РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ПЕРВЫЕ»
Складывается впечатление, что отечественные производители головных уборов массово подались в кинобизнес – такое количество шляп стал выпускать наш кинопром. А если учесть как государство в лице минкульта и Фонда кино поддерживает этот бизнес, то можно предположить, что развитие шляпного дела в России признано задачей номер один. Вы хотите примеров и конкретики? Извольте. Свежий исторический фильм «Первые» — пример шляпы самого натурального вида.
Спросите, зачем я такой злой? До чертиков обидно. Такая интересная тема поднята, такое можно было создать кино, а в итоге… Правильно, конченная шляпа, картуз дырявый, плевок и в покойного Челюскина, и в едва не умерших на просмотре зрителей.
Спрашивается, что хотели снять авторы фильма? Здесь намешано всего понемногу – историческая драма, мелодрама, приключенческий фильм, комедия, фильм о красотах Якутии. В итоге получился совершенно невнятный фильм с неопределенной ориентацией. Ни одна составляющая этого компота не доведена до ума.
Историческая драма? Не смешите мои тапочки. Или кепку, раз уж речь идет о головных уборах. От истории тут только чих воробьиный. Честно, ради хорошей истории можно многое простить, но в данном случае с вольностями явный перебор, а с хорошей историей недобор.
Да, историю сценаристы создать н сумели. Вроде бы стержнем сюжета должен служить конфликт между двумя главными героями – Челюскиным и Прончищевым, влюбленными в одну девушку. И эта часть фильма действительно хоть как-то выделяется. Но поскольку она местами отдает абсурдом, другими местами заслоняется не менее абсурдными побочными вставками в сюжет, хорошего о ней сказать ничего не получится.
В какой-то момент сценаристы решают: а что это мы всё про историю да про любовь, а давайте снимем про пиратов как в «Острове сокровищ». И точно, немедленно упаковывают в этот бред еще сюжет, попросту содранный из книжки Стивенсона. Только перекроенный на русский лад и перенесенный на просторы Якутии. И от того выглядящий еще более бредовым.
Давайте перейдем к частностям и примерам. И если что, повторю свою оговорку: по отношению к плохому кино спойлеров не бывает. Рецензия на «Первых» пишется с целью отговорить публику смотреть такое. А кто потом посмотрит, пусть не говорит, что его не предупреждали.
Итак, сюжет. Во всей его прекрасной бредовости. 1724 год. Молодые кадеты Челюскин и Прончищев отличаются перед Петром Первым. Ладно, опустим ту несущественную подробность, что никакими кадетами они тогда уже не являлись. Мелочь. Значит, молодые парни шутливо, но почти всерьез цапаются за прекрасную девушку, воспитанницу Беринга, обещанную, видимо, их начальнику кадетской команды. За драку на шпагах парней разжалуют и лишают блестящей карьеры.
1729 год. Челюскину, промышляющему катанием на лодке всяких бездельников, доставляют письмо, вырывающее его из небытия. 1735 год (да, так вот сразу, уже в следующей сцене). Челюскин прибывает в Якуцкъ и узнает, что письмом его вызвал старый приятель Прончищев, снаряжающий корабль в северную экспедицию. Нет, вы не за сюжетом следить, а за годами, указываемыми на экране.
Но авторам показалось мало такого бреда – подумаешь, 6 лет выяснялось, что за письмо, да Челюскин ехал из Питера в Якутию. Оба-на, тут же в Якутске оказывается и та самая девушка, и ее жених. Им, видите ли, одиннадцати лет на женитьбу не хватило. Да девка-то уж из детородного возраста вот-вот выйдет.
Вот спрашивается: кто это написал? Ну ладно, выдумка, ну ладно, отступление от исторических фактов. Но от логики-то зачем отступаться? Бред-то зачем показывать? Годы-то хоть на экране затрите.
А знаете, я раскрыл секрет всех этих нестыковок. Официально за фильмом «Первые» числится три сценариста, режиссер да два продюсера. Помните, как в Простоквашино письмо родителям дяди Федора писали? Во-о-от, тут та же ситуация. Один отвечает за романтическую линию, другой за патриотизм, третий пытается уследить за историей, четвертый насмотрелся «Острова сокровищ» — и каждый спешит внести свою лепту в сценарий.
Ладно, вернемся к фильму. Следует сцена с осмотром команды. Ну точно – этот эпизод или из Джека Воробья или из «Острова сокровищ». Полдюжины абсолютно бандитских рож и боцман – главарь шайки. Не хватает только деревянной ноги Джона Сильвера или попугая мистера Коттона.
Да, кстати, о численности команды. С ней у авторов фильма всё время какие-то проблемы. Перед отплытием мы видим только полдюжины бандитов. Где-то на просторе реки Лена полкоманды вырезается нападением разбойников. Но доблестные герои справляются с врагом и продолжают путь, имея на борту еще больше матросов и даже нескольких солдат. Потом идет Ледовитый океан, холод, голод и опять всего несколько членов команды. Ну точно, как в Простоквашино письмо писали.
Надо ли говорить, что в реальной экспедиции команда насчитывала более пятидесяти человек? И уж точно в ней не все обладали такими отъявленно бандитскими рожами. Имелись казаки, служилые люди и даже геодезисты.
Дальше пересказывать не хочется, ибо бред крепчает с каждой минутой хронометража. Лучше задамся еще одним вопросом: интересно, после монтажа авторы фильма сами свой шедевр пересматривали? Им случайно ничего не бросилось в глаза? Непосредственно мне бросилось. И многое.
Ну, например. Начну с мелочи. Стойбище якутов где-то на берегу Лены. Шаманы, чумы и всё такое. Но ей-богу такого маникюра как у дочки шамана, пожалуй, и нынче по всей Лене не сыщешь.
Мало? Вот вам ляп поинтереснее. Корабль вмерзает в лед в океане. Вокруг – белая пустыня. Холод одолевает путешественников. Они сжигают всё, что горит. Добираются до бушприта, пытаются сжечь величайшую ценность экспедиции – пограничный столб врученный им самим царем (каким? а дворе давно уже 1735-й) Из-за столба происходит схватка. Душераздирающие вопли штурмана «Не дам царев столб!» Стрельба из ружей. Ну ладо, угомонились, собрались идти дальше на собаках. И тут камера меняет угол обзора и за кораблем в ста метрах виден берег с прекрасным сосновым бором. С целым, мать его, сосновым бором! В ста шагах! Вот кто это снимал?
Да, зрители любят киноляпы, обожают их подмечать. Например, в одном кадре персонаж держал стакан в левой руке, в другом кадре уже в правой. Или меняющая место повязка на глазу. Или синяк. Или еще какая приятная мелочь. Но здесь?! Здесь складывается впечатление, что весь наш кинопром один большой и несмешной ляп.
Да ну его к лешему, надоело мне говорить про этих «Первых». По идее фильм заслуживает не рецензии, а простого определения – барахло. Игра актеров тоже, кстати, халтура. Персонажи – картонная карикатура. Сценарий писала толпа беспомощных бездарей. И за исторических героев обидно, за испоганенную возможность снять по-настоящему важное и хорошее кино.
При просмотре в кинозале я был один. И это прекрасно. Во-первых, никогда раньше один в зале не сидел. Во-вторых, чем меньше такое кино посмотрит народа, тем лучше. Рекомендация: в кино на «Первых» не ходить, с торрентов не качать! Забыть эту шляпу как страшный сон.
3 из 10
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин