РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «НЕДРУГИ»
Внимательнее надо читать аннотации, чего уж там. Выхватив только фразу «после долгих лет войны» да синий мундир главного героя, почему-то твердо решил, что фильм «Недруги» как-то связан с гражданской войной в США. Но действие картины происходит на очень диком западе в 1892 году. Подумалось, и ладно, почему бы и нет? Вестерн это тоже хорошо. Только вот вестерн ли «Недруги»? Или нынче вестерны такие драматические пошли?
Хотя завязка у фильма многообещающая, кровавая и с яркими персонажами. Прологом является налет индейцев на одинокую ферму с истреблением всех ее обитателей. Почти всех. Выжила только мать семейства, будущая главная героиня.
Далее фокус перемещается на капитана армии США (Кристиан Бэйл). Бэйл играет чертовски уставшего от кровищи индейских войн вояку, ничего не имеющего, кроме войны. Здесь Бэйл играет отлично. Виден человек, живущий моментом, задачей. Человек без будущего, без цели, умеющий только убивать индейцев и относящийся к этому как к нужной работе.
Ему поручается небольшая команда, сопровождающая на далекую родину некогда плененного вождя Желтого Ястреба с семейством. Отношения между капитаном Бэйлом и Желтым Ястребом обрисовываются в диалогах. Да тут, собственно, почти всё самое драматическое, вся кровь прошлых войн передана через диалоги и монологи. Кто-то там кому-то когда-то выпустил кишки, кого-то оскальпировали, кого-то сожгли и так далее. И всё это в чужих устах, без яркой запоминающейся речи проходит малозаметным фоном. Если авторы фильма хотели породить какое-то острое впечатление, у них ничего не получилось. Вяло поработали сценаристы.
Чтобы не углубляться в детали, просто заметим, что Бэйл и Желтый Ястреб старые враги, порядочно перебившие друг у друга друзей-товарищей. С самого начала очевиден посыл фильма – примирение двух таких непримиримых «Недругов». И да. Поначалу события вроде бы развиваются интересно. Герой Бэйла выкидывает пару враждебных номеров. А дальше… Дальше идет полный провал. Провал, связанный с отсутствием мотивации персонажей, с исчезновением причинно-следственных связей.
Но прежде, чем перейти к этому главному минусу, вспомним, что маленький отряд по пути подбирает ту самую выжившую мать семейства. Здесь тоже следует отличное начало с блестяще отыгранной почти тронувшейся женщиной, сидящей с отсутствующим видом над трупами детей. А далее следует какое-то чересчур уж быстрое возрождение ее к жизни – это, кстати, опять же к вопросу об отсутствии причин и мотиваций. Барышня после потери мужа и троих детей слишком уж быстро забывается и начинает сближаться с индейцами, относящимися к расе, перечеркнувшей всю ее жизнь.
Итак, дама проникается симпатией к индейцам, попросту забыв о погибшей семье, Бэйл очень быстро прощает жестоко истребившего его друзей вождя, белые в конце концов оказываются большими сволочами, чем напавшие на фермера индейцы… К чему всё это плохо склеенное представление? Кому как. А мне показалось, что «Недруги» — это скорее фильм-покаяние, покаяние нынешних белых перед тамошними индейцами. Иначе откуда здесь столько речей о неправедно отнятых у индейцев землях? Да еще ладно, когда так рассуждает городская барыня, но, черт возьми, чтобы так начал рассуждать сержант, всю свою жизнь проведший в войне с краснокожими?! Не верю! Чрезвычайно грубая натяжка, режущая ухо фальшь.
И все эти драматические события разворачиваются на фоне немых сцен, видов природы или молчащих персонажей. Лишь пару раз тягомотина долгого пути прерывается экшен-сценами, которые можно было бы усилить и развернуть, сделав фильм более динамичным и увлекательным. Но нет, авторов гораздо сильнее заботит покаяние и примирение. Еще раз заметим: ничем не подкрепленные в фильме, немотивированные и необоснованные. Нам просто декларируют, что вот так поступать плохо, а эдак хорошо. И благо бы хоть эволюцию примирения между Бэйлом и Желтым Ястребом представили последовательно и логично. Но нет. По сути между ними не происходит никаких бесед, никаких взаимных действий или поступков, ничего, что хоть как-то обосновывает в глазах зрителя логику авторов фильма.
Мы не против морализаторствующего кино, не против нравоучений, но вы бы хоть постарались преподнести их логично или интересно. А так… Я еще хотел посетовать, дескать, как плохо, что умные фильмы задвигают в самый подвал проката, уступая пятидесятиоттеночной пошлятине. Но право же, «Недруги» не вытягивают на достойный широкого внимания уровень.
6 из 10
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин