ДА, БЫЛИ ФИЛЬМЫ В НАШЕ ВРЕМЯ
Давненько наш кинематограф не баловал нас масштабным историческим батальным кино. Смею утверждать, что долго еще и не будет радовать. А ведь мог же в свое время. Буквально лет 40-50 назад он был лучшим в этом деле. Не верите? Посудите сами: стали бы европейцы приглашать Бондарчука снимать «Ватерлоо», кабы не его репутация баталиста и бородинские сцены из «Войны и мира»?
«Ватерлоо» как батальное кино, безусловно, выигрывает у «Войны и мира». Понятное дело, в том советском фильме куда больше ушло хронометража на всякие там «глаза – зеркало души», диалоги и метания персонажей, на созерцание ими бездонного неба. С «Ватерлоо» все куда проще – история одного сражения. Именно сражение и занимает центральное место двухчасового фильма.
Нет, мы бы соврали, заяви, что здесь нет душевных переживаний героев. Да и Бондарчук тогда перестал бы быть Бондарчуком. Но кто здесь главные герои? Наполеон Бонапарт и герцог Веллингтон. А за их сомнениями, колебаниями и переживаниями и проследить не грех.
Но всё же, «Ватерлоо» Бондарчука останется, в первую очередь, батальным кино. С огромными массами пехоты, кавалерии, пороховым дымом, масштабными съемками тысяч и тысяч солдат и панорамами, снятыми с вертолета. При общей скудости на такое кино сегодня поневоле приходится обращаться к продуктам без малого полувековой давности.
СТАРЫЙ ОРЕЛ И НАДМЕННЫЙ АИСТ
Сюжет можно разделить на три части. Первая: предыстория для тех, кто не очень в курсе, но хотел бы въехать. Уже в небольшом вступлении перед титрами с отречением Бонапарта в Фонтебло играющий его Род Стайгер развертывается в полную мощь. Далее будет много сцен, где он без слов передает настроение, мысли и эмоции Наполеона. И делает это блестяще.
Наполеон Стайгера это уже надломленный поражением человек, однако грезящий былой славой, надеющийся на новый взлет. Да без жизни на самом верху он просто никто. Но силенки-то уже не те, и в ночь перед Ватерлоо он проявляет себя (но только перед зрителем) в полном обнажении слабости. Но уже утром берет себя в руки и пытается играть роль все того же Наполеона. Однако Наполеон уже не тот.
Веллингтон (Кристофер Пламмер) – полная противоположность Наполеону. Холодный, излучающий надменное спокойствие англичанин. Лишь несколько раз в самый напряженный момент он срывается, но немедленно восстанавливает свою маску. В нем не ощущается полководца от бога. Он не то чтобы фаталистичен, но скорее просто по-английски убежден в своей правоте и будущей победе. Ну а уж если предстоит проиграть, то что ж поделать. Настоящий джентльмен за карточным столом и на поле боя ведет себя одинаково.
Равно противоположны и армии. Уже через отношение начальника к солдатам передается разница. Если Наполеон называет своих орлов сыновьями, а те откровенно плачут, провожая его, то Веллингтон не скупится на «мошенники» и «прохвосты» по отношению к своей наемной армии.
И ГРЯНУЛ БОЙ
Итак, после предыстории следует выделить часть «Накануне». О ней мы распространяться не будем, здесь Бондарчук позволил Стайгеру и Пламмеру развернуть свой актерский талант, а сам перетащил художественные приемчики из «Войны и мира».
Для всех наибольший интерес должна вызвать третья сюжетная часть – само сражение. Да, страшно представить, сколько это может стоить – собрать тысячи человек, пошить на них мундиры, вывести в поле тысячи коней и гонять их в дыму до посинения. А мундиры-то, мундиры! Мне приходилось слышать, что наполеоника – самая красивая военная эпоха. Судя по фильму это действительно так.
«Ватерлоо» — это, если по-простому, пиршество для любителя батальных сцен. Не нужно придираться к мелочам вроде того, что кавалерия не идет в галоп за километр до противника. Это так, но зато как красиво получилось! А марширующие батальоны пехотинцев. Французские под дробь барабанов или шотландские под их волынки, кавалерийские горны – музыкальное сопровождение вообще выстроено очень грамотно и заметно усиливает эффект.
Авторы не изобретали сенсаций, ход боя они передают в соответствие с канонической картиной. Дождь, помешавший Наполеону начать атаку вовремя аккуратно передается Бондарчуком, никогда не забывающем намесить в кадре грязищи. Даже Наполеон в ней увязает по колено. Дальше сражение за Угомон. Перемещение тяжести боя на другой фланг. Гибель французской кавалерии сначала во рву, а затем перед английскими каре. Выступление гвардии и подход пруссаков Блюхера. Кульминация достигается ближе к концу, а затем идет эмоциональный откат, и благодарный зритель переводит дыхание, оттирая со лба пот.
Вот умели же снимать! А сейчас могут или нет?
Скачать фильм
Файл avi, 2 ГБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин