Дюма со своей трилогией о гугенотах хорош многим. В том числе и тем, что спровоцировал широкое внимание к этой теме. А вслед за ним, за его читателями подтянулись и возмущенные писатели, которые начали пахать ту же пашню, но уже более исторически достоверно. О трилогии Владимира Москалева «Гугеноты» я уже рассказывал. Расскажу о романе Нели Гульчук «Терновый венец Екатерины Медичи».
Официально Неля Алексеевна Гульчук (1941-2012) записана как режиссер и сценарист. Но есть у нее и несколько исторических романов. Ее книги об Александре Македонском я не читал, сужу только по «Екатерине Медичи».
Это не совсем роман. По крайней мере, не в классическом смысле. «Терновый венец Екатерины Медичи» относится к жанру роман-хроника. Это когда на первое место в произведении выходит историческая хроника событий, факты при авторском домысливании и заполнении лакун.
В романах-хрониках не выстраивается интрига. Ее задала сама история. Не выдумываются приключения. Этим занимался Александр Дюма. Кстати, «Гугеноты» Москалева тоже грешат художественностью, но в куда меньшей степени, чем у Дюма. То есть книги Москалева занимают промежуточное положение между чистым историко-приключенческим романом и романом-хроникой.
Ну так вот, значит, «Терновый венец Екатерины Медичи» у нас роман-хроника. Хорошо это или плохо? Конечно, хорошо. Как было бы хорошо и в обратном случае. Просто при чтении следует заранее понимать, с чем имеешь дело.
В «Терновом венце Екатерины Медичи» читатель имеет дело с исторической хроникой, с французской историей от Франциска I до самого конца царствования Генриха III, более пятидесяти лет истории: 1533-1589 гг.
1533 год – юная, 14-летняя наследница дома Медичи прибывает во Францию, чтобы выйти замуж за второго сына короля Франциска I. Екатерина с ходу и навсегда влюбляется в своего мужа Генриха. А тот… А тот будет мучить ее всю жизнь.
Вообще надо понимать, что почти всегда, когда речь заходит о чувствах и мыслях, это домыслы или трактовки автора. Порой весьма обоснованные, порой слабо подкрепленные источниками. Но никогда не 100-процентно точные. Вроде бы очевидное соображение, но не грех проговорить вслух.
Итак, Неля Гульчук рисует юную итальянку, влюбленную в нелюбящего ее мужа и презираемую всеми при блестящем французском дворе.
Хорошо, что при изображении чувств и мыслей своей героини писательница попутно восстанавливает картину нравов двора, эволюцию придворного этикета. Очень неплохо показаны изменения от эпохи Франциска I до Генриха III. Это важный этап. Именно здесь происходит рождение той блистательной монархии, которую мы в почти готовом виде застаем уже в XVII веке и которую доводит до абсолюта Людовик XIV.
Также весьма ценно представление в романе важнейших исторических персон. Тех, кого мы больше знаем по романам Дюма, а не по историческим книгам. Короли, королевы, Анна д’Эсте, Диана де Пуатье, маршал Монморанси, герцоги Гизы, де Бюсси, д’Эпернон и многие другие.
Надо ли говорить, что в хронике они совсем не такие, как в романах Дюма? И даже внешне совсем непохожи на отлично сыгравших их наших актеров. Скажем, заглавная Екатерина Медичи. Кто может упрекнуть Екатерину Васильеву в плохой игре? Да ее королева Медичи просто превосходна, даже лучше настоящей. Настоящая, в частности, была изрядно толста (всё-таки десятерых родила), а Васильева сухощава.
Но изображенная Васильевой (и Дюма) королева Екатерина имеет главное – силу воли, острый ум, целеустремленность. Всё это есть и у Екатерины Медичи из книги Нели Гульчук. Есть у нее еще одна важная черта – неистощимое терпение.
Сначала ждать всеобщего признания. Всё-таки жена второго сына короля – так себе положение. Но когда ее муж Генрих становится наследником, вроде бы многое может измениться. Но нет, первое место подле дофина, а позже короля Генриха II занимает престарелая любовница Диана де Пуатье.
Прожить половину жизни в тени любовницы, быть ею оскорбляемой, презираемой двором – серьезное испытание для характера. Но Екатерина, мудрая и терпеливая, ждет. И дожидается. Смерть мужа одновременно ее горе и торжество. Горе потерять любимого человека, торжество – прийти к власти и отомстить.
Но спокойной жизни и царствования не выходит. Венец королевы поистине терновый. Во-первых, она пережила почти всех своих детей. Кроме Генриха III (тот погиб буквально через несколько месяцев после смерти матери) и «королевы Марго». Во-вторых, вся ее вторая половина жизни состоит из борьбы за власть и непрекращающихся гражданских войн.
Религиозные войны во Франции Неля Алексеевна представляет в меру подробно. Но здесь чувствуется неровность книги. Более или менее спокойная, даже медленная первая часть сменяется всё более ускоряющейся второй. Уже к главе о Варфоломеевской ночи чувствуется ускорение. Дальше же вообще всё летит со свистом, только шапку держи.
Подозреваю, книгу в ее задуманном виде следовало писать шире и делить на два-три тома. Но чего нет, того нет. А жаль. Религиозные войны интереснейшее время. Более насыщенное событиями, чем времена Франциска I и Генриха II. А уж сколько тут ассоциаций с Дюма!
Но и так как есть «Терновый венец Екатерины Медичи» книга добротная, познавательная и полезная. Однозначно рекомендуется любителям истории Франции и Александра Дюма.
7 из 10
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Примечание
По понятным причинам выложить здесь файлы для скачивания мы не можем. Но если появится у вас особый интерес, не сопровождаемый желанием купить, пишите нам — бескорыстно поделимся электронным вариантом.
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор»