Wasteland 3
В магазинах города появились поддельные елочные игрушки. Внешне ничем не отличаются от настоящих, но радости от них никакой.
Сначала немного предыстории.
В далёком 1988 году, когда компьютеры уже не были большими, но игры ещё были маленькими, вышла игра Wasteland. Недалёкое будущее (2087 год), ядерный постапокалипсис, Западное побережье США, всё такое. По выжженной равнине, за метром метр, идут по Колорадо пустынные рейнджеры и дают прокашляться всяким постапокалиптическим супостатам. В общем, игра – один из основоположников жанра. Ах, да, игровая ниша – то, что можно назвать RPG.
(Как ни странно, у меня эта игра есть – дали бесплатно – но я её никогда не запускал, страшно на такую картинку смотреть 🙂 ).
Небезызвестный Fallout, вышедший десятилетием позже, в 1997-м, в каком-то смысле идейный наследник. Хотя там «мир» другой и предыстория другая. Зато место действия то же. (Я в американских штатах не силён, но место действия «настоящих» «Фоллаутов», я имею ввиду первый, второй и «Нью-Вегас», и всех «Вестландов» крутится в одном углу – Калифорния, Невада, Аризона и Колорадо. Видать, для американцев самые колоритные места, даже в условиях Большого Ядерного П).
Ах да, там ещё и продюсер у «Вестланда» и первого «Фоллаута» один и тот же был.
«Фоллауты», начиная с третьего, из изометрии перевели в разряд «шутер от первого лица». Сам третий так-сяк, обычно его поругивают, я бы не стал. Следующий, «Нью-Вегас» — бесспорный шедевр на все времена, а вот четвёртый фоллаут, 2015-го года… Я его раза три пытался превозмочь, и плюнул, бросил. Муйня какая-то.
Да, а теперь к «Wasteland». Спустя всего-то четверть века, набрав денег на разработку «по подписке», всё тот же продюсер бахнул в 2014-м «Wasteland 2». (Потом ещё и улучшенную версию сделали, для владельцев начальной версии её раздали так, а если покупать заново – только улучшенная сейчас и доступна).
По-прежнему изометрия, по-прежнему пошаговые бои, по-прежнему RPG. И это было прекрасно, не смотря на страшненькую графику, неудобство интерфейса и «высокий порог вхождения». В улучшенной версии всё подшлифовали, сделали заметно удобнее и чуть-чуть красивее, но основа не изменилась.
А что же в этом году? А в этом замечательном 2020 году вышла «Wasteland 3».
И что я вам, ребята-карасята, на это могу сказать?
(Кроме того, что это — единственная цитата, которую я запомнил. Переводчики с этим персонажем-торговцем хорошо обошлись, других цитат я вообще не помню).
Стимовские отзывы у игры на данный момент «очень положительные», всякие профессиональные игро-рецензенты ставят «9 из 10», «5 из 5» и так далее, кто-то непрофессиональный, но медийный пишет «лучшая игра в трилогии»…
— Да не согласен я!
— С Энгельсом или с Каутским?
— С обоими.
Впрочем, эпиграф поточнее будет. Вот вроде игра хорошая, со всех сторон, но… что-то не то.
Как-то всё в ней стало… казуально. («Кстати, вот еще одно слово, которое я совершенно не выношу. Абсолютно неизвестно, что под ним скрывается!»). Да, не люблю ни этого слова, ни когда говорят «оказуалилась серия/игра» — но именно такое впечатление. Не стало легче/проще/доступнее/понятнее… А вот именно так, как сказано выше стало. Этот англицизм точнее.
(Да, кстати, предуведомлю. Проходил игру на среднем уровне сложности, не копаясь в настройках. Вот определили разрабы – «это лёгкий, для новичков и вообще, это хардкор для мазохистов и ненормальных, а это средний – для всех остальных» — на среднем и проходил. Для меня главное не сам факт накрученной «сложности», не за тем в игры играю, для меня главное – «интересность» процесса).
Внезапный вопль: ( 🙂 )
Инвентарь общий на всю группу, вещи лишились веса?!
(Вот просто из вредности и склонности к коллекционированию я всю игру с собой таскал по одному экземпляру каждой пушки, каждой «броньки», встреченной в игре, не считая прочего хлама – пожалуй, на несколько тонн набралось бы. Не продавал даже тогда, когда деньги были нужны).
Интерфейс стал, может и удобнее, но стиль утерян напрочь. Равно как и похерена вся «ролевая» система. Все эти навыки, перки, таланты… В первой Вестланд (которая вторая 🙂 ) от этого зависело если не всё, то очень многое. А тут… В «том Вестланде» к прокачке персонажей надо было подходить очень и очень вдумчиво. К разным невскрытым сейфам, ящикам, компьютерам и дверям приходилось возвращаться через полкарты (ну интересно же, что там заныкано), когда «вскрытие замков/терминалов» качнёшь повыше. Тут всё за раз.
Прежняя прикольная фишка с «ремонтом тостеров» вообще потеряла смысл… Раньше это давало некие непонятные вещи, которые, если не продал случайно или не потерял (а мог!), могли внезапно двинуть диалоги или сюжет по неожиданному руслу. Сейчас… Фигня какая-то.
Кстати, раньше можно было продать/потерять/прое… что угодно из инвентаря – сюжет обыгрывал все возможности. Можно было перестрелять всех, кого можно. И всё равно имелась возможность логического продолжения, вплоть до финала. Теперь нет.
Ладно, я как-то забыл общее описание дать, поторопился.
Постапокалиптическая командная RPG всё такое. Некоторое время после окончания «Wasteland 2». А там, если вы помните, в финале, рейнджеры, в борьбе с вскрывшейся трёхголовой гидрой кремниевых противников остатков человечества, «роботы/синты/ИИ», вынуждены были подорвать свою базу и частично самих себя тактическим ядерным боеприпасом с чудным названием Дэви Крокетт. (Помни Аламо, сука кремниевая, электрическая!).
В общем, из своей Аризоны они отправляют конвой в Колорадо, тамошнему правителю. Программа «оружие в обмен на продовольствие» — умельцев пострелять у рейнджеров хватает, а вот жрать нечего. Вот и обмен. Естественно, конвой попадает в засаду и выживают только герои игрока. Естественно, они потом разворачивают базу, расширяют отряд и дают всем жлобам прикурить. И, естественно, в финале всё сведётся к дилемме — продолжать помогать местному правителю (который не вполне хороший), или свергнуть его на хер (хотя он не вполне плохой).
Увы, но это, по сути, единственный за всю игру «моральный выбор». Не густо, да. При том, что его, выбор, повернули так, что игравшие в предыдущую Вестланд будут скорее за свержение — иначе придётся гасить персонажа, который нас пестовал, холил и лелеял всю первую треть игры в «Wasteland 2», а жалко, ностальгия. (Я к рыжим равнодушен, но Анжела Дет — это Анжела Дет, она ещё в самой первой восьмибитке была. Как такую помножить на ноль?).
В отличие от безводных радиоактивных пустошей Аризоны и буйно заросших зеленью и почти не фонящих просторов Калифорнии (то и другое Вестланд 2), тут, в Вестланд-3, нам придётся шарохаться по заваленным снегом пригоркам Колорадо. Радиоактивным, ага. И не пешком, а на гусеничном транспортёре. Который не только на «карте» присутствует, но и на локациях в тактических пошаговых схватках. Ездит, стреляет, наматывает врагов на гусеницы. (Апгрейды транспортного средства прилагается. Не поставив нормальную защиту от радиации много куда не доберёшься).
Изначально нам дают всего двух персонажей. Можно, конечно, выбрать готовых, а можно создать своих, что правильнее. Ибо парочка однополых «любовников-панков», идущая вторым номером среди нескольких возможных вариантов меня немного не вдохновила 🙂 («Повесточка» от SJW?, но дальше попроще и вообще, учитывая Джокера, это не главное 😎 ).
В предыдущей Вестланд, кстати, сразу давали четверых, и прямо со старта можно было вдумчиво «поделить обязанности».
Потом, с появлением базы, отряд расширяется. Созданных игроком персонажей в отряде может быть четверо, но не менее двух (при том, что те двое изначальных не обязательны). И пополнятся-меняться могут эти «игроковсике» персонажи бесконечно. При этом вновь созданный персонаж будет с уровнем «среднем по отряду», а не с хиленьким первым, его не надо прокачивать, можно просто распределить очки так, как тебе надо. Короче, упростили донельзя, фу таким быть.
А кроме того, ещё двое в нашем отряде – те, кого мы встретим на своём пути и примем к себе. Первые двое-трое появляются по сюжету практически сразу, остальные пятеро-шестеро – потом, когда уже не очень-то и нужны. (Впрочем, один из них сильно влияет на сюжет, а всего их восемь). Тасовать их тоже можно туда-сюда, главное в отряд принять. Шесть человек, короче говоря.
(В предыдущем Вестланде было семь – четверо изначальных, которых менять нельзя и терять крайне не рекомендовалось, и трое встреченных, причём встреченные, в зависимости от того, куда повернёт сюжет игрок, были разные, а общее их число, на две «стратегические карты», приближалось к двум десяткам).
Лично я, как только продвинулся по сюжету, в отряде таскал двух заботливо созданных начальных персонажей и четверых встреченных. Это ж «ролевая» игра? Вот пусть роли и отыгрывают.
Ролевая, говорите?
Всякие «силы/харизмы/интеллекты» и навыки «такое-то оружие/такие-то действия»? Да, есть. Но, во-первых, система изначально заметно отличается от фоллаутовского S.P.E.C.I.A.L., а во-вторых, её немного перетрясли с прошлой игры. Да и вообще, всё это стало теперь не особенно нужным. «Разговорных» навыков стало меньше, навыков на «взлом всякого разного» меньше, «оружейных» и то меньше.
Вот вроде да, стало более понятно, более удобно и просто. Но как-то не то. Плюс, не особенно-то и надо.
Сценарно ситуаций, когда применение того или иного прокачанного навыка/параметра провернёт сюжет или откроет какие-то иные грани «истории/мира» — просто нет. Раньше было как – смог применить в диалоге какой-нито навык – узнал что-то новое (пусть чисто для антуражу, но любопытно), да ещё и экспы на этом заработал. Или вместо «убей их всех и дойди до сюжетной двери» получил «договорись с ними, выполни для них квест-другой и тебя пропустят», так, что и волки сыты, и экспы больше.
Но это раньше. Тут проще. Тут, подозреваю, что прокачивая только оружие, можно пройти всю игру, увидеть то же самое и получить те же варианты развязки. Я-то, как всегда, «оружие» в таких играх задвигаю на задний план и прокачиваю по остаточному принципу. В итоге в боёвках страдаю.
Тактические бои на локациях и «случайных встречах» (а вы думаете, «случайные встречи» в Фоллауте изобрели? Ха :-).
Да, во многом стало лучше. Стало ещё больше похоже на X-Com, тот который «2», я имею ввиду. Правда, «процент попадания» не на столько точен и странен, и не на столько нарушается. Скорее наоборот, «51%» — ну, стрельну, хрен ли – опа! попал! Хотя бывает и «75%» — в молоко, блин. При этом, кстати, возможность заклинивания оружия, бывшая ранее, исчезла. Вроде как игроку стало «проще планировать» бой, но ещё один интересный элемент игры исчез. А ведь в нём был смысл, «надёжность» была одним из параметров оружия! Да и вообще, «нелинейность и внезапность».
(Выйдет против тебя крендель с пулемётом «Bren», а твои не в укрытиях, уже мысленно прощаешься с ними, ать!, а его заклинило… Такое облегчение! Или наоборот, вот последним своим ходом добью врага – заклинило! – и он ещё успевает раздать твоим спутникам). Кстати, по-моему и систему ходов поменяли, раньше ходили «у кого инициатива больше», теперь как в X-Com – сначала все одни, потом все другие. Короче, вот вроде лучше, а вроде и нет 🙂
В чём однозначно лучше, так это в графической составляющей. Дорохо-бохато, всё такое. Не на коленке слеплено, как раньше. Но и тут есть ложка полония в бочке мельдония. Прощёлкан стиль. Профукано вот это вот всё пыльное, унылое, радиоактивное безрадостное окружение.
Я не знаю, почему вдруг гейм-дизайнеры вспомнили о ядерной зиме. Что у нас, в «Трудограде» (это такое дополнение к моей любимой ATOM RPG, к эдакому прекрасному «фоллауту по-русски»), что у них в «Wasteland 3». Но снег в Вестланде не добавляет какой-то свежей нотки, он… он просто есть. Точно так же, как раньше был выжженный песок.
Кстати, не где-нибудь там, на профильных, узкоспециализированных, профессиональных ресурсах, а в самой Великой Википедии (с) написано (специально посмотрел, и сами можете убедиться): «игрок должен будет начать игру вдали от цивилизации и некоторое время бороться за выживание, причём одной из главных проблем на первом этапе игры будет холод. В дальнейшем игрок начнёт собирать вокруг себя небольшую группу рейнджеров и управлять ими, путешествуя по постъядерным пустошам».
Мы же не рассматриваем, что разработчики наврали, да? Либо кривой перевод, либо… Либо «вдали от цивилизации с борьбой за выживание» — это «обучающая» локальная миссия, когда от разгромленного конвоя мы бежим к будущей базе. «Сбор группы» — собственно сюжет и геймплей. А «холод как проблема»… Её (или его?) тупо нет. Ну, холод. Ну, снег кругом. И? На карте Аризоны в Вестланд-2 надо было, хотя бы, иметь с собой запас воды, чтоб не сдохнуть по дороге (не сильно ограничивало, но заставляло расходуемую воду постоянно, при случае, запасать и не ходить в неведомые бебеня слишком далеко и сразу). А тут холод как бы есть (снег-то нарисован) но его как-бы нет, потому, как ни на что не влияет.
Да, снова отступление.
Об нашей ATOM RPG (блин, Гриша, что я в тебя такой влюблённый?) и вообще о жанре. Наших часто ругают за петросянство и несерьёзность, про вторичность уж молчу. Но как, люди, как?! Как можно относится серьёзно к жанру ядерного постапокалипсиса? Потому, что если серьёзно подходить, это будут вовсе не лихие схватки с каннибалами-рейдерами, беспринципными работорговцами и психопатами-наркоманами. Не борьба со злобными роботами и примкнувшими к ним андроидами. Не истребление мутантов-животных, и не защита (или истребление?) мутантов-людей с псионическими способностями. Не борьба против «тирана с силовым молотом», не отыгрывание модели «новый феодализм с пулемётами», не выбор «новая демократия с мутантами-пидорами vs сытая диктатура с силовой бронёй». Нет. Если подходить серьёзно, это будут долгие и мучительные годы выращивания картошки под кислотными дождями. Унылые, безрадостные и похожие один на другой. С кровавыми пузырями на ладонях и мозолями на ногах, с обострением всех хронических заболеваний, с неизбывной зубной болью и подтиранием лопухами. И с непредсказуемым результатом, конечно же – загнёшься ты от голода, холода или аппендицита этой зимой или следующей? Вы хотите такой серьёзности в подобных играх? Вэлком ин риал ворлд. Создатели предыдущей Вастеланд всё это понимали и «играли в игру» — есть надуманные условия, есть надуманный антураж, игрок в это играет. В нашей «Атом РПГ» градус «смехуёчков» поднят ещё выше. Ибо ИГРА. А тут… тут, блин, чуть не на полном серьёзе, с минимумом сатиры, с минимумом гротеска. И с этим «минимумом» они нам показывают это цирк?! Да-а-а, люди, воспитанные на таких играх, последствий ядерной войны боятся не будут 🙁
Я даже не знаю, как всё это бессвязное многословие подытожить 🙂
Вот вроде отзывы публики положительны, но ты, пресловутый «труЪ», не доволен. И непонятно чем недоволен, увы. Ведь объективно (и ты сам это признаёшь) игра хорошая. Ведь ты её прошёл, положительные эмоции испытал. Но что-то не то. Как пресловутые «поддельные ёлочные игрушки». Как жёлтые мандарины, что появились в этом году в магазинах. Которые выглядят как мандарины, пахнут как мандарины, но это херня какая-то, а не мандарины. Так и с «Wasteland 3». Это вроде Wasteland, но не то.
Я сам, если честно, очень не люблю вот такое брюзжание, «раньше было лучше», «та игра труЪ, эта нет», но, похоже, ничего другого сказать не получается 🙂 При этом я вовсе не считаю, что игра вышла плохой. Совсем нет, она хорошая. И, в отличие от Вестланд 2, гораздо более доступная в освоении и красивая визуально. Но «пустошные РПГ» мы любим не за это 🙂
Для игрока, который с этой игры начнёт, она покажется прекрасной, а для того, кому понравилась Вестланд 2… не уверен.
При том, что всё хорошо, всё прекрасно и удобно, утерян некий дух.
Утеряны некие тонкие, внематериальные ощущения. Нет, это совсем не «лишь бы денег срубить», тут всё делали ответственно, и для поклонников напихали «отсылочек» (слишком в лоб, правда), делали качественно. Но что-то не то.
«Нет, ребята, всё не так, всё не так, ребята».
Объективно хорошая игра которая мне субъективно не понравилась.
PS. Про игру и музыку.
В игре сохранился такой элемент как «питомец» — ты его приручил, но не управляешь, в бою он иногда помогает и бонусы даёт. Так вот, только сейчас я понял, что если и заведу кота и назову его Томом, то не просто Томом, а Майором Томом. (До сих пор совместить их в одном лице мне мозгов не хватало, увы).
А что до музыки…
Из всей Вастеланд 2 мне запомнилась только одна песенка (она именно песенка, а не просто «фоновая мелодия»). Во-первых, потому, что она отражает «бекап» мира и играет на сюжет (а не только играет по радио на стратегической карте Калифорнии), а во-вторых… она просто прикольная. И отражает кусочек предыстории местных лос-анджелесских сектантов. Есть в ютубе.
В нынешней Вастеланд 3 отдельных песенок чуть больше. И они, чуть… нет, откровенно говоря, они сильно лучше. Не в текстовом плане – с моим знанием английского я и не пытаюсь вслушиваться, не понимаю. Они прикольнее музыкально.
Особенно если учесть, что включаются они буквально по разу-другому на каждую и звучат во время особо мощных, сценарно неизбежных, замесов. Когда стреляет всё, что может стрелять, и взрывается всё, что может взрываться. Всё горит, всё дымит, а уж про то, что кровь, кишки, рас… раз пошла такая пьянка… И звучат эти мелодийки фоном. Удивительный контраст 🙂
Ссылочки на ютуб, что нашёл, три штуки, послушайте, музыка сама по себе прикольная:
- Washed in the blood of the lamb (по-моему, первый раз звучит самой первой, ещё во вступлении, труба в финале тут супер, Балканами отдаёт).
- Battle Hymn of the Republic (моя любимая, подача с голосом, хором и маршевым барабанным ритмом решена великолепно).
- America the Beautiful (звучит в общине гипперов – чудиков, обожествляющих Рейгана. Картинка с Рейганом верхом на велоцерапторе/дейнонихе со световым мечом в руке у них на стенке висит).
PS+ или PPS
И ещё нашёл в ютубчике, музыка либо из радио игры, либо на конкретных локациях (последняя). Ну неплохо, неплохо. А так, вообще хорошо. Первая мелодийка отсюда вообще напомнила мне Dire Straits, точнее их лидера Марка Нопфлера в период увлечения кантри. А это дорогого стоит 😉
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Андрей Гузенко (Erofey)
Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.
Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com