Часть 3. Артиллерийские гибриды

6 мин.

Часть 1
Часть 2
Часть 4
Часть 5

ТРИПЛЕКС

Итак, от старого режима артиллерии Красной Армии мало чего осталось, кроме «трёхдюймовок» образца 1902 года. Они, конечно, с честью прошли три войны, но к тридцатым годам безнадёжно устарели. Замене «трёхдюймовок» на что-то более вменяемое (правда, того же самого трёхдюймового калибра) была посвящена вторая часть. А сейчас поговорим о том, с чего эти заметки начались, о тяжёлых системах – гибридах телеги и трепетной лани (вовсе без коня). А точнее, гибридах артиллерии и трактора.

С крупнокалиберными системами и в царской России были проблемы (главным образом количественные), а после, с неизбежным устареванием и повышением требований к ним, добавились и качественные проблемы у России советской.

В двадцатые-тридцатые годы в артиллерии СССР активно разрабатывалась тема «триплекса большой мощности». Подразумевалась разработка унифицированного комплекса из трёх крупнокалиберных артиллерийских систем на едином лафете. В итоге получились 152-мм пушка Бр-2 («шестидюймовка»), 203-мм гаубица Б-4 («восьмидюймовка») и 280-мм мортира Бр-5 («одиннадцатидюймовка»). Все – на едином гусеничном лафете. Заводской индекс «Б» был у ленинградского завода «Большевик», индекс «Бр» — сталинградский завод «Баррикады».

В «товарных количествах» выпустили только Б-4, с 1933 по 1941 годы почти девять сотен. А вот пушки Бр-2 и мортиры Бр-5 были штучным товаром. С 1937 по 1940 год изготовили 37 штук Бр-2 двух типов: раннего — с мелкой нарезкой ствола (всего 7 штук), и позднего – с глубиной нарезов, увеличенной с 1,5 мм до 3,1 мм (с целью увеличения живучести ствола). Мортиры Бр-5 выпускались два года, в 1939 и 1940, всего выпущено (учитывая два опытных образца) 47 единиц.

История артиллерии

Площадка Музея артиллерии, Санкт-Петербург (снимок сделан 22 августа 2015 года). 280-мм мортира Бр-5, за ней 203-мм гаубица Б-4, а дальше виднеется 152-мм пушка Бр-2. У Б-4 специальный кран с лебёдкой (слева от казённика), предназначенный для подъёма и подачи снарядов, поднят в боевое положение, у Бр-5 сложен в походное.

Самым удачным образцом оказалась 203-мм гаубица Б-4. Её и выпустили в гораздо больших количествах, и эксплуатировалась она после войны значительное время. И сам гусеничный лафет считался «лафетом для Б-4», на который накладывались ствольные группы других систем. Впрочем, слово «удачный» относится только к качающейся части гаубицы. Лафет же, единый для всего «триплекса большой мощности» был изрядной головной болью.

Системы подобных мощностей и калибров были, как правило, стационарными, с опорными плитами и рытьём котлованов. Никакие колёса выстрела полным зарядом из подобной системы не выдерживали. Но наши отважные конструкторы решили использовать гусеничный лафет.

История артиллерии

Площадка Музея артиллерии, Санкт-Петербург (снимок сделан 22 августа 2015 года). 152-мм пушка Бр-2. Сошник сложен под станину и зафиксирован в походном положении. На лафете видна тележка на четырёх колёсиках для подачи снарядов.

По замыслу конструкторов, гусеничный лафет должен был обеспечивать устойчивость и повышенную проходимость для орудий «в поле» — способность сменить позицию, выйти из под вражеского огня, и так далее. Да, прошу заметить, что гусеничное шасси не означает самоходности, «моторчика» у лафетов не было, не смотря на всю трактороподобность. Их таскали обычными тягачами.

Точнее, не обычными, а мощными «Ворошиловцами» и средними тягачами «Коминтерн». Возка орудий была, естественно, раздельной. Ствольные повозки имелись двух типов – гусеничная с собственным индексом «Б-29» и колёсная, с индексом «Бр-10». В гололедицу «Коминтерн» в одиночку ствольную повозку от Б-4 не мог сдвинуть с места – проскальзывали гусеницы. Приходилось впрягать два тягача. И ещё два «Коминтерна» – на лафет. Итого – четыре тягача на одно орудие.

В итоге получили весьма нежизнеспособную систему – очень медленную на марше (из-за гусеничного шасси); тяжёлую и дорогую; с мизерным углом горизонтальной наводки – по четыре градуса влево-вправо, и, как следствие, с невозможностью манёвра огнём за пределами этого сектора. Хоть немного довернуть «по горизонту» семнадцтитонную Б-4 на огневой позиции было нетривиальной задачей.
Эксплуатация орудий триплекса даже в мирное время превратилась в непрерывную «войну» с его ходовой частью. Классическое черномырдинское «хотели как лучше – получилось как всегда».

История артиллерии

Площадка Музея артиллерии, Санкт-Петербург (снимок сделан 22 августа 2015 года). 204-мм гаубица Б-4. (Хтоническое сооружение слева – опытная 420-мм самоходная миномётная установка «Ока», предназначенная для стрельбы ядерными зарядами). На сиденьицах, расположенных по обе стороны орудия, располагались два наводчика (наведение у всех орудий триплекса было раздельным). После каждого выстрела ствол опускался в положение заряжания, а после поднимался вновь.

Красноречивы цифры потерь орудий большой мощности. В 1941 году потеряли 9 280-мм мортир и 75 203-мм гаубиц. В 1942 году – 42 203-мм гаубицы. В 1943 году – только одну 203-мм гаубицу. Потерь у 152-мм пушек большой мощности не зафиксировано (хотя бы в силу их крайней малочисленности и ограниченного применения).

Понятное дело, орудия артиллерийских полков большой мощности РВГК терялись не от контрбатарейного огня и даже не от авианалётов. Главная причина – «немцы прорвались, при отступлении тяжеленные и маломобильные орудия пришлось бросить». Начиная с сорок третьего года такого немцам уже не удавалось, и потерь орудия большой мощности не несли.

То-ли заворожённые невероятным сочетанием гигантского орудийного ствола с гусеничным лафетом, то-ли ещё по каким причинам, военные решили опробовать их на самоходке.

В 1933 году начали разрабатывать СУ-14 на базе среднего трёхбашенного танка Т-28 с элементами ходовой части от тяжёлого пятибашенного танка Т-35. На построенном экземпляре САУ установили 203-мм гаубицу Б-4 на открытой платформе (а в оригинальных терминах – «на палубе»). Испытания конструкция провалила. В 1935-м СУ-14 модернизировали, а 1936-м построили второй экземпляр, СУ-14-1, и перевооружили обе машины 152-мм пушками Бр-2. В тридцать седьмом году расстреляли руководителя работ по теме СУ-14 П.Н.Сячинтова, и работы по этим самоходкам забросили.

Достали из нафталина самоходки с началом Финской войны – их решили забронировать и отправить на фронт для стрельбы по ДОТам прямой наводкой. Заодно, обе машины получили новый индекс «СУ-14-Бр-2» Пока суть да дело – война успела кончиться.

История артиллерии

Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка (снимок сделан 10 августа 2013 года). СУ-14-Бр-2 (бывшая СУ-14-1). Размеры внушают! Зря говорят, будто гигантомания в бронетехнике – исключительно немецкая черта.

В сентябре 1940 года оба агрегата передали на хранение в НИБТПолигон в Кубинку. Там они и встретили войну и даже немного постреляли в сорок первом по немцам с закрытых позиций. Ту самоходку, что была СУ-14 в шестидесятые пустили на металлолом, а СУ-14-1 так и осталась в Кубинке до сих пор.

Гибрид мощного орудия и тракторного шасси оказался не особенно удачным, дальнейшая гибридизация с самоходкой и вовсе не задалась. Однако, после войны осталось большое количество систем большой мощности с совершенно не устраивавших военных гусеничным лафетом. Выкидывать было жалко, эксплуатировать — хлопотно. Надо было что-то делать.

История артиллерии

Парк Победы, Москва, (снимок сделан 11 апреля 2009 года). Модернизированная гаубица Б-4М с колёсным лафетом. Скорость передвижения орудия выросла практически вдвое (до 35 км/час), перевозить гаубицу стали не разбирая. Лафет установлен в боевое положение.

Попытки разработать колёсный ход для Б-4 и Бр-2 предпринимались ещё с тридцать восьмого года, но кончались ничем. Только в 1954 году главный конструктор завода «Баррикады» Г.И.Сергеев создал удачный колёсный лафет. Модернизированные системы с колёсным лафетом стали называться Б-4М, Бр-2М и Бр-5М.

После войны орудия из «триплекса большой мощности» больше не производились, но эксплуатация их продолжалась. Часть постепенно расставили по музеям (что мы сейчас и наблюдаем), но модернизированные гаубицы Б-4М, избавившись, наконец, от своей гибридизации с тракторным шасси, успешно служили в войсках до начала семидесятых годов. Более того, для Б-4М в 1964-м была начата разработка ядерного боеприпаса.

История артиллерии

Парк Победы, Москва, (снимок сделан 25 сентября 2016 года). Рядом 152-мм пушка Бр-2 на гусеничном лафете и модернизированная 203-мм гаубица Б-4М на колёсном лафете.

Продолжение следует…

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Андрей Гузенко (Erofey)

Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.

Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ