«ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ», №12, 2020
Хочешь мира – готовься к войне. Как готовилась к войне Красная Армия? Об этом говорится в первой статье декабрьского номера «Военно-исторического журнала».
Трагедия лета 1941 года, первые и очень крупные поражения до сих пор вызывают споры, порой весьма бурные. Кто-то говорит, что Красная Армия готовилась хорошо. Кто-то говорит: из рук вон плохо. А кто-то, что вообще не готовилась, а занималась только чистками и показухой.
За тяжкую тему взялся автор статьи Михаил Мухин. Опубликуй ее не в научном ВАКовском журнале, а где-то в общественном месте, получил бы по полной. Необязательно объективной критики, но скорее просто обычной ругани. Мы же здесь народ культурный, ругаться не будем. Просто почитаем.
Если коротко, автор анализирует основные военные маневры второй половины 1930-х годов и выводы, сделанные на их основе. Перечисляет состав и структуру вооруженных сил, количество и качество дивизий. Как раз об эту пору шла реформа отказа от дивизий тройного развертывания и превращения их в кадровые. Небезынтересный и важный момент, который многие рассуждающие забывают упоминать.
Что такое дивизия тройного развертывания? На конец 1938 года таких дивизий имелось 37. В каждой по 5 тысяч человек. В случае мобилизации на их основе развертывались еще две. То есть число дивизий утраивалось.
Соответственно, 5 тысяч кадровых военных размазывались по трем дивизиям. То есть кадровиков в новых дивизиях было всего 10%. Очень слабый в плане подготовки состав. Впрочем, доля кадрового командного состава, конечно, была выше. Но всё-таки далекой от 100%.
Весной 1939 года предлагается упразднить эту систему и расширить число кадровых дивизий 4-тысячного состава. Не хватало средств. Всё-таки армия – дело недешевое. Но бои на Халхин-Голе показали слабость дивизий тройного развертывания. И 15 августа 1939 года всё-таки принимается решение вместо 37 «тройных» дивизий развернуть 92 одинарные по 6 тысяч кадровые дивизии. Худо-бедно, а к 1941 году с этим управились. А если бы не?..
Я привел лишь один пример из статьи М.Ю. Мухина. А их тут много. Разумеется, затронуты и танковые войска, их неровная и сложная история. Авиация, артиллерия, теория «глубокой операции», влияние испанской и финской войн. Специалисты и глубоко интересующиеся историей всё это знают, но широким кругам будет любопытно.
Также хороша для расширения кругозора статья о Хабаровском процессе. Про Нюрнбергский слышали все, про токийский многие, а о Хабаровском знают только избранные. Так что у нас есть возможность стать такими избранными.
Процесс прошел в декабре 1949 года в Хабаровске. Обвиняемых 12 человек. Японские военнослужащие, причастные к разработке бактериологического оружия. От командующего Квантунской армией до лаборантов отряда 731.
Конечно, применить его в боевых условиях в должном масштабе японцы не успели. Но вопрос не в этом. Во-первых, его разработка сама по себе преступление. Во-вторых, оно испытывалось на пленных и заключенных. Ну а подробности в статье Святослава Тужилина.
Еще одна показавшаяся мне интересной статья Сергея Виноградова о ремонте, модернизации производстве морской артиллерии на заводе сталинградском «Баррикады». Хотя говорить «сталинградский» даже применительно к статье не совсем корректно, поскольку в ней рассматривается история завода от основания акционерного общества РАОАЗ еще накануне первой мировой.
Кратко, для затравки пройдусь штрих-пунктиром по статье, а за подробностями к автору. В 1913 году РАОАЗ заключает контракт на изготовление 36 14-дюймовых, 30 8-дюймовых и 101 130-мм пушек. Под заказ и начали строить завод севернее Царицына. Между прочим, с прицелом в перспективе на 16-дюймовый калибр.
Закладка завода состоялась 14 июня 1914 года. Дальше вмешалась не вовремя начавшаяся война. Запустить завод до гражданской войны не успели, хотя готовность на 1917 год была уже высокая. Завод оказался заброшенным до 1929 года. Первая пятилетка, решение развить тяжелую промышленность, наконец, тотальный износ имевшихся на вооружении флота крупнокалиберных стволов – всё это привело к возрождению завода, названного «Баррикады».
Первым делом принялись за перестволение изношенных орудий. Тут в статье в достаточной для понимания степени объясняется эта процедура, ее начальная технология и последующие улучшения. В частности, к 1939 году была заменена артиллерия на линкоре «Марат».
В СССР принимается амбициозная кораблестроительная программа. Соответственно, завод «Баррикады» должен поставлять флоту орудия ТП и ТПШ (то есть калибром 305 мм и 356 мм). Но и тут вмешалась война, только уже Великая Отечественная. Затратную морскую артиллерию задвинули до лучших времен, а завод начал выпуск 76-мм Ф-22. В ноябре 1941 года их выпуск довели до 1000 штук за месяц.
А потом немцы пришли в Сталинград. Завод эвакуирован в Кемеровскую область. Незаконченные пушки (4 ТПШ и около 20 ТП) удалось вывезти. Впрочем, морская и береговая артиллерия, прошедшая через «Баррикады», действовала в Великой Отечественной войне. По-моему, интересная статья.
Из биографических очерков выдели статью о первом российском адмирале-подводнике Эдуарде Щенсновиче. Думаю, многим он больше известен как командир броненосца «Ретвизан» во время русско-японской войны. Именно этот броненосец получил японскую торпеду в ночь нападения японцев без объявления войны. Сам Щенснович был ранен в бою в Желтом море.
После войны его с самых больших кораблей перемещают на руководство почти самыми маленькими – подводными лодками. Только уже не командиром одной, а адмиралом всех. Подробности, как обычно, у автора статьи.
Примечание
По понятным причинам выложить здесь файлы для скачивания мы не можем. Но если появится у вас особый интерес, не сопровождаемый желанием купить, пишите нам — бескорыстно поделимся электронным вариантом. Или загляните в нашу группу Вконтакте — там ссылка есть.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит youtube.