В тумане — книга и фильм

В тумане фильм и книга

В этой двойной рецензии сравниваются два произведения – «В тумане», повесть Василя Быкова и фильм Сергея Лозницы. Названия одинаковы, фабула совпадает, но насколько расходятся детали и акценты.

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ «В ТУМАНЕ»

Сначала несколько слов о книге. Как и прочие произведения автора, повесть Василя Быкова «В тумане», это книга не столько о самой войне, сколько о людях на ней. Война здесь лишь катализатор, проявитель, в присутствии которого выскакивает наружу нутро всякого человека. Уж если ты крепок по натуре, то война сделает тебя еще крепче, если изначально с гнильцой, то в опреленных обстоятельствах рискуешь сорваться.

По набору персонажей и проявленным характерам я готов был предположить, что «В тумане» написана до «Сотникова», то есть является как бы черновиком этого одного из наиболее сильных произведений Быкова. Но нет, «В тумане» написана много позже. И это обидно, поскольку книжка выглядит куда более слабой, чем ранее написанное тем же автором на ту же тему.

Два партизана идут в деревню с задачей ликвидировать предателя. Берут его с собой и ведут в лес. Но, как сказано здесь же, в повести, на войне обычно все идет не так как задумано. Расстрел срывают нагрянувшие полицаи, и герои вынуждены скрываться в лесу.

Авторские отступления и сценки из прошлого каждого из троих представляют их нутро, которое далее по тексту проявляется в конкретных поступках. И предатель оказывается не предателем. И партизаны предстают не такими уж простыми и точно неоднозначными людьми. Малый объем повести не дает возможности как в «Сотникове» провести эволюцию героев. Автор идет в лоб, прямолинейно. И от того драма не так драматична и не так заставляет задумываться. Это, скажем так, «Сотников»-лайт, для тех кто не осилил.

Правда, здесь есть одна нотка, усиливающая эффект. Дело происходит в одном районе. Многие тут знаю друг друга с детства. И эту тему можно было бы пропедалировать покрепче. Расстрелять своего соседа? Да еще чья жена твоя одноклассница. Да, тут скрывается большой потенциал.

Но Быков решил написать кратко и предпочел ужать все сцены. Что ж, авторское право. Но книга определенно лишилась чего-то большого и заметного.

Книге 6 из 10

В тумане фильм и книга

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «В ТУМАНЕ»

Теперь посмотрим, что удалось снять на таком скромном литературном материале. Сразу оговорюсь, что никаких других фильмов Лозницы не смотрел, о режиссере ничего не знал (сейчас кое-что прочитал и узнал), поэтому воспринимал кино без предвзятости. И всё равно кольнуло меня неприятно.

С одной стороны, вроде бы придираться не к чему. Редко попадаются такие внешне дотошные экранизации. Наверное, это такой режиссерский стиль скрупулезно выводить на экран все бытовые мелочи. Если в книге сказано «сел и перемотал портянки», зрителю именно покажут, как персонаж сел и перемотал портянки.

Да, это дико затягивает хронометраж, и то, что можно было бы показать за час, занимает два часа. Но внимание к мелочам, безусловно, ценно. Грязь, пятна от крови при соприкосновении с одеждой раненого, усталость человека несущего тело – всё максимально достоверно. Скорее всего, потому, что актеры честно и добросовестно проделывают прописанные в сюжете действия. Это внушает уважение.

Другая часть режиссерской работы внушает зевоту и скуку. Не знаю, что именно хотел передать автор фильма – создать эффект присутствия или заставить зрителя проникнуться чувствами, – но все эти длинные кадры, когда камера минутами плывет за героями, сопровождает их и больше ничего не происходит, так вот это приводит к одному эффекту – к раздражению. Конечно, я из простого зрительского быдла, а не из конкурсной кинокомиссии, поэтому такие высокохудожественные приемы не для меня.

Но и они не главное, что настораживает ли даже злит в киноверсии «В тумане». Акценты – вот что здесь главное. Вернее, то, как они расставлены в книге и в кино. Это же надо так суметь – почти ничем не дополнить произведение, почти ни в чем его не изменить, но извратить весь смысл.

В тумане фильм и книга

Как там говаривал барон Мюнхгаузен? Когда меня режут, я еще терплю, но когда дополняют, мне нестерпимо больно. Так вот, повесть «В тумане» некинематографична и для фильма сюжет пришлось дополнять. И всё дополненное сместило акценты в направлении благоприятном западному либеральному взгляду. То есть полностью перечеркнуло принятое у нас большинством восприятие войны.

А ведь, казалось бы, всё – мелочи. Например, дописанный сценаристами мельчайший эпизод с отправкой на работу бригады железнодорожников. Вдоль ряда работников прохаживается лоснящийся от жира местный коллаборационист, изгаляется над мужиками, одному бьет в зубы и уходит. А они про него полушепотом: каким, мол, был при Советской власти, таким остался и при немецкой. Чуете, что шьют авторы, к чему клонят? Ловко дописывают за Быкова книжку?

Да и в картине диверсии как-то дописали пару строк и вроде бы всё вывернули наизнанку. Героизм железнодорожников, устроивших катастрофу, или вообще партизан ловко кроют ответными репрессиями немцев. Дескать, за это немцы двух старух расстреляют. Дескать, не надо этого, то бишь диверсии устраивать. И вообще единственный непротивленец немцам (по книге он, кстати, не был таким уж последовательным и крепким непротивленцем) оказывается самым положительным и правильным человеком, а остальные – либо сволочи, либо дураки, либо фанатики.

Здесь, пожалуй, самое место порассуждать об украинском режиссере белорусского происхождения живущем в Германии. Но желания особого нет. Ограничусь лишь замечанием, что, по моему мнению, пацифистские фильмы о Великой Отечественной войне у нас не приживутся.

Весь этот антивоенный настрой, в который выродилась история Быкова под руководством Лозницы, хорош для Запада. Мол, война – это плохо, в войне нет ничего героического и положительного, война это смерть и страдания и так далее. Это они там у себя пусть так стенают, а у советского народа выбора не было – воевать или не воевать, советский народ боролся за выживание, речь шла буквально о самом существовании народа. И для нас единственно правильным настроем может оставаться только героизация тех, кто как мог сопротивлялся уничтожению нашей страны и людей вместе с нею.

Фильму 4 из 10

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ