Музей дальней авиации, Энгельс. Часть 2

8 мин.

ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 1
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 3
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 4
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 5
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 6
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 7

музей дальней авиации
Истребитель МиГ-23УБ. Бортовой номер «64 синий». Подробностей по самолёту пока не удалось установить.

Собственно, из обозначения всё ясно – двухместный «учебно-боевой» вариант одноместного однодвигательного сверхзвукового истребителя с изменяемой геометрией крыла МиГ-23.

(Писать стандартную фразу «по классификации НАТО – то-то» я, уж простите, не буду. Я этого вообще никогда не понимал – зачем такое пишут наши авторы. Вот зачем нам знать, как называет наше оружие вероятный противник? Не всё ли равно? Мы знаем, как наше оружие правильно называется – и ладно. А они пусть хоть горшком назовут, главное, чтоб в печь не ставили).

музей дальней авиации
Истребитель МиГ-23УБ.

Приходилось читать, что МиГ-23 был непрост в освоении и пилотировании, без учебной «спарки» было бы тяжело. Её разработали в конце шестидесятых. В двухместной кабине обучаемый сидел впереди, инструктор – сзади. Для того, чтобы запихнуть в самолёт второго человека (инструктора) пришлось самолёт несколько перекомпоновать – один из топливных баков, в носу, уменьшили, выкинули бортовую РЛС и ракеты «воздух-воздух» средней дальности, теплопеленгатор… В общем, не смотря на индекс «УБ», самолёт больше был именно «учебным», нежели «боевым».

музей дальней авиации
Истребитель МиГ-23УБ. Снимок сделан в энгельсском «Парке Патриот» 20 октября 2018.

Теперь к неприятному. Этого самолёта в Музее Дальней авиации больше нет. Буквально на следующий год после этой фотосъёмки его перетащили в наш «Парк Патриот». Да, вроде бы на снимках из Парка бортовой номер не «64 синий» а «64 красный», и значка микояновского ОКБ нет. Но если посмотреть на мелкие детали. И на трещину в лобовом стекле. Сдаётся мне, это он. А на его место, то-ли в конце 2018-го, то-ли в начале 2019-го поставили Су-9 (бортовой номер «43 синий», заводской номер 1315367. Ранее стоял в Академии ПВО в Твери). Но после этой рокировочки в Музее мне больше не удавалось побывать, а в Парке — довелось. Потому, жорассматриваем МиГ.

музей дальней авиации
Истребитель МиГ-23УБ. Снимок сделан в энгельсском «Парке Патриот» 27 августа 2019.

Подобное перемещение приветствовать никак нельзя. В Музее самолёт спокойно и неспешно корродировал на воздухе, а в Парке по нему лазят толпу малолетних (и не только малолетних) вандалов.

ПВД уже отломили, обмотали какой-то гирляндой, измяли корпус… Ладно, вам в Парке отдали на съедение танки, они крепкие, лазайте, ломайте. Но самолёт-то вещь хрупкая!

музей дальней авиации
Истребитель МиГ-23УБ. Снимок сделан в энгельсском «Парке Патриот» 27 августа 2019.

Да, может быть МиГ-23УБ – не самый редкий и ценный самолёт, их чуть не тысячу штук наштамповали. Но это же не значит, что их все расставили памятниками. И, тем более, это не значит, что надо обязательно каждый такой памятник изуродовать.

Ей-богу, глядя на вот это хочется отправится на Гаити, пройти там курс вуду и насылать на подобных «посетителей» проклятья.

Ладно, вернёмся к Музею Дальней авиации. Дальше там стоят вперемешку разные модификации Ту-22 и кое-что ещё. Сначала буквально пара слов об этом «кое-чём». Тем более все три аппарата – раскручены и известны, своеобразная «визитная карточка» советских ВВС (ну и российских тоже).

музей дальней авиации
Вертолёт Ми-24В. Бортовой номер «15 жёлтый». Вроде бы передан из Тамбовского высшего военного авиационного инженерного училища.

Кто ж не знает нашего заслуженного «Крокодила»!

Первый советский специализированный боевой вертолёт, принят на вооружение в середине семидесятых. Модификация «В» — основная и самая массовая, выпускалась до середины восьмидесятых. Собственно, Ми-24 в качестве экспоната часто встречается, а в качестве боевой единицы вполне себе успешно служит и сейчас.

музей дальней авиации
Лёгкий фронтовой истребитель МиГ-29. Бортовой номер «29 красный» — думаю, нанесён «от балды». Типа сам МиГ — 29, и номер пусть будет 29.

Кто ж не знает старика Крупского МиГ-29! Как-то особо расписывать этот истребитель смысла нет, и так всё известно. И главное – самолёт красивый! А красивый самолёт хорошо летает, об этом все околоавиационные деятели твердят.

Начал эксплуатироваться в середине восьмидесятых – и служит до сих пор. Служил и в наших ВВС, и активно продавался за рубеж (вон, недавно, очередные косорукие арабы в очередной раз очередной самолёт угробили).

На пояснительной табличке указано просто МиГ-29, без буковок. Но там же сказано — «изделие 9-12». Если это так, то перед нами самая первая, самая ранняя серийная модификация самолёта. Как пишут, модификация самая ранняя, но не самых ранних выпусков — уже с некоторым «доведением до ума напильником».

Злые языки утверждают, что «МиГ-29» это «Су-27 для бедных». Вольно ж им зубоскалить. Может, конечно, это и так. Но, какая разница? Оба эти самолёта служили параллельно, и служат до сих пор. Один «лёгкий», второй «тяжёлый». Да, сейчас многочисленные модификации различных «Су» вырвались вперёд в счёте, но это не значит, что в последующем «МиГи» не возьмут реванш.

Да, интересный поворот авиационных трендов. Во времена Второй Мировой двухдвигательный истребитель «лёгким» считаться ну никак не мог. Вспомните американский «Лайтнинг» или немецкий церштерер Bf.110. Какие уж тут «лёгкие»! Первые реактивные, как раз двухдвигательные, «Швальбе» с «глостерами» тоже к «лёгким» явно не относились. А двухдвигательный МиГ-29 лёгкий. О времена, о нравы технологии!

А теперь горбатый! Я сказал горбатый!

музей дальней авиации
Штурмовик Су-25Т. Бортовой номер «85 красный». По списании стоял в Липецке минимум до 2014 года, потом попал в энгельсский Музей.

Кто ж не знает «грача»? Все знают! (Даже знают, что это не официальное имя самолёта, а просто прозвище, пошедшее от суровых боевых грачат, нарисованных на бортах самолётов во время применения в Афганистане).

Да, штурмовик Су-25 более узнаваем в исходной, гораздо более изящной, одноместной модификации. А тут у нас корявенькая горбатенькая.

музей дальней авиации
Штурмовик Су-25Т.

Вообще, на счёт модификации я не был уверен (не специалист), а таблички не наблюдалось. Может, думал я, это и не «противотанковый» Су-25Т а «учебно-боевой» Су-25УБ. Но пишут, всё же, что «противотанковый». Будем верить. Тогда, получается, это вдвойне уникальный экспонат — таких самолётов выпустили очень мало).

Пилоны для подвески вооружения из под плоскостей зачем-то тщательно демонтированы. (Хотя на «липецких» фотографиях они есть). Окошко в самом носу – для приборов прицеливания.

Су-25 вещь вообще уникальная. В эру увеличения скоростей, в эру многоцелевых самолётов да истребителей-бомбардировщиков, забабахали дозвуковой бронированный «летающий танк», в духе незабвенного Ил-2. И, кстати, получилось неплохо! Да, лётчики ворчали, когда их пересаживали со «свистков» на Су-25 – ведь «надбавку за сверхзвук» срезали! Но где сейчас МиГ-27 или Су-17, а штурмовик Су-25 ничего, летает. (Нет, Су-17 и сейчас летает — но не в наших ВВС. У нас все однодвигательные боевые самолёты пошли на слом, даже хайтековский МиГ-27К).

Понятно, что все вышеперечисленные прославленные аппараты на энгельсском аэродроме не базировались. Сюда они попали исключительно музейными экспонатами. А вот со следующей четвёркой ситуация несколько иная.

Да, они тоже здесь не базировались. Но перевели их сюда очень давно и не в музей. Перевели умирать. Но они уцелели и стали музейными экспонатами.

Четыре сверхзвуковых бомбардировщика Ту-22 разных модификаций.

музей дальней авиации
Линейка с Ту-22. Справа налево: на переднем плане разведчик Ту-22РДМ, за ним учебная «спрака» Ту-22У, дальше ракетоносец Ту-22КД, самый дальний – постановщик помех Ту-22ПД2.

Подробно про наши Ту-22 я уже писал, особенно повторяться не буду.

Все самолёты прибыли из состава 121-го и 203-го гв.тбап из Белоруссии, переведены к нам с апреля по сентябрь 1994 года, «на хранение». Вместо хранения получилась утилизация, но кое-что под нож не пустили. В Саратове и Энгельсе имеются шесть Ту-22 разных модификаций. Четыре – в Музее Дальней авиации, один — рядом, ещё один — в саратовском Парке Победы. (Всего в России осталось девять Ту-22, и ещё два – на Украине).

музей дальней авиации
Самолёт-разведчик Ту-22РДМ. Бортовой «18 красный», изготовлен в 1966 г. в Казани, заводской номер 4416025, серийный номер 41-02. Белые «выступы» на фюзеляже – радиопрозрачные обтекатели антенн.
музей дальней авиации
Тот же самолёт с другого борта.

«Флажок» под штангой топливоприемника – специально для предохранения носового обтекателя. Поначалу конус на шланге топливозаправщика, как нарочно, идеально нанизывался не туда, куда надо, а точно на нос самолёта.

Вообще, буковка «Д» у всех модификаций – «дальний». Для самолётов, оборудованных устройствами дозаправки в воздухе (изначально такой штуки не было).

музей дальней авиации
Учебный самолёт Ту-22У. Бортовой номер «20 красный», изготовлен в Казани в 1967 г., заводской номер 2497023, серийный номер 49-02. Единственная сохранившаяся «спарка».

В отличие, скажем, от Ту-16 или Ту-95, на Ту-22 был только один пилот. (На Ту-22 экипаж был вообще вдвое меньше, чем на Ту-16, всего три человека). Соответственно, за отсутствием «правого кресла», пришлось делать отдельный учебный самолёт-спарку. Кабину инструктора расположили за кабиной обучаемого, а чтобы инструктору было хоть что-то видно, засандалили её повыше. Получился характерный «горб». Оператора, за ненадобностью на «спарке», убрали, на его место, только повыше, инструктора и усадили.

музей дальней авиации
Учебный самолёт Ту-22У.

Вообще, на Ту-22 из-за длинного носа, видимость из кабины для пилота, особенно на взлёте и посадке, была весьма относительной, и только вперёд-вверх. Штурман видел только вниз, через оконца невеликой «бороды». А оператор, развёрнутый «спиной по полёту», мог глянуть только в боковые оконца. Да ещё и сидел экипаж каждый в своём «отсеке», без видимости и контакта друг с другом. Только внутренняя связь.

музей дальней авиации
Ракетоносец Ту-22КД. Бортовой «77 красный», изготовлен в Казани в 1968 г., заводской номер 5558053, серийный номер 55-05.

Вооружением для таких ракетоносцев служила ракета Х-22, которую можно порассматривать в первой части обзора. В полёте ракета висела под фюзеляжем у Ту-22 и была полуутоплена в корпус. После пуска «фигурные» створки бомбоотсека закрывались полностью. Традиционно, у всего авиационного ракетного комплекса («самолёт + ракета») имелось собственное обозначение, К-22. Отсюда и буковка «К» в ракетоносных модификациях самолётов.

музей дальней авиации
Постановщик помех Ту-22ПД2. Бортовой «46 красный», изготовлен в Казани в 1968 г., заводской номер 3578035, серийный номер 57-03. Помимо акульей пасти, на левом борту есть ещё и орёл (полковая эмблема, оставшаяся от авиабазы в белорусских Мачулищах?).

Как очевидно из названия, самолёт предназначен «ставить помехи». Вести радиоэлектронную борьбы, в общем. Подобный самолёт должен был лететь в одном строю с обычными бомбардировщиками и прикрывать всю группу. На большую группу ударных самолётов – соответственно несколько постановщиков помех.

музей дальней авиации
Постановщик помех Ту-22ПД2. Самый красочный Ту-22 из имеющихся.

В реальных боевых действиях поучаствовали как раз постановщики помех – в Афганистане они летали на прикрытие наших ударных самолётов, глушили пакистанские истребители и ЗРК. Пишут, что когда постановщики помех врубали рядом с границей Пакистана свою аппаратуру, во всей округе переставали работать телевизоры – всё было забито помехами.

музей дальней авиации
Постановщик помех Ту-22ПД2.
Схожую раскраску «с пастью», но ещё и с акульими «глазками», нёс Ту-22ПД4 с бортовым номером «41 красный» из 121-го гв.тбап. Его снимки очень распространены, и в книгах, и в интернете. Вот только тот самолёт пошёл на слом. Окраска была нанесена на базе в Мачулищах (Белоруссия), незадолго до последней передислокации, после которой, вместо консервации, наступила утилизация.

Эта красивая раскраска – это уже «мирное» время, развал СССР, хаос и сумбур. В Афганистане на бортах у постановщиков помех рисовали дракончиков.

музей дальней авиации

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Андрей Гузенко (Erofey)

Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.

Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ