Поляки, на удивление, вообще умеют делать комп. игры. И речь даже не про «ведьмачью» трилогию (хотя одного-единственного Witcher 3, которого можно ставить в один ряд с Half-Life 2, было бы достаточно). Вспомните, хотя бы, скромные This war of mine. Вот и с «We. The Revolution» поляки не подкачали.
То, есть, недостатки есть. Принципиальные. И немало. Но, когда игрок видит и понимает все эти недостатки игры — и игра при этом ему нравится — это достижение, как я считаю.
(Вспомним недавнюю футуристическо-градостроительную Cliff Empire. У меня к ней было много претензий. Прошёл её только один раз. Но — положительные впечатления и «рекомендовал бы», несмотря ни на что. Революция из той же оперы).
Так вот. Сидишь такой, играешь в «графический симулятор судьи трибунала революционной Франции образца 1794 года».
На самом деле, с «симулятором» я перегнул. Сильно. Конечно, уши незабвенной «Papers, please» тут хорошо видны. Собственно, не уши, а идея. От «Beholder» тоже что-то есть. Но в «Революции» кроме «судьи трибунала» намешали ещё кучу всего. И не всегда удачно.
Да, приятно, когда рядовому судье чуть ли не в процессе обучения управлением игрой, обучения интерфейсу и прочему, приходится судить беглого «гражданина Капета» (а днём-другим позже – «вдову Капет»). Это вдохновляет.
(Я не буду придираться, что между процессами над Людовиком Последним и Марией-Антуанеттой прошёл почти год, и судил их не какой-то отдельный человек или суд, а вся толпа Конвента)
Не менее приятно, когда, спустя множество игровых дней и игровых интриг, тому же судье удаётся свалить самого Неподкупного (Робеспьера) и отправить его на свидание с гильотиной.
Но всему есть предел! Кроме собственно суда (немного совмещённого со следствием и приведением в исполнение приговора) впихнули слишком много других элементов.
Протагонист толкает речь на Гревской площади перед толпой санкюлотов перед казнью очередного представителя ансьен режим. Если правильно построить речь (один из элементов игры) — толпа одобрит, и игрок заработает очки. А если допустить ошибку… В революционном Париже лучше не ошибаться.
(Собственно, чтобы привести в действие щеколду, удерживающую тяжёлое лезвие Девы Шлюхи Мебели Правосудия, за верёвочку приходится дёргать, опять-таки, игроку. Но на совмещение ролей следователя-судьи-комиссара-палача можно и глаза закрыть. Равно как на участие протагониста в судах как над клошарами, так и королями. Игровая условность. Совместили и совместили, чёрт с ним, тем более это не подчёркивается никак. Честолюбивый главный герой Алекси Фидель лезет во все места).
Но кроме этого, в одну и ту же игру, сделанную в форме эдакой текстово-графической новеллы с элементами интерактивного кино (и всё это подано своеобразной стилизованной графикой, но, при этом — и это минус — с крайне слабым музыкальным сопровождением), впихнули-совместили ещё кучу игр. Или элементов игр. Совершенно разных и, в общей картинке, слабо коррелирующих друг с другом.
Основное занятие игрока — суды. Мы читаем дело, и из обозначенных игрой «важных моментов» выстраиваем допрос. Присяжные склоняются к тому или иному решению, заинтересованные стороны — санкюлоты (в игре «народ»), конвент (в игре «революционеры», отдельных жирондистов и монтаньяров нет) и даже аристократия (причём, не столько будущие термидорианские нувориши, сколько роялисты) — ждут того или иного решения. И даже семья героя иногда тоже чего-то ждёт.
Правильно открыть вопросы для допроса несложно, основная сложность – «трудности перевода». «Окровавленный платок» это, ясно, «улика», а вот «пьяная ярость» — это «свойство личности», «обстоятельства» или «обвинение»? Вот игрок и угадывает.
Вынесение вердикта влияет не только на подсудимого (на щите иль со щитом, в смысле — с головой или без головы), но и на судью. Рассоришься с санкюлотами — они тебя линчуют. Рассоришься с аристократией — ну, не знаю, шуанов с Кадудалем на тебя натравят, «перо под ребро», все дела. Вот и думай, игрок — за «справедливость» медалей не дают, а вот за «угодить и вашим и нашим», казнить одного герцога, но помиловать трёх дворяшек или наоборот…
В принципе, после того, как Робеспьер разрешает судить по упрощённой схеме, игрок может посылать на гильотину вообще без допроса. Глядишь, насколько твой рейтинг упадёт/поднимется в глазах сторон — и сразу выносишь приговор. Правда, надо подписать совместный протокол с прокурором Республики, а там такие моменты, с которыми можно ошибиться, не разбирая дело. А если он не подпишет — ничего хорошего.
Просто, очень просто, но, прикольно. Вот разобрал я дело могильщика и понял — не виновен он нифига. Девушку убил не старый извращенец, а её зафрендзоненный ухажёр. Скорее всего. Я-то понял, а общественное мнение — нет. И даже моя семья заинтересована в этом деле. Все хотят казни.
И как мне, судье-игроку, поступать? Портить отношения с присяжными, фракциями, семьёй? Ратовать за справедливость, правосудие и недоказанность вины? Да щаззз! Могильщик идёт на свидание к Гревской Шлюхе, а отвергнутый студент идёт гулять. Убитой вообще всё равно.
Правда, в игре множество моментов, когда ты не понимаешь — вот почему этого подсудимого поддерживает Конвент или санкюлоты?! (Почему они вообще в неожиданных моментах противопоставляются — отдельный вопрос).
Но кроме суда в игре ещё масса элементов. Первый, самый логичный и безобидный — семья судьи. Старый папа, жена, старший сын, младший сын. И после суда игрок может идти в условное казино (бухать и играть, ибо он любитель и того и другого) либо к семье.
Придя к семье надо как-то время проводить. А от тех или иных занятий, улучшаются/ухудшаются отношения с теми или иными членами семьи. А от этого зависит авторитет судьи и его взаимоотношения с политическими фракциями. И игроку, в общем-то, надо с семьёй поддерживать хорошие отношения.
Второй элемент — интриги. С определённого момента мы встаём на сюжетные рельсы интриг — герой рвётся к власти. И тут мы вынуждены тратить наши очки на интриги то против одного, то против другого. Причём — представителей высших эшелонов. (При этом — исторических личностей). Ну, интриги хотя бы внешне оформлены в общей стилистике игры.
Плюс — появляется карта Парижа, на которой мы, — ещё одна игра в игре! — передвигаем туда-сюда фишки агентов, захватываем секции и боремся с противостоящей группировкой чуть не мафиозными способами (и это судья трибунала, судивший Людовика, Марию-Антуанетту, Эбера/Дантона, Робеспьера и т.д.!)
Плюс — появляются тактические бои (!). Ну, «бой» это сильно сказано. Внешне как в полигональных пошаговиках с фигурками-фишками, типа Цивилизации, а по сути — как в Европа Универсалис 4 – «значок и циферки».
И всё это вперемешку с сюжетными, поданными «графическим романом» роялями в кустах и сюжетными «вот-это-поворотами» (главный из которых, вот честно, я увидел чуть не сразу, и он — о чудо! — таки произошёл через двенадцать часов игры).
Не считая «игры в кости», которая тут опять есть и вплетена в сюжет. А что есть игра в кости, как не генератор случайных чисел? И где её лучше подали, нежели в первом Ведьмаке? Нигде. В «Революции» — хуже.
В общем, с определённого момента, когда все элементы включаются, игра выглядит так: мы разбираем очередное несложное дело в суде (оглядываясь не на правосудие, а на мнение политических групп, что реализьмЪ, да), потом идём к семье, и выбираем, чем там заняться, потом отдаём приказы агентам на улицах, как действовать в секциях Парижа, проводим разные интриги и политические беседы в рамках сюжетных рельсов, но пытаясь развернуть их себе на пользу, а, с определённого момента, ещё и руководим боевыми действиями на уровне выбора тактики для подчинённых фишек.
Визуальный-то стиль более-менее один, но смыслово-логический не сходится. Став, по сути, диктатором республики, «ходить на работу в суд»? Бороться за влияние на улицах полуподпольными методами? Ой вей…
Дальше — псевдовариативность. Что бы ни выбирал игрок — результат изменится чисто косметически. Да, игрок вполне может помиловать «гражданина Луи Капета» или Максимилиана Робеспьера, имеет возможность. Но, в итоге, они всё равно «сбегут из Парижа», канва сюжета не изменится. В общем, разработчик! если ты не планируешь «альтернативно-историческую» ветку — лучше и не давать игроку видимость выбора.
Кстати, об истории. Вот уж к чему я цепляться не стал бы, но мог. Игра — не школьный учебник. Но, если честно, тут каша. Пусть есть такие реальные имена, про которые я даже и не знал, но упрощённым наглядным пособием по ВФР игра не является. Тут сплошная узнаваемость, но условность. От важного (типа Марата, которого так и не прирезали к 1794-у году, или Дантона, который, уже арестованный! похоже, пережил Робеспьера), до мелочей.
Казалось бы, я вам битый час рассказываю о недостатках игры. Рассказываю, что игра перегружена разнородными элементами, словно она слеплена из двух-трёх разных задумок. Что они слабо согласуются логикой между собой. Но, как ни странно, игра мне нравится. Вот я вижу все эти недостатки — и ничего. Хорошая игра.
Оценку ни по пяти ни по десятибалльной шкале поставить не смогу, но если бинарно – «рекомендую». В Стиме она сейчас 600 рублей, я брал со скидкой (до очередного обрушения рубля, правда). И не пожалел.
Игра как рельсовый интерактивный текстово-графический роман в исторических и альтернативно-исторических декорациях. Неплохо. Мне понравилось.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Андрей Гузенко (Erofey)
Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.
Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com