Тема Крестовых походов достаточно популярна. Книги, фильмы, документалистика, даже лженаучные бредни – регулярно выходят новинки на заданную тему. Больше всего, конечно, выходит книжек. Одной из близконаучных книг современных российских авторов является «Крестовые походы. Под сенью креста» Александра Доманина. Почему ее стоит прочитать любителям темы, я постараюсь объяснить в очерке.
Автор профессиональный историк. Соответственно, придерживается нормального научного взгляда на события. В его книге вы не найдете ни теорий заговора, ни мистических историй тамплиеров и прочей чепухи. Только факты, только история как наука. Ага, часть аудитории покинула страницу. Ну а для тех кто остался конкретика.
Структурирована книга, если можно так сказать, традиционно. То есть предыстория, первый поход, развитие государств крестоносцев, Саладин, Константинополь, поздние походы, закат эпохи – то есть присутствует всё, что нужно для изучения вопроса. Изложено вполне научно, фактологически и немного аналитически.
В то же время сказывается профессия автора – учитель. Он как никто другой (из попадавшихся мне до сих пор) умеет донести материал в доступной форме, но не скатываясь до примитивного упрощения. Всё-таки учитель + историк = отличная связка.
Кроме того, автор умеет заинтересовать, пришпилить блуждающий взгляд каким-нибудь ярким фактом, тезисом. Да вот хоть взять прямо из предыстории. Простой тезис: хомут – двигатель прогресса, цивилизатор средневековой Европы. Сильно? Очень, я аж проснулся. Дальше автор развивает мысль, поясняет её. А главное-то уже сделано – тезис засел в голове читателя.
Или вот еще один пункт. Крестоносцы и не подозревали, что они идут в Крестовый поход. Не было тогда такого термина. Ввели его французы в XVII веке. Право, это так же застревает в голове, как некогда вычитанный у Дмитрия Харитоновича тезис «византийцы не подозревали, что живут в Византийской империи». Вот умеют же люди.
Но это, так сказать, авторский подход. Вернее, его часть, кое-какие приемы, идущие на пользу усвоению материала. Теперь пробежим по содержанию.
Автор не спешит броситься в поход за Петром Пустынником или Готфридом Бульонским. Нет, он довольно основательно рассматривает предысторию этого безобразия. Как Европа докатилась до жизни такой, что значительный процент ее населения встал с места и пошёл куда глаза глядят, под сабли мусульман?
Тут в достаточно упрощенном виде (всё же это не главная тема книги) обозревается развитие феодализма, отношения власти и церкви, экономический и демографический подъем XI века. Автор не ограничивается дежурными обезличенными фразами. Он раскрывает подробности, показывает людей. И от этого события становятся более понятными и близкими читателю.
Ну что ж, скажете вы, многие авторы начинают с феодальной предыстории. Да, точно, но немногие из них в такой же степени пробегаются по истории мусульманского мира.
Это вообще одно из достоинств книги – подробный разбор полётов на востоке. Суть ислама, сунниты, шииты, исмаилиты, политические отношения между частями исламского мира, понятие этого самого исламского мира. Коротко и ясно, всё по существу плюс формирует у читателя правильное представление, готовит его к главному.
А что тут у нас главное? Конечно, сами походы. И вот тебе на, очередной сюрприз. Как правило, авторы подобных книг начинают с Клермона, с воззвания Урбана II. Многие из них предваряют воззвание обращением к папе Алексея I Комнина. Но Александр Доманин откручивает чуток назад и вот выясняется, что еще до Алексея I к папе обращался Мануил VII. Принципиально ничего не меняет, но правда, она в науке дороже всего.
Наконец доходим до пролога к Первому походу – до похода бедноты. И тут автор обращает внимание на социальные причины этого движения. «Антифеодальное движение под религиозными лозунгами».
Кстати, о религии. Обычно как-то отмахиваются от этой стороны крестоносного движения, но Александр Доманин предлагает на нем немножко задержаться. Вопрос всё тот же – причины, толкающие людей в поход.
Так вот, психология и религиозность людей XI века сильно отличались от сегодняшних. Поэтому никак нельзя презрителньо хмыкать в отношении веры. Вера в бога, желание скостить грехи, уменьшить срок пребывания в чистилище были серьезными движущими причинами. Отметать их было бы большой ошибкой современного исследователя.
Пожалуй, тут, за походом бедноты остановлюсь на самом, на мой взгляд, спорном моменте книги А. Доманина «Крестовые походы. Под сенью креста». Это вопрос численности походников, точнее первопоходников. Даже один лишь поход бедноты – это не десятки, а многие сотни тысяч человек (мужчин, женщин, детей). Приводятся оценки от полумиллиона.
Далее идет, собственно, Первый крестовый поход, то есть поход феодалов, сопровождаемых многочисленным ополчением из простонародья. И автор, кажется, доверяет папе Урбану I, оценивающему этот второй вал в 300 тысяч человек. А ведь был еще и арьергардный поход. И тоже вроде столько же народу двинуло.
Я здесь даже не затрагиваю вопроса снабжения таких людских масс. Причем снабжения в средневековой Европе, которая сама по себе периодически голодала, страдая от неурожаев. Но каков же, по мнению автора, мог быть мобилизационный потенциал этой самой Европы? Всё население ее на момент начала походов оценивается в 35 миллионов. В поход рванули в подавляющем большинстве французы с небольшой примесью немцев. Это что, четверть населения Франции встала и ушла? Как-то слишком уж круто выходит. Никак не могу поверить в эти сотни тысяч.
Ну да ладно, зато сама история похода дана в достаточной степени подробно. Со всеми основными сражениями и осадами. Слово за слово – вот и взяли Иерусалим. И тут, на минуточку, прошло уже 40% книги. То есть и здесь Первый крестовый поход освещается наиболее детально.
Но что мне нравится в книжке А. Доманина, это такое же подробное описание обустройства рыцарей в Палестине и Сирии. Еще 20% книги проходит в этой деталировке, коей обычно пренебрегают. Короли и князья сменяют друг друга, кипят войны, мусульмане накатывают и откатывают, складываются союзы, заводится своеобразная культура. И конечно основываются рыцарские ордена.
Как неотъемлемая часть истории Крестовых походов, как их порождение автором прослеживается жизнь от зарождения до гибели трех главных орденов – госпитальеров, тамплиеров и тевтонцев. Это само по себе интересно. Даже без привязки к походам на Иерусалим.
Далее идет беглый рассказ о Втором и Третьем походе, о войнах Саладина. И тут ставится вопрос: почему всё так кончилось, в чем причины кризиса крестоносного движения? Кризиса, ярок проявившегося в конце XII века.
Автором дается исчерпывающий и убедительный ответ. Всё дело в зарождении национальных европейских государств. То есть государств, ставящих свои национальные интересы выше общехристианских. Некогда королям отвлекаться на Святую Землю, нельзя растрачивать на нее ресурсы, необходимые для борьбы здесь и сейчас.
Да и сами церковники много сделали для дискредитации самой идеи вооруженного паломничества к Святым местам. Деньги, бессовестная торговля правом и обязательствами идти в поход, злоупотребление религиозным энтузиазмом, направление собранных средств на свои местные интересы, даже на войну с христианами. Всё это обесценило идею.
Но еще весь XIII век ощущались судороги крестоносного движения. Походы с Четвертого по Восьмой уже мало напоминали первые три. Но формально традиция присваивает им соответствующие номера, и автор, хотя и без видимого интереса, прослеживает и их историю. Вплоть до падения последнего клочка христианской земли в Палестине в 1291 году.
В общем, книга доставила мне большое удовольствие. Интересная тема, хорошее изложение, присутствует аналитика, а не просто хроника событий. Всё это делает книгу Александра Доманина «Крестовые походы. Под сенью креста» заслуживающей рекомендации к прочтению всеми интересующимися этой тематикой.
Примечание
По понятным причинам выложить файлы для скачивания мы не можем. Но если появится у вас особый интерес, не сопровождаемый желанием купить, пишите нам — бескорыстно поделимся электронным вариантом. Или загляните в нашу группу Вконтакте.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор»