РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ПРИТЯЖЕНИЕ»
«Всё врут календари»,- сказано у Грибоедова. Так вот, наши кинотрейлеры врут и того паче. Это же надо так суметь – показать трейлер «Притяжения» в духе условной «Войны миров» или «Битвы за Лос-Анджелес», а и тоге показать подростковую мелодраму. Федор Бондарчук действительно толковый кинодеятель, раз сумел так нашаманить. Кстати, прошелся по списку его фильмов и выяснил, что до «Притяжения», оказывается, не видел ни одного фильма Бондарчука. Поэтому вроде бы отношение к режиссеру должно быть чистое и незамутненное.
Ну да ладно, давайте поговорим за кино. У нас рецензия на «Притяжение», а не упражнение в логике. Особо цепляться к различным нелогичностям мы не станем. Всё ж таки фантастика, она фантастика и есть. Это знаете, как история с обращением авторов фильма «Стражи Галактики» за консультацией в НАСА насчет сцены в вакууме, действительно ли у них она получилась реалистичная. Как говорится, о каком реализме мы говорим в фильме, где говорящий енот стреляет из пулемета, взобравшись на разумное дерево?
Многое в «Притяжении» и особенно в его начальной стадии показано «понта ради». Ну, надо же милитаристски-патриотично блеснуть «Адмиралом Кузнецовым» — потому и поднимаем на перехват инопланетной «тарелки» истребители именно с него. Хотя яйцеобразная тарелка по идее валится на Москву. Ну наверное у нас больше средств ПВО нет, кроме истребителей с «Кузнецова».
Да тьфу ты, прости господи! Обещал же не придираться. Тем более, что действительно в задачу начала входило показать нашу армию с выгодной стороны. И авторы с этим справляются. Еще лет десять назад нельзя было представить себе такой кинообраз российских вооруженных сил. Это американцы могли хвастаться своими морпехами в условной «Битве за Лос-Анджелес», а у нас было принято стыдиться армии. Смело признаем, что тенденция уверенно переломлена.
С падением на Москву космического кораблика, собственно, военная часть фильма кончена. Вот это – откровенная подстава. Так широко разрекламировать фильм об «инопланетном вторжении» и не показать ровным счетом никакого вторжения – прием нечистоплотный. Вся военщина дальше сводится к роли полковника всея Москвы, которую играет Меньшиков. Да-да, возня с пришельцами, контакт с ними, решение, что делать дальше, войсковые подразделения поручаются какому-то невзрачному полковнику.
Впрочем, к самому Меньшикову претензий нет. Тут сразу видно, кто из актеров является настоящей глыбой. Меньшиков может сыграть всё – и утонченного статского советника, и идеал современного российского военного. Подтянутого, дисциплинированного, мыслящего и даже в меру интеллигентного.
Сюжет от тарелки перемещается к дочке этого полковника, старшекласснице, связавшейся с чертановскими гопниками. Компашка папе, естественно, не нравится. И пошло-поехало традиционное «ты хоть раз меня слушал», «ты не интересуешься моей жизнью», «я тебе этого никогда не прощу». Стандартный семейный конфликт отца и еще не повзрослевшей, но уже оборзевшей дочери. Он так и потащится через весь фильм.
Слегка перебивать конфликт папа-дочка будет конфликт между гопником-ухажером и пришельцем-интеллигентом. Ой, кажется, проболтался. Хотя я предупреждал, что вас ждет сопливая мелодрама, а не фантастический боевик. Ну так надо же подкрепить слова примером.
Кстати, странный пришелец нам какой-то попался. Часть фильма, интриги, юморных и мелодраматических сценок держится на его неумелой адаптации в человеческом обществе. В общем, стандартный и избитый сюжет. Странность заключается в том, что они (головастики эти космические) типа изучали нашу планету несколько тысяч лет. Так за это время, оказывается, не усвоили вообще ничего. И попав в общество, ведут себя страннее неандертальцев.
Ах да, для эмоциональной разрядки и организации минуток юмора в фильм ввели еще одноклассника-ботана. Честно говоря, ввели его достаточно искусственно. Дескать, мальчик изучает медицину и может вылечить пострадавшего пришельца. Сцена в больнице с этим лечением это вообще с точки зрения логики полный финиш. Впрочем…
Впрочем, если разобраться, «Притяжение» Бондарчука выглядит как кино для подростков. Ну, для старшего школьного или младшего студенческого возраста. Маркировка «12+» должна быть заменена на «20-». Тогда и вольность в обращении с логикой простить было бы легче. А то ведь отягощенному аналитическим мышлением зрителю придется делать над собой усилие, чтобы принимать условность сочиненных сценаристами сцен.
Особенно условна любовь между пришельцем и старшеклассницей. Еще два часа назад была без ума от гопника, а теперь сразу и на всю жизнь влюбилась в пришельца. Это не спойлер. Развитие сюжета понятно сразу, как только выводят на сцену персонажей. Так вот, на фоне такого аморального поведения дочки тревоги папы становятся вполне обоснованными.
Вопросов «почему», «как», «зачем» применительно к сюжету «Притяжения» лучше не задавать. Хотя очень хочется. Да, очень хочется узнать, как смогла вывалиться из центра космического корабля наиважнейшая его часть, какая-то там гравицапа? Почему земные «черные ящики» оснащены радиомаяками, а наиважнейший космический девайс суперразвитой инопланетной цивилизации надо искать вручную наощупь? Как так можно оскорблять столичную милицию, которая якобы способна проморгать десятитысячный митинг в центре города?
Удручает предсказуемость сюжета, которая является следствием вторичности. Финал можно было предвидеть едва ли не в середине. Высокопарная нравоучительность, дескать мы, земляне, чересчур агрессивны и нам рано вливаться в семью космических народов. Неожиданная для пришельцев ценность любви и склонность к самопожертвованию. И, конечно, назидательное «только любовь вам и оставляет еще шанс на будущее». Вот мне интересно, я один эту тошнотворную мораль многократно встречал в кино? Эх, лучше бы уж и вправду боевик показали. Хоть тоже вторично, но не так уныло.
PS. И да, ни в коем случае не ведитесь на 3D в «Притяжении». Однозначно лоховская тема. Никакого 3D в реальности нет. Разве что заголовок фильма в начале выглядит выпукло. В остальном полная профанация.
6 из 10
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин