НОВГОРОДСКИЙ КРЕМЛЬ
В НОВГОРОДСКОМ КРЕМЛЕ
ЯРОСЛАВОВО ДВОРИЩЕ
ДРЕВНОСТИ НОВГОРОДА 2
НА БЕРЕГУ ИЛЬМЕНЯ
Закончив осмотр Новгородского кремля и Ярославова дворища, я отправился на юг, к озеру Ильмень. Первый попавшийся на пути объект – Алексеевская (она же Белая) башня. Примечательный памятник, часть оборонительных сооружений XVI века. Разумеется, не полностью натуральный, а частично восстановленный.
Башня входила в систему внешних укреплений Новгорода – так называемого Окольного города. Граница его на Софийской стороне проходила метрах в семистах от стен Детинца. Общая протяженность около 10 км.
Полностью это кольцо земляных укреплений (вал) замкнулось в конце XVI века. Позже подновлялось. Но со Смутного времени Новгород оставался глухим тылом, надобность в укреплениях отпала. Да они и устарели к началу XVIII века.
Тем не менее по сей день в Новгороде сохраняется значительная часть старого вала – до 6 км. Вал, естественно, осел, зарос травой, но вполне себе различим. Причем не только на местности, но и на картах. Можно получить наглядное представление о городских границах XVII века.
Алексеевская башня (названная по ранее рядом стоявшей церкви) тщательно отреставрирована. В ней имеется неплохая (говорят) экспозиция. С фигурами стрельцов, вооружением и даже пушками.
Мне, к сожалению, осмотреть внутренность башни не удалось – приехал слишком рано, музей был еще закрыт. Еще одна «галочка» для следующего заезда в Великий Новгород.
В трех километрах южнее Алексеевской башни (в четырех км от Детинца) почти при истоке Волхова располагается Юрьев монастырь. Удаленное (по меркам средневековья) положение делало его уединенным самостоятельным укреплением, не включенным в систему городской обороны.
На территории монастыря имеется пять храмов. Большинство из них относятся к довольно позднему времени – XVIII-XIX вв. Но вот один – Георгиевский – заслуживает повышенного внимания.
Прежде всего, о названиях. Юрьев монастырь, Георгиевский собор – по факту тезки. Юрий и Георгий – две формы одного и того же имени. В данном случае крещеного имени князя Ярослава Мудрого, времени правления которого приписывается основание монастыря.
Годом закладки Георгиевского собора считается 1119 год – время княжения в Новгороде князя Мстислава Владимировича (старший сын Мономаха). Софийский собор кремля фактически был городским. А Георгиевский стал как бы княжеским. В нем похоронено несколько князей из рода Рюрика.
Самым примечательным покойником здесь является Дмитрий Шемяка, отравленный именно в Новгороде. Знаменитый двоюродник Василия Темного, вел против него длительную феодальную войну, ослепил кузена, согнал с престола Московского, сам потом слетел, осел в Новгороде, где и был убит.
С трупом Шемяки вышел казус. То ли мышьяк так круто подействовал, то ли еще что, но тело князя не изгнило, а мумифицировалось. Когда в шведскую оккупацию времен Смуты шведы залезли в гробницу (корыстного интереса ради), то обнаружились «нетленные мощи». Русское священство их тут же объявило мощами князя Федора Ярославича (старший брат Невского, умерший подростком). Перетащили в святую Софию и начали почитать.
Ну и славно. Только безбожные советские специалисты, изучив мумию, пришли к выводу, что останки принадлежат мужчине в возрасте 40-50 лет и пропитаны мышьяком. Итого, вывод: Дмитрий Шемяка. Священников это открытие не впечатлило, и мумия Шемяки до сих пор почитается как мощи святого Федора.
Собор производит впечатление вполне настоящего храма XII века. Для убедительности часть стены незаштукатурена. Видна типично новгородская (византийская) кладка. Перемежаются ряды камней и узких кирпичей плинфы.
Гораздо сильнее внешних стен пострадала изначальная внутренность собора. В частности, здесь не раз обновлялась настенная роспись. Старые куски фресок сбивались и использовались для поднятия уровня пола. Поверх стен лепились новые картинки.
Происходило это не только в глухом средневековье, но и вполне себе в просвещенное время. Последний раз фрески сбивались в 1898 году. Недавние реставрационные работы обнаружили остатки фресок XII века.
Сейчас Георгиевский собор не выглядит тщательно эксплуатируемым сооружением культа. Он скорее похож на место, откуда археологи и реставраторы отошли попить чайку и скоро вернутся.
Юрьев монастырь всегда занимал важное положение в Новгороде. Архимандрит монастыря относился к высшим церковным авторитетам республики. Да и владения у обители были богатейшие.
Крепким же опорным пунктом обороны города монастырь, кажется, так и не стал. Чаще его использовали осаждающие. Например, войска Ивана III в осаду 1477-1478 гг.
«Иван Третий побывал в Юрьеве и осмотрел Новгород с кровли Георгиевского собора. Отсюда город просматривался весь, и Детинец, и Торговая сторона, со скоплением соборов на торгу, и Ярославово дворище, и острог, обведенный вокруг города.»
Д.М. Балашов. «Марфа-посадница»
Рядом с Юрьевым монастырем имеется еще одно обязательное для посещения место – музей народного деревянного зодчества Витославицы. Название музея происходит от имени стоявшего здесь некогда села. И наполнение его вполне сельское.
Это по-настоящему шикарный музей под открытым небом. Богатый на уникальные памятники. Формально памятники здесь от XVI века. Самый старый – церковь Успения Богоматери – датируется 1595 годом.
С оговоркой, конечно: это памятники деревянного зодчества, а дерево под открытым небом в нашем климате так долго не стоит. Понятно, что бревна, тес тут давно заменены. И так же понятно, что при этом тщательно воспроизведены формы, контуры оригинала.
Памятники хороши не только древностью, воспроизведением старинных форм, материалов, приемов строительства, но и тем, что в них можно зайти. Не во все, но во многие. В зданиях заседают смотрительницы, задрапированные в русский народный костюм. Дамы общительные, могут и поговорить, и кое-что поведать.
Для стесняющихся говорить посетителей внутри наряду с убранством размещены стенды, где всё-всё написано. От общих слов до детализированной истории восстановления памятника. Стой да читай.
Кроме культовых сооружений по территории музея разбросана целая деревня. С различного типа домами и хозяйственными постройками. Не знаете, что такое гумно с ригой? Извольте – тут это дело присутствует не только в натуральную величину, но и с экспозицией. Расставлены различные орудия, набросаны снопы, солома.
Кузница, овин, житница и многие другие пугающие современного горожанина (да и деревенского жителя) словечки, постройки, сооружения.
Избы – это отдельная песня. В них тщательно восстановлен быт крестьян XIX века. Полати… Не знаете, что такое полати – посмотрите внутри. Сундуки, кадушки, подклеть, стойло, печь, поставцы и так далее, и тому подобное.
Честное слово, интересно и здорово. Киношникам, собирающимся снимать кино о дореволюционной (да и по довоенной) деревне, визит в такой музей категорически необходим. Чтобы не лепить отсебятину.
Эта южная, приильменская окраина Новгорода чудо да и только. Рекомендуется к посещению в обязательном порядке. Ну а я пойду дальше, покружу по городу. Памятники истории тут разбросаны на каждом шагу.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм.»
Иоганн Гете