В прошлом очерке мы коротко рассмотрели раннюю историю Нижегородского кремля. После московско-казанской войны 1505-1507 гг в Нижем Новгороде возобновляется строительство каменных укреплений.
ПЕРЕЖИТЬ ПЯТЬ СТОЛЕТИЙ
Где-то об эту пору (около 1509 года) прибыл из Москвы некто Петр Фрязин. В литературе ведутся споры о его роли в строительстве кремля. Да и о личности тоже. Патриотически настроенные авторы настаивают либо на его русском происхождении, либо только на роли надзирателя работ, но не автора проекта. В крайнем случае ему «доверяется» руководство работами над внешним рвом и валом, тем самым что шёл по современной улице Пискунова.
Как по мне, так все эти споры имеют слишком мало оснований, недостаточно для них источников и материала. Поэтому оставим непонятного Фрязина в стороне и констатируем, что около 1512 года (в крайнем случае, чуть позже, в 1515) Нижегородский каменный кремль был построен.
Прежние стена и ров попали внутрь нового укрепления. Еще в XIX веке справа от Дмитриевской башни (если смотреть изнутри) там, где сейчас выставка военной техники, располагался пруд. Я вот думаю, не в старых ли рвах завели этот пруд?
Город был отстроен кстати и вовремя. В период 1521-1552 гг Московское государство вело частые войны с Казанью. Как минимум, дважды, в 1521 и 1536 годах, татары воевали в окрестностях Нижнего. Им удавалось разорить посад, но кремлевских стен взять они не смогли.
Особенно крепкое разорение пережила Россия в 1521 году. Что там Нижний Новгород? Татары, крымские и казанские, подступили к самой Москве. Крымчаки Мехмеда Гирея шли с юга. Казанцы Саип Гирея с востока. Эти последние и разорили Нижний, двинулись на Владимир и далее вышли к Коломне, где соединились с крымцами.
Кстати, в этой истории вновь всплывает имя Хабара Симского, оборонявшего Нижний Новгород в 1505 году, а в эту войну начальствовавший в Рязани. Оборонявшие Москву бояре подписали грамоту, в которой восстанавливалась зависимость Москвы от Орды, только от Крымской. С этой грамотой татары явились под Рязанью.
Стал хан требовать явки к нему в стан Хабара Симского, как воеводы своего данника князя Московского. Хабар: мол, знать не знаю, покажи грамоту. Ну и послали ему грамоту татары. После чего были отогнаны от стен артиллерийским залпом. Позорная грамота осталась у Хабара.
Нижегородский кремль служил опорным пунктом и в русских походах на Казань. После падения ханства в 1552 году фактически Нижний перестал быть пограничной крепостью, хотя еще долго сохранял боевой статус.
Подвергался осаде город и в период Смуты, в декабре 1608 года. Но, кажется, до осады непосредственно кремля тогда дело не дошло, противник остановился перед внешними укреплениями.
По инерции крепость сохраняла военный статус и при первых Романовых. Подновлялись стены, содержался гарнизон, имелась артиллерия. Правда, артиллерия была так себе. По подсчетам А.А. Михайлова, суммарный вес залпа нижегородской артиллерии 1622 года составлял всего 17 кг.
Самыми крупными были две пищали в 6,5 гривенок каждая. Гривенка – мера веса рваная фунту или 409 г. То есть 6,5 гривенок – это около 2,6 кг. Если учесть, что артиллерийский фунт около 490 г, то 6,5 гривенок выходит меньше 6 артиллерийских фунтов (точнее около 5). То есть эти пищали мельче поздних 6-фунтовых пушек.
Для сравнения: на вооружении крепостей Пскова, Новгорода и Смоленска состояли пушки с весом ядра в десятки гривенок. То есть одна такая пушка имела вес ядра больше всего суммарного залпа артиллерии Нижегородского кремля.
Число стволов в кремле в течение XVII века оставалось плюс-минус постоянным, а вот обслуживающий персонал сокращался. По росписи 1697 года значатся всего два пушкаря. При Петре Первом в 1705 году последние пушки из Нижнего были перемещены в Казань. Крепость перестал быть таковой.
Серьезная опасность над Нижегородским кремлем нависла в 1759 году. Сенат издал указ, позволяющий разбирать старые крепости внутри России. Тогда пострадали многие древние укрепления. В частности, после этого указа началось растаскивание Коломенского кремля.
Однако по планам развития Нижнего Новгорода кремль сохранял свое место. Перестраивалась его внутренность, башни приспосабливались под хозяйственные нужды, но в целом сооружение сохранялось. Хотя здорово ветшало.
Капитальный ремонт кремля был произведен в 1785-1790 гг. Правда, ремонт закончился изменением облика старой крепости. Кровли с башен были сняты, зубцы стен сильно понижены, а сами стены и башни выбелены. Именно такой – белый – Нижегородский кремль красуется на картинах XIX века.
Внизу была полностью демонтирована Зачатская башня. В эту же перестройку была разобрана отводная башня, вынесенная за ров метров на 25 от Дмитриевской башни. То есть приходилась она приблизительно на самое начало улицы Варварской, а мост от Дмитриевской башни до отводной перекрывал весь сегодняшний проезд по площади Минина и Пожарского.
Рвы вдоль стены, кстати, закопали позже, уже при Николае I. Присыпка землей и выравнивание площади значительно, на несколько метров, понизили видимую высоту стен. Фактически первые этажи башен сегодня находятся ниже уровня площади.
Заметно обновили кремль к Всероссийской выставке 1896 года. В частности, именно тогда Дмитриевская башня приобрела нынешний характерный вид с декоративными машикулями в верхней части. А с другой стороны под кремлевскую стену поднырнул фуникулер с Нижнего посада. В 2021 году, то есть к 800-летию его обещают восстановить.
В общем, до революции кремль худо-бедно существовал. Но с трудом пережил 1920-30-е годы. Крепость была объявлена символом господства феодалов над трудовым народом. И даже предложен проект по полному сносу нагорной части укреплений с целью создания в центре города грандиозной площади. Но то ли ума хватило, то ли не хватило средств, то ли помешала война, а кремль тогда не тронули.
Впрочем, он и без вмешательства человека принялся активно разваливаться. Особенно сильно в нижней части, где его фундаменты подтачивали ручьи плюс воздействовали оползни. Еще немного и нечего стало бы спасать.
Положительную роль сыграло возрождение уважения к теме русской истории. Тут сказалась и победа в Великой Отечественной, и борьба с космополитизмом. В 1949 году начинаются работы по реставрации.
С 1951 года научным руководителем и автором проекта реставрации назначается архитектор Святослав Леонидович Агафонов (1911-2002), уроженец города. Именно ему мы обязаны восстановленным обликом Нижегородского кремля.
И даже замкнувшая кольцо стен в 2012 году новая Зачатская башня появилась благодаря работам скончавшегося к тому времени Святослава Леонидовича. Если и выбивать чьё-то имя, кроме Петра Фрязина, на стенах кремля, то это имя С.Л. Агафонова.
А теперь перейдем к прогулке по Нижегородскому кремлю.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм.»
Иоганн Гете