Чтобы закрыть недосказанность моей четвёртой части по Сталинграду, решил отвлечь ваше внимание от невыстрелевших ружей на что-то другое. (Признаю, mea culpa, я прочавкал бронекатер БК-13, башни №2 и №4, и башню на Мамаевом кургане, но в Волгограде я был всего два дня, простите мне, не успел).
Давайте, лучше, переключимся на кино? Про Сталинград снимали многие, и наши, и немцы, но только Ф.Бондарчук во-первых, вместо условных «городских руин» отважился показать вполне конкретные аутентичные городские руины, хоть и собранные со всего города, а во-вторых, показал русских солдат не «ваньками, побеждающими вопреки и случайно» а профессионалами, которые умеют воевать.
«Сталинград» Бондарчука стоит сравнивать с «Фьюри», а не с классическим «Они сражались за Родину». Ведь «Фьюри» тоже создан «по мотивам реальных событий», но, не смотря на реальную основу, отражает скорее несколько гротескное «представление» о войне, нежели саму войну (и да, Белтона Купера я читал лет за несколько до выхода фильма, поразился технической безграмотности этого инженера, но эпизод, потом кинематографически раздутый, запомнил).
Прямо по кинематографическому курсу — драмтеатр, слева — универмаг, в фильме ставший продмагом. За спиной оператора — условный «дом», обороняемый главными героями. В углу ограды сада различима подбитая «тридцатьчетвёрка». В тёмном проёме универмага в этом кадре забыли пририсовать самоходку StuG III, которая будет там торчать во всех остальных сценах.
Площадь в фильме — синтез площади 9-го января, Привокзальной площади и площади Павших Борцов (плюс весьма ужатая, плюс — с элементами из Комсомольского сада).
Подбитый «кривомордый» (так его немцы сами называли, за несимметричное расположение носовой стрелковой установки) — бомбардировщик He.111. Эмблема «Грайф», чтоб зрителям было виднее, зеркально повёрнута и перенесена поближе. Его реальное состояние можно увидеть в моих материалах.
«Тридцатьчетвёрка», «сталинградка», в реальности подбитая на улице Гоголя. Для гармоничности кадра башню изрядно приплющили и форму свели к прямым. В фильме размещена в саду, между театром и универмагом.
Немного более общий вид, уже из финальной сцены, с атакой Т-44 (или Т-55? Что там на Мосфильме стандартно изображает квадратиш-практиш-гут?), замаскированных под Pz.IV сорок четвёртого года, с шурценами. Виден и театр, и подбитый Т-34.
Продолжение предыдущей сцены. Видно, что киношный универмаг (превратившийся в фильме из «унивресального» в «продовольственный», в продмаг) размещён прямо рядом с театром, и около них располагается «тридцатьчетвёрка» с улицы Гоголя. В реальности между универмагом и театром здоровый кусок площади.
Здесь, в парадном входе в универмаг продмаг, весь фильм торчала самоходка StuG III. В реальности немцы действительно использовали «Штуги» в городе весьма активно, но именно в универмаг их, подбитых, не заезжало. Танки, «тройки» и «четвёрки», тоже использовались, но на юге, в «боях за элеватор», и на севере, в боях в заводских кварталах. В центре, между Царицей и Мамаевым курганом, танки не применялись.
Атакующие немецкие танки проходят фонтан. В фильме его, ради узнаваемого образа, с привокзальной площади переместили на условный кинематографический пятачок, зажатый драмтеатром, универмагом и «домом».
В общем, если вы ознакомились с заметками «Немного о Сталинграде», места вполне опознаваемые. Пусть слеплено всё в кучу, но зато не некие абстрактные «индустриально-городские» развалины из большинства других фильмов.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Андрей Гузенко (Erofey)
Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года. Специализируется на игрушках и военной истории второй мировой войны
Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com