсанты (2020)

3 мин.

подольские курсанты рецензия

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ПОДОЛЬСКИЕ КУРСАНТЫ»

К сожалению, всё, что я слышал в отзывах на «Подольских курсантов», оказалось близко к правде. Хорошая и правильная идея, достаточно высокий уровень технической проработки, униформа, заклёпки, даже советские лица – всё это есть, а фильма, сценария нет.

Да, невооруженным глазом видно, что снимали сериал, но почему тогда нам выдали двухчасовой фильм? Чтобы заработать больше? Или сами не видят недостатков своей картины? В первом случае – жадины, во втором – непрофессионалы.

Я откровенно раздосадован и разочарован. «Подольских курсантов», как еще один шанс нашего кино про войну, я ждал год. И лишь затем, чтобы в очередной раз скрипеть зубами: ну неужели так снимают кино? Точнее: монтируют.

Я-то верю, раздуй сценаристы картину часов на 6-8, всё бы у них склеилось. Все сюжетные линии прописались, характеры проявились, зритель расчувствовался. И да, краткий формат – наиболее сложный для стройного сюжета. Особенно когда авторы не хотят поступиться ничем, впихивают невпихуемое. «А из этой шкурки получится восемь шапок?»

подольские курсанты рецензия

Обрывистость повествования в полнометражных «Подольских курсантах» не позволяет сжиться ни с одним из героев. Авторов постоянно мечет между простыми бойцами, их линиями и стремлением исторически достоверно показать все бои на Ильинском рубеже.

Нет, друзья, тут уж либо одно, либо другое. Вспомните «Горячий снег». Разве фильм стал хуже оттого, что авторы не стремились показать все бои на Мышкове? Да они вообще выдумали генерала Бессонова и Веснина, зато сосредоточились на батарее Дроздовского и такой накал эмоций вогнали в фильм (на самом деле, конечно, в роман), что это кино еще долго не забудут.

Можно было пойти по другому пути. Как в «28 панфиловцев». Сосредоточиться только на бое, отбросив все лирические линии. «28 панфиловцев» при этом, конечно, не стали образцовым художественным произведением, способным соревноваться с «На войне как на войне» или «Батальоны просят огня», но они решили поставленную задачу: показать бой и ничего больше.

подольские курсанты рецензия

К сожалению, ни за что больше, чем просто техника или пуговицы, я похвалить «Подольских курсантов» не могу. Но техника сама по себе не делает фильм. Это прекрасно, когда у вас катаются настоящие танки, солдаты вооружены и одеты правильно, но это только форма, которой еще нужно наполнение.

Вот вопрос: форма или содержание – что важнее? Вот ответ: в старых советских фильмах о Великой Отечественной с формой (то есть техникой), конечно, была беда. Реактивные самолеты в «Они сражались за Родину», Т-54 в «На войне как на войне», Т10М в «Батальоны просят огня» и так далее.

Но во всех этих советских фильмах была душа, шикарное эмоциональное художественное наполнение. То есть то, без чего «Подольские курсанты» выглядят безжизненными.

Если же заставить себя задуматься: о чем «Подольские курсанты»? Нет, об истории боев на Ильинском рубеже – это понятно. А в художественном смысле? История о 19-летних мальчишках, которые повзрослели за 12 дней боев. Ну, тогда об этом и нужно было рассказывать, на этом и нужно было концентрировать сюжет, сценарий. А не размазывать несколько историй штрих-пунктиром на два часа.

подольские курсанты рецензия

В этом смысле, как мне представляется, очень выигрышно смотрелась бы фигура лейтенанта Алешкина. В нем можно было собрать одновременно и молодость (парень сам-то всего на несколько лет старше курсантов), и неопытность, и необходимость быть отцом-командиром своим птенцам, и… И много чего еще.

Вот взять его да и сконцентрировать весь фильм на нем. И получилось бы лучше, чем получилось. Не мельтешить персонажами по локациям (как они там оказались, что делали, куда исчезли – ничего, кроме раздражения), не стараться показать чуть ли не два десятка характеров (в итоге не показав нормально ни одного), а взять историю человека, взять человека.

Э, да чего там. Расстроен – оттого и зол. Ведь насколько технически круче старого советского кино умеют сегодня делать, а показывать-то в итоге и нечего.

6 из 10 (ну или «на троечку»)

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ