КАЗАКИ 3 – СПЛОШНЫЕ СРАВНЕНИЯ
«Нельзя дважды войти в одну и ту же воду». Слыхали такое? Мудрый мужик был этот Гераклит. Даром, что в простынях ходил как все древние греки. Жил в районе 500 года до н.э., а взял да и предсказал мои ощущения от игры «Казаки 3». Действительно, мы меняемся, и повториться ощущениям пятнадцатилетней давности уже не суждено. Несмотря на то, что игра совершенно не изменилась. Однако в данном случае постоянство не может считаться положительной чертой.
Трудно ветерану серии, прошедшему тысячи боев, хоть как-то вразумительно и корректно сформулировать свои мысли и ощущения от «Казаков 3». Это даже не дежавю, а… Помните, как Верещагин в «Белом солнце пустыни»? «Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть». Вот примерно то же самое. Вроде бы и продукт полузабыто-изысканный, но не могу я в него, проклятого, больше играть.
Можно и другое сравнение придумать. Любил маленький мальчик в детстве в кубики играть. Вырос, позабыл уже о них, а ему на 16-летие снова дарят кубики. На, мол, поиграй. Извините, конечно, но это уже издевательством попахивает.
Хорошо, хорошо, давайте сравнивать «Казаков 3» с чем-нибудь им подобным. С серией первых «Казаков» бесполезно. Получится просто один-в-один, «найди десять отличий». В геймплее, конечно. Поскольку графика немножко изменилась, став 3D-подобной. Опять же сравнение напрашивается. Графика в тех и этих отличается почти так же, как графика первого и второго «Stronghold Crusader». И надо заметить, что в случае «Stronghold Crusader 2» имел место полный провал при в свое время несомненном успехе первой части. Так что одной перекраской солдатиков сердца геймеров не завоюешь.
Сравнить с другими творениями «GSC Game World»? Боюсь, тогда «Казаки 3» станут выглядеть еще бледнее. Поскольку их положит на обе лопатки вышедшая, страшно подумать, в далеком-предалеком 2002 году игрушка «Завоевание Америки», ставшая достойным развитием серии. Да-да, друзья, игра без малого пятнадцатилетней давности буквально во всём выигрывает у полнейшего свежачка на ту же тему или из того же лукошка.
КАЗАКИ 3 – НЕОБХОДИМОЕ ПОЯСНЕНИЕ
Но мы, вернее, я увлекся. За прошедшие с первой части годы сменилось уже не одно поколение геймеров и даже игровых обозревателей. Среди нынешнего игрового актива полным-полно людей, не нюхавших казачьего пороха. И если им хватило терпения дочитать до этих строк или хватило ума сразу перелистнуть сюда, следует хотя бы вкратце рассказать о сути геймплея «Казаков». Абсолютно неважно, каких именно, настолько они повторяют друг друга.
Итак «Казаки» — классическая RTS, то есть стратегия реального времени. Если мы играем не в миссии, а в классику, то на поле имеются базы противоборствующих игроков – ИИ или людей. Развиваем экономику, копим ресурсы, закладываем здания и клепаем войска. Бросаем их в бой с целью полного уничтожения базы неприятеля.
Ничего особенного, сюжет накатанный, таких игр миллиарды. Ну, может быть, чуть меньше, но всё равно много. В чем же изюминка «Казаков», покоривших сердца игромира образца начала нулевых годов? В тематике и масштабе. «Казаки» в далеком 2001 году подарили нам возможность повоевать воистину огромными, в несколько тысяч юнитов, армиями XVII-XVIII веков. И твердо можно сказать, армиями, выполненными тогда на высочайшем уровне.
«Казаки» без шансов положили на обе лопатки всех конкурентов. Которых, к слову сказать, тогда было не так уж и много. «Age of Empires» только скрежетали зубами от злости. «Total War» тогда еще не выпустил даже первый «Medieval». Да, тогда же вышел и первый «Stronghold», тоже высококлассная стратегия, но тематика ее была строго средневековой и никак не пересекалась с казачьей.
Как в меловом периоде господствовали тираннозавры, так в 2001 и ближайших годах в гейм-мире, по крайней мере, в его постсоветской части господствовали «Казаки». Но мы же знаем, чем кончили не пожелавшие эволюционировать гигантские ящеры. Да-с, они банально вымерли. То же самое произошло и с «Казаками». Законы природы неумолимы. Поэтому «Казаков 3» можно еще сравнить с чудовищем Франкенштейна, доктора, попытавшегося гальванизировать труп. Если бы разработчики из «GSC Game World» жили в средневековье, их за такие проделки попросту сожгли бы на костре. Надругательство над телом усопшего – серьезное преступление.
КАЗАКИ 3 – ЗАКОНОМЕРНЫЙ ИТОГ
Понимаю, что сегодняшний обзор больше тянет на название «эссе» или «мысли вслух». Но уж какая игра, такой и обзор. Раз создатели не сочли нужным выдать нам что-то новенькое, почему мы должны пыжиться?
На самом деле ситуация еще хуже, чем можно себе представить. В игре не только нет ничего нового. Из нее исчезли некоторые элементы старого. Не хватает ряда классических фракций, имевших свои особенности и любимых многими игроками. Не хватает юнитов. Например, нет легендарного линкора «Виктория». Где запорожские казаки в дипломатическом центре? Куда пропали некоторые технологии? И так далее, и тому подобное.
В то же время все неприятные лично для меня вещи остались на своих местах. Ездящая сама по себе, то есть без прислуги, артиллерия. Господи, я был искренне убежден, что после выходе блестящего «Завоевания Америки» этот косяк ушел в прошлое. Равно как и отсутствие понятия «дружественный огонь» или неумение стрельцов с бердышами пользоваться холодным оружием. Закончим абзац тем же и так далее и тому подобное.
Но всё это, скорее, копание в мелочах, ловля блох. Тут самый главный вопрос: для кого созданы «Казаки 3»?
Для молодежи, в лучшем случае только слышавшей о легенде начала двухтысячных? Она, возросшая на Total War, в такое играть не будет. Ибо игровая механика как «Казаков», так и «Казаков 3» сегодня уже анахронизм, устаревший музейный экспонат.
Для поседевших в казачьих боях ветеранов? Но они будут исключительно разочарованы. Уж они-то видели и «Завоевание Америки», и блестящие моды вроде «Империя» и «Бонапарт». И от реинкарнации «Казаков» они ждали чего-то этакого. Или хотя бы идеологического продвижения вперед. А его нет.
На самом деле ответ прост: игра создавалась для создателей, для заработка ими денег. И думается мне, более ни для чего другого она не годится.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Реальность у каждого своя. Виртуальность у нас общая.»
ВП