Часть 3. Княжеские войны X. Война

7 мин.

княжеские войны игра

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Правила войны в браузерной онлайн-игре «Княжеские войны» не так уж и очевидны. На первый взгляд всё вроде бы понятно: армии, замки. Бери и завоевывай. Но на деле всё совсем не так. Новичку без хорошей вводной будет трудно. Лично я разобрался в военных тонкостях достаточно поздно. Упустил ряд возможностей, затормозил развитие. Поэтому хочу поделиться в простой форме своим опытом с теми, кто захочет попробовать свои силы в «Княжеских войнах».

Сначала основные понятия. Потом поговорим о стратегии, приемах и хитростях. Типы юнитов перечислены в первом обзоре. Повторяться не будем. Обратимся к их базовой ценности. Камень-ножницы-бумага по определению вроде бы есть, но на деле в игре рулит число. Больше армия? Победа почти предопределена.

Впрочем, состав армии имеет значение. А вот стены и укрепления замков почти никакого. С точки зрения реализма тут полный швах. Армия в 40 тысяч за стеной почти неизбежно будет уничтожена 50-тысячным штурмующим войском. Даже если замок самого высокого уровня. Так что на стены особо не надейтесь.

Зачем тогда нужны замки? Они являются базой армии и определяют ее максимальный размер. Каждая армия в игре должна быть приписана к конкретному замку. Армия может находиться в походе, но место прописки за ней должно быть закреплено. Полное число людей в армии не может превышать число мест жительства, определяемое уровнем постройки Поселения. В моей игре (Мир 36) максимальный уровень поселений позволяет содержать 50894 человека в одном замке.

Роль крепостей, помимо накопления клановых очков, сводится к защите некоторого количества солдат о вражеской атаки. Максимально крепость может вмещать (и значит защищать) 10179 человек.

Что это значит? Допустим, вы имеете полную армию, то есть 50894 человек. Из них 10179 спрятали в крепости. При нападении врага в бою с ним примут участие только те юниты, которые находятся за пределами крепости (донжона), то есть 50894-10179=40715 человек. Те, что засели в крепости, не понесут потерь, но и в бою участия не примут.

Уровень крепости определяет и максимальное число раненых бойцов, которые могут в ней как бы укрыться. В моем же мире 36 с максимальной крепостью это число 15268 человек. Сами по себе после боя они мест не занимают. На жилплощадь раненые начинают претендовать, если вы прикажете их лечить. Лечение бойца происходит бесплатно и занимает времени вдвое меньше, чем вербовка нового.

княжеские войны игра

БОЛЕЕ ТОНКИЕ ВЕЩИ

Кроме численности и состава войск, на исход боя влияет их прокачка, предметы героя, навыки и боевой порядок.

Начнем с навыков. Они повышаются вами при расходовании очков, достающихся после получения нового уровня. Навыки повышают умения пехоты, конницы, стрелков и так далее вплоть до удачи и лечения.

При их выборе важно не повторить мою ошибку. Дело в том, что у каждой нации есть особые юниты, наличие некоторого числа которых в армии автоматом повышает определенный навык. И тратить очки на его прокачку не нужно. Моя ошибка заключается в том, что я, играя за германцев, стал прокачивать пехотный навык. Особый юнит германцев – тевтонский рыцарь. Присутствие тевтонов в армии повышает умения пехоты само собой. Можно сказать, спустил очки в унитаз. Или мягче: потратил впустую. Можно бы и перетратить, но это действие стоит монеток.

Формировать боевой порядок, то есть расставлять типы войск по клеточкам и линиям, дело творческое. Я понаблюдал за игроками. Кто-то занимается этим, кто-то нет. Но кажется, что порядок по умолчанию все-таки оставлять невыгодно. Понаблюдайте за противником – раз. Поэкспериментируйте на арене – два. Изучите ход боя в режиме симуляции – три. Тогда и выберете то, что вам придется больше по душе и уму.

Остановимся на составе армии. На самом деле он определяется не столько камнями, ножницами и бумагой, а последовательностью ходов в сражении. Для игрока оно происходит мгновенно, но машина-то рассчитывает его в походовом режиме. Отсюда опытные игроки вывели оптимальный состав армии. Исходя из максимального количества в 50 тысяч он выглядит так:

  • Пикинер – 1000
  • Мечник – 1000
  • Воин с топором – 1000
  • Воин с булавой – 1000
  • Особый юнит – 400
  • Лансьеры – 500
  • Легкая конница – 1000
  • Рыцарь – 2000
  • Таран – 30
  • Баллиста – 1000
  • Катапульта – 150
  • Требюше – 150
  • Стрелок – 5000
  • Лучник – 5000
  • Арбалетчик – 10000
  • Конный лучник – 500

Сумма в списке не равна 50000 по двум причинам. Во-первых, я даю примерную численность. В реальности у всех есть плюс-минус допуск. Во-вторых, не все юниты соответствуют правилу «один боец – один человек». Например, один рыцарь равняется сразу шести. Типа там оруженосцы и прочая челядь.

С предметами героя, предводительствующего войском просто. Перед боем изучаем противника и соответственно составу его войск обвешиваемся предметами. Какие-то понижают навыки врага, какие-то снижают боевые показатели определенных юнитов врага, а какие-то напротив повышают наши.

княжеские войны игра

ВЫЙДУ В ПОЛЕ Я НА РАТЬ

Водить войска в походы в «Княжеских войнах» непросто. Прежде всего, непросто разобраться в правилах походов. Самое главное ограничение, явным образом не обозначенное, связано с дальностью перехода. Та, в свою очередь, зависит от лояльности замка. Лояльность измеряется в условных единицах и варьируется от 0 до 10000. Впрочем, можно не заморачиваться. У активного игрока в каждом замке будет 10000.

Так вот, полная лояльность позволяет армии удаляться от замка приписки не более, чем на 10 часов хода. Ограничение касается именно длительности, а не дальности. То есть конница может убежать очень далеко, а вот осадные машины отползут на десяток-полтора клеточек.

Куда и с какими целями игрок может посылать армии? Основные типы походов:

  • Атака. Целью является либо замок, либо лагерь. После атаки следует возврат в исходное положение.
  • Патруль. Армия просто посылается в какую-то точку и возвращается обратно. Практикуется для предохранения своей армии от нападения во время неактивности игрока.
  • Перевод войск. Перебазирование выбранных войск в другой замок или лагерь (при наличии там свободных мест).
  • Транспортировка ресурсов. Армия в обозе может перевозить ресурсы из замка в замок. После выполнения задания возвращается в исходное положение.
  • Поддержка. Направление армии на поддержку союзного замка. Армия разместится рядом с ним и вступит в бой с атакующим врагом, но после того, как тот сразится с гарнизоном.
  • Поставить лагерь. Тут всё понятно – отряд пехотинцев уходит вперед, ставит лагерь. Далее в него можно загнать армию. Через сутки лагерь автоматически сворачивается, и войска возвращаются в замок приписки.

С захватом замков связан целый набор правил.

Замки активных игроков захватить нельзя в принципе. С одной стороны, это гарантирует от полного поражения в игре. С другой, как-то обесценивает победы. Можно сколько угодно вытаптывать владения врага, но ни одного замка у него вы не захватите.

Нападать на города активных можно: а) для уничтожения у них живой силы; б) для захвата ресурсов; в) для разрушения зданий. Правда, вероятность разрушения крайне низка: 0,05% на одно требюше и 0,03% на одну катапульту в атакующей армии.

Захватывать можно замки игроков, покинувших кампанию. Такие владения помечены серым цветом. Для захвата замка нужно понизить его лояльность до нуля. Для этого требуется нападать армией, в состав которой входит хотя бы один аристократ. Чем больше аристократов, тем больше очков лояльности вы срежете за одно нападение. Правда, выше 2000 очков срезать не получится. То есть, чтобы замок перешел под ваш контроль, придется нападать не менее пяти раз. А вероятнее всего, более – в среднем раз шесть семь. Если в атакующих армиях присутствует хотя бы по четыре аристократа.

Присоединить новый замок к своим владениям можно только в том случае, если позволяет уровень постройки Орден. По умолчанию за достижение 20-го уровня вам дадут четыре замка. Остальное надо брать с бою. 1-й уровень Ордена – можно взять пятый замок, 2-й уровень – шестой и седьмой, 3-й – восьмой и девятый, 4-й – десятый и одиннадцатый.

бесплатные браузерные онлайн игры

НАУКА ПОБЕЖДАТЬ

Стратегия в «Княжеских войнах» довольно хитрая. Но все же и она сводится к некоторому набору используемых всеми приемов.

Как мы уже отмечали, может быть два варианта победы – клановая и личная. Для клановой нужно накопить больше клановых очков, даваемых всеми уровнями крепостей всех замков клана. Личную можно одержать фактически, только активно сражаясь. Можно даже проигрывать бои, всё равно очки за них будут начисляться миллионами.

Чтобы не позволить противнику набрать клановые очки, нужно препятствовать накоплению им ресурсов для возведения построек, прокладывающих путь к улучшению крепости. Надо атаковать и увозить его ресурсы в своем обозе. В качестве контрмер противник может использовать режим похода «Патруль». То есть нагружает своих солдат ресурсами и отправляет их гулять вокруг замка – в поле войска в «Княжеских войнах» никогда не встречаются и не воюют.

На самом деле подловить противника, если тот находится онлайн практически невозможно. Он всегда получает сообщение о том, что на него идет поход. И, соответственно, располагает временем, чтобы принять контрмеры. Например, вывести из замка войска или срочно потратить ресурсы на что-то полезное. Преимущество получают игроки, чаще находящиеся в сети. Например, офисные сотрудники днем и те, кто бодрствует ночью.

Имеет значение и разница часовых поясов. Я наблюдаю войну иранского клана и польского (не просто наблюдаю, но и участвую в ней). Иранцы раньше встают по утрам, но раньше же и отправляются спать. Вот на этом пограничном времени и происходят все главные сражения.

В боях мне удалось найти кое-какие приемы, не предусмотренные поляками. Вот один пример. Враг напал на мой замок и увел в свой лагерь кучу ресурсов. Войска не пострадали, так как отсиделись в крепости. Жадному поляку захваченного показалось мало. Он отправил армию из лагеря в повторный набег. Поскольку армия была отягощена осадными машинами, двигалась она медленно. За это время я вывел конницу из крепости и бросил ее в набег на неохраняемый лагерь. Пока поляки ходили туда-сюда, мои конники сбегали дважды и вернули все ресурсы назад. Я заметил, что именно этот игрок с тех пор оставляет охрану в лагере.

Другой пример. Верховодящая польским кланом дама (да-да, женщины очень активно играют в «Княжеские войны») проведя разведку и убедившись, что в городе нет гарнизона, бросила на него конный корпус. Надо сказать, что вербуемые и лечащиеся войска в данных разведки не отображаются. Они вообще неактивны, пока не нажмешь кнопку «Мобилизовать». Ну так я нажал. Аккурат накануне прибытия конного корпуса. И размазался он о мой город как коровья лепешка об асфальт. Женщина – что с нее возьмешь? Загубила отличный конный корпус. И сэйв-лоада в онлайне нет! Надо помнить об этом.

Наконец, я же, благодаря обнаруженной в игре дырке, позволяющей в короткий срок набивать бесплатно не только ресурсы, но и армии, развлекаюсь тем, что здорово озадачиваю и злю наших польских «партнеров». Напали они на меня общими силами пяти князей, вытоптали мои армии. А наутро глядят и глазам не верят – армии стоят там же, где стояли. Как?!! При нормальном раскладе я должен был восстанавливаться неделю. Или, бывает, обнаглевший враг, уверенный в том, что всё уже тут уничтожено идет вразвалочку пограбить. Идти ему, скажем, минут двадцать. За это время с помощью дырки вполне можно наштамповать полный стек и здорово удивить гостя.

Ей-богу, поищите дырку, пока разработчики не закрыли. Забавная штука. Я бы открыл детали, но жалко же так нахаляву сдавать открытие. В оправдание свое замечу, что никогда не использовал ее для нападения. Только для обороны. А как еще отбиться от пяти поляков, к тому же безбожно донатящих в игру? А так за честь всей России постоять довелось.

Так что айда в игру! Постоим за Русь-матушку вместе. Благо, русскоязычные игроки и кланы в ней есть.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Реальность у каждого своя. Виртуальность у нас общая.»
ВП


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ