Маршалы Наполеона, их было 26 человек, тех, без кого император Франции не дошел бы до Москвы, а может быть тех, без кого бы он не проиграл Ватерлоо. Кто-то из них сложил буйную голову на поле сражения, кто-то был расстрелян после окончательного поражения Наполеона, но многие вполне успешно устроились и при режиме Реставрации. А один даже основал и поныне здравствующую королевскую династию. По любому удивительные люди интереснейшей судьбы.
А многих ли из них мы знаем хотя бы по именам? Как наиболее известные (по моим личным впечатлениям) могут быть названы Даву, Ней, Мюрат и Бернадот. Их биографии или просто имена всплывают в исторической литературе чаще всего. Даву как один из самых толковых стратегов. Ней как безбашенный герой, «храбрейший из храбрых». Мюрат как кавалерийский начальник. Бернадот как хитрющий интриган, взобравшийся на шведский трон.
Но кроме них, как несложно подсчитать, есть еще 22 имени, среди которых, пожалуй, по праву и правде можно выделить еще ряд очень неплохих командиров. Да Оно и неудивительно – присвоение чина маршала лично Наполеоном это как знак качества, дескать, одобрено высшим военным авторитетом. Только вот на русском языке не часто встречаются книги, им посвященные.
Воспользовался этим упущением кандидат исторических наук и хорошо известный в определенных кругах русский писатель-историк Яков Николаевич Нерсесов. В 2012 году многие издательства с готовностью подхватывали юбилейную тематику нашествия наполеоновской армии на Россию. Тогда-то и вышла его книга «Маршалы Наполеона Бонапарта», включающая небольшие биографические очерки о девятерых птенцах гнезда наполеонова. Вот список попавших в сборник маршалов:
- Массена
- Даву
- Ланн
- Сюше
- Сульт
- Бертье
- Бернадот
- Ней
- Мюрат
Как мы видим, «священная» четверка вся тут. Но и кроме нее в книгу попали куда менее известные герои наполеоники, что уже само по себе делает книгу крайне интересной. Очевидно (скажем, по эпилогу), что автор имел некоторые планы относительно продолжения с переходом на других маршалов. Но, видимо, издательство не вдохновилось наполеоновскими планами автора, и тема оказалась оборванной. Жаль, что и говорить. Всякие там оставшиеся за скобками Груши, Макдональд, Ожеро и прочие – это ведь тоже крайне интересно. Но придется довольствоваться тем, что есть.
Но давайте немножко пробежимся по самой книге. Хотя чего там особо бегать – читать надо. Сборник биографий, он сборник и есть. Всё тут вроде бы понятно. Правда, хотелось бы, чтобы автор чуть шире развернул тему такого явления как маршалы империи Наполеона. Он ведь прав: маршал империи – это не просто воинский чин, не просто звание, позволяющее занимать, скажем, должность командующего корпусом. Это явление более широкого порядка. Прежде всего, это высшая аристократия, кадры для военного управления империей, а не только ее войсками, опора императора, выращенная им самим. И так далее. Всё это затрагивается в прологе, но тема зацепляется лишь краешком.
И там же, в прологе, видать, красного словца ради бросается что-то вроде «никогда больше нигде в истории не было такой блестящей плеяды маршалов». Потом, правда, как бы снисходительно упоминаются сталинские маршалы, но типа вот и всё. Скажите, в этом месте я один подумал о фельдмаршалах Гитлера? Автор как-то стыдливо избегает поминать нацистов. Хотя, может быть, это редакторы вылущили при подготовке книги к изданию. У нас нынче модно на воду дуть. По уму и без ума.
Далее начинаются собственно биографические очерки. Говорить тут особо нечего. Всё ясно – автор прослеживает путь каждого героя от колыбели до могилы. Пути эти разные, разные по объему выходят и очерки. Значит, автор не подгонял их под какой-то жесткий шаблон, чувствовал некоторую свободу.
Фрагментарность очерков, их непоследовательность друг другу в затылок, отсутствие единого замысла и общей надстройки сказываются в многократных повторениях. Зачастую автор едва ли не в каждом очерке почти дословно воспроизводит одну и ту же мысль. Например, тезис о всегдашней взаимной грызне наполеоновских маршалов меж собой. Как правило, это припечатывается глубокомысленной сентенцией на тему «никто не готов делиться воинской славой». Интересно на такое наткнуться раз, забавно два, а на третий уже раздражаешься, на пятый считаешь, что это глупо, в конце концов. Таковы уж издержки сборника.
Впрочем, это небольшой придиризм, не влияющий на общее восприятие книги. Жаль, конечно, что под одной обложкой места для девяти полководческих звезд явно маловато. Толкаются они там, мешают друг другу, не позволяют соседу развернуться пошире. Автор вытаскивает на свет любопытные подробности их жизни, но по причине ограниченности объема вынужден лишь скользить по ним, не зарываясь в глубину. В том числи еще и по этой причине биографии выглядят какими-то очень уж одинаковыми.
Хотя они и есть если уж не одинаковые, то схожие точно. Почти все из выше обозначенных маршалов имеют общие характерные биографические черты. Происхождение из третьего сословия, далекая от военной службы родня, поступление в королевскую армию рядовым, в лучшем случае получение сержантских лычек, революция, быстрый рост в чинах, наконец, генеральство в еще относительно молодом возрасте. И да, все они были молодые генералы, почти все ровесники Наполеона плюс-минус несколько лет.
Разумеется, есть отклонения в сторону в этом общем списке. Например, Массена выделялся более зрелым возрастом, а Даву происходил из дворян и офицерский чин получил еще в королевской армии. Но в среднем всё это были чистой воды самородки. И это, пожалуй, их самая общая черта.
Замечательно, что автор тщательно подчеркивает неоднородность маршальского поголовья при дворе Наполеона. Глобально выделяются две партии: итальянцы (выслужившиеся в первой итальянской кампании Наполеона) и рейнцы (те, кто как бы и не обязан своей выслугой корсиканцу). Далее при взгляде под увеличительным стеклом эти как бы партии распадаются на одиночные атомы – всяк маршал сам себе звезда. В распад этот добавлял катализаторов и лично Наполеон, старавшийся «разделять и властвовать».
Отлично освещена и тема отношений между императором и каждым из его маршалов. При взгляде издалека они (маршалы) выглядят преданными своему лидеру. Пусть первому среди равных, а не владыке, но преданными. На деле же буквально в каждой биографии можно узреть сомнительную степень этой «преданности». Ну, если слово «преданность» считать однокоренным слову «предательство», то да. Во всех же остальных случаях… Нет, право же, можно понять и Наполеона, вечно в чем-то подозревающего своих боевых якобы товарищей, и Гитлера, в итоге получившего вполне честный заговор, и Сталина, пустившего в расход троих из пяти первых маршалов СССР. Иметь под собой плеяду военных талантов с войсками на руках и не бояться от них сюрпризов – видать, так жить нельзя.
Хотел здесь тиснуть несколько слов о, вообще говоря, недопустимых для работы кандидата исторических наук небольших ошибках, но не буду. Они и впрямь небольшие и не влияют на смысл и суть. Пожалуй, лучше посетую еще разок на малый объем каждого очерка – очень уж мало места осталось на долю описания военных операций и сражений.
С другой стороны, автор смог ловко сбалансировать выбор персонажей, разбросав их по разным фронтам и временам. Поэтому во всей книге удалось собрать и бои в Италии, и на Рейне, и в Испании, и в Австрии, и в Пруссии, и конечно же в России. Впрочем, русская тематика дополнена Я.Н. Нерсесовым симметричной книгой «Русские генералы 1812 года», о которой мы поговорим в следующем очерке.
Примечание
По понятным причинам выложить файлы для скачивания мы не можем. Но если появится у вас особый интерес, не сопровождаемый желанием купить, пишите нам — бескорыстно поделимся электронным вариантом. А можете просто заглянуть в нашу группу Вконтакте, найти соответствующее сообщение об этой публикации. Ссылка на закачку найдется и там.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор»