МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР
Закончив осмотр стен и башен Нижегородского кремля, перейдем к его внутреннему наполнению. И сразу быка за рога. Самая старая постройка, важный историко-культурный объект, да еще ныне занимающий центральное место – Михаило-Архангельский собор, он же просто Архангельский.
Если с историей нынешнего здания всё понятно, она достаточно хорошо прослеживается по источникам, то с предысторией гораздо сложнее. Историки и археологи до сих пор не пришли к единому мнению. Хотя, как мне кажется, сегодня побеждает точка зрения скептиков, уменьшающих возраст каменного собора более, чем на сто лет. Но обо всём по порядку.
Итак, можно считать установленной постройку деревянной церкви во имя архангела Михаила одновременно с закладкой города, то есть в 1221 году. Это разумно и логично. Город есть? Есть. Православный? Так точно. Значит, ему нужна церковь.
Далее в гораздо более позднем Нижегородском летописце указывается, что в 1227 году деревянная церковь заменена каменной. Тут надо заметить, что ни в одном другом источнике об этом ни слова. А сам Нижегородский летописец у историков пользуется недоброй славой не всегда достоверного источника.
Тем не менее при раскопках, проведенных Николаем Николаевичем Ворониным, крупным специалистом по истории зодчества Северо-Восточной Руси, вскрыты остатки фундамента и найдена голова льва – остаток каменной резьбы. Эти находки отнесены Николаем Николаевичем к тому самому домонгольскому собору 1227 года.
Раскопки, проведенные уже в наши дни, не подтверждают такого взгляда. Не буду вдаваться во всякие премудрости с датировкой культурных слоев (сам не силен), но вывод их такой: вблизи храма не обнаружено культурных слоев, относящихся к XIII веку. Следовательно, то, что нашел Воронин, это уже остатки храма XIV века.
Его история связана с расцветом во второй половине XIV века независимого Нижегородского княжества. Большому княжеству большие храмы. Тогда-то (опять же по Нижегородскому летописцу, но уже подкрепленному археологией) и заложил князь Андрей Константинович каменный собор:
«Лета 6867-м годе князь Андрей Константинович в Нижнем Новгороде построил церковь каменную, святого архистратига Михаила близ двора своего» (цит. по С.Л. Агафонов «Нижегородский кремль»).
6867 год от сотворения мира – это 1359 год от рождества Христова. Чуть раньше, в 1352 году здесь же в кремле построили Спасо-Преображенский собор. Он стал кафедральным, главным. А Михаило-Архангельский – княжеским. Ведь и построен «близ двора».
Тут обращает на себя внимание слово «построил». Может быть всегда так писали, не знаю, но никак не упоминается предыдущая постройка. Была ли она здесь в середине XIV века? Хоть деревянная, хоть каменная. Современные археологи не подтверждают.
Дальнейшая судьба храма XIV века неясна. Дело в том, что следующее о нем упоминание относится к 1622 году (Писцовая книга):
«Соборная церковь архангела Михаила каменная, ветха, развалилась и службы в ней нет давно» (цит. по С.Л. Агафонов «Нижегородский кремль»).
Очень может быть, что это «давно» в 1622 году действительно очень давно. Начиная с 1377 года Нижний Новгород подвергался неоднократным набегам и разорениям с тотальным выжиганием построек. В 1377 году, по словам летописца, сожжено 32 церкви. Что там было с Архангельским собором, точно неизвестно, но вряд ли его миновал общий пожар.
В XV веке из Нижегородского кремля выезжает администрация (воевода, наместник) и поселяется в Городке в полутора километрах вверх по Оке. В 1445 году в Нижегородском кремле около полугода стоит войско казанского хана. Это не должно способствовать возрождению храма.
Тем не менее и в современном храме имеются могилы восьми представителей дома нижегородских Рюриковичей. Все они похоронены в XV веке, видимо, в родовой церкви. Но есть подозрение, что могилы находятся за пределами здания XIV века, а внутрь периметра попали уже при возведении нового строения.
В 1627 году центральная власть приказывает возродить храм. Точнее, построить на его месте новый. Фактически новый храм стал первым памятником Второму ополчению. Строительство началось в 1628 году, закончилось в 1631 году. Известны имена зодчих: Лаврентий Семенович Возоулин и его пасынок Антип. Они же строили храмы Печерского монастыря.
Новый храм оказался смещенным на несколько метров относительно предыдущего. Сегодня за апсидами церкви, то есть с восточной стороны можно увидеть фундамент апсид XIV века. Прочие находки первого храма археологи законсервировали.
Наверное, самой примечательной является находка плиток пола той церкви XIV века. Красные керамические плитки с семью вариантами белых шестиконечных звезд. Они были хаотически разбросаны по площади пола и, кажется, не формировали регулярного узора.
Сегодняшний Михаило-Архангельский собор в общих чертах сохраняет облик XVII века. Как говорят в архитектуре, это восьмерик на четверике. То есть восьмигранный этаж, установленный поверх четырехугольного низа. Нижний четырехугольник почти является почти правильным квадратом 10,5х10,7 метра. Сверху установлена шатровая крыша с куполом-луковкой.
В начале XVIII века храм трижды горел (1704, 1711, 1715 годы). После пожара 1715 года повреждения были настолько велики, что церковь закрыли. Восстановили ее в 1732 году.
В последующие без малого два столетия Михаило-Архангельский собор капитально ремонтировали несколько раз. Что-то сносилось, что-то добавлялось, заменялась черепица, храм расписывали и перекрашивали. Но общие контуры всё-таки сохранялись в первоначальном виде.
В 1928 году собор закрыли для служб, здание передали архиву. И это еще повезло. Например, Спасо-Преображенский собор вообще взорвали в 1929 году и выстроили на его месте Дом Советов.
Это важный момент и для последующей истории Михаило-Архангельского собора. До взрыва в Спасо-Преображенском соборе находилась могила Кузьмы Минина. Плюс еще нескольких князей, но к ним Советская власть была настроена враждебно. Их останки попросту выбросили.
Косточки Кузьмы Минича собрали в коробку и сдали в музей. А в 1962 году, аккурат к 350-летию освобождения Москвы, о них вспомнили и решили снова перезахоронить. Новую могилу организовали в Михаило-Архангельском соборе.
Здесь надо оговориться, что принадлежность останков именно Минину, строго говоря, не доказана и базируется только на традиции. Нет никаких источников о возникновении его захоронения в Спасо-Преображенском соборе. Более того, проведенная после вскрытия могилы экспертиза установила наличие останков не одного, а трех человек.
На самом деле всё это не важно. В конце концов, сегодняшняя могила Минина в Михаило-Архангельском соборе даже не столько могила, сколько памятник известному человеку. И бог с ними, с костями. Главное, что имя Кузьмы Минина сохраняется.
Закончим на этом осмотр Михаило-Архангельского собора и еще немного пройдемся по Нижегородскому кремлю.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм.»
Иоганн Гете