Stronghold: Warlords

6 мин.

обзор игры Stronghold Warlords

ОБЗОР ИГРЫ «STRONGHOLD: WARLORDS»

Перефразируя Пушкина: О, сколько нам Стронхудов чудных… Остается выяснить, чУдных или чуднЫх? Вы спросите, к чему это я? А к выходу очередной игры в серии «Stronghold» – «Stronghold: Warlords». Вот с ней и будем разбираться в этом обзоре.

А ведь в этом году (осенью 2021 г.) исполняется 20 лет серии. Живучая оказалась, не загнулась после выхода «Stronghold Crusader 2». Хотя многие не только предрекали ей конец, но и желали его. Даже я. Что поделаешь, молодой бы, злой.

Судя по откликам, по отзывам игроков, многие, а может и большинство желают серии загнуться и сейчас, после выхода «Варлордов».

Хорошо, отзывы отзывами, эмоции и слова, а давайте посмотрим строгую статистику. Обзор пишется спустя 2,5 месяца после выхода игры. Пройти ее до конца за это время можно было десятки раз. Но сколько из купивших ее реально прошли?

Ответить на вопрос точно невозможно. Посмотрим на достижения Steam. У большинства игроков есть ачивка за прохождение первой кампании. Только у 24% за прохождение 2-й кампании. И лишь у 9% за прохождение 3-й кампании. За последнюю, пятую кампанию, ачивку получили 8% игроков. А настругали больше 10 тысяч убитых врагов 6%.

Выводы: игра не затягивает, не вызывает желания проходить кампании, рубиться от заката до рассвета. Увы, хитом «Stronghold: Warlords» не стала. Впрочем, это можно было предсказать заранее. Войти в ту же воду, что и лучшая из лучших в серии «Stronghold Crusader» образца 2002 года, невозможно.

И дело не в том, что «Stronghold: Warlords» плоха (я как раз думаю, что она не плоха). Дело в том, что вода утекла. Всё-таки прошло 20 лет. Старые игроки выросли, а новым нужно другое.

обзор игры Stronghold Warlords

После такого длинного философски-аналитического вступления добавлю конкретики. Всё-таки жанр обзора подразумевает не только отвлеченное бла-бла-бла. Наймусь в адвокаты дьявола и постараюсь заступиться за «Варлордов».

Первое, за что хочется похвалить разработчиков, за антураж. Местом действия на этот раз выбрана Юго-Восточная Азия. Древние Вьетнам, Китай, Монголия и Япония. Как по мне, так неудача «Stronghold Crusader 2» во многом определилась копированием темы самого успешного из проектов. Копировать – плохо, создавать новое – хорошо.

В «базовую комплектацию» входит пять кампаний:

  • Королевства джунглей (Вьетнам, 6 миссий)
  • Враждующие провинции Китая (Китай Цинь Шихуанди, 6 миссий)
  • Путь мира (мирная кампания, Китай, 7 миссий)
  • Пришествие монголов (Чингисхан, 6 миссий)
  • Япония в войне (XVI век, Тоетоми Хидэеси, 6 миссий)

Всего 31 миссия. Выстроены они по нарастанию сложности. Вьетнамские носят откровенно тренировочный характер. Дальше становится повеселее. Хотя новые фишки игры открываются вплоть до последних миссий.

обзор игры Stronghold Warlords

Разумеется, вся тематическая экзотика имеет значение только для зрительного восприятия. Для стратегии безразлично, бегают солдатики в пустыне или на фоне джунглей, одеты они в халаты или в звериные шкуры. Но тем не менее, для настроения смена обстановки важна.

Смена выражается, во-первых, в преображенных юнитах. По сути, конечно, это всё те же мечники, копейщики, лучники, арбалетчики, воины с булавой, конные лучники, тяжелая конница. Но одеты они, как вы понимаете, соответствующе, по-южноазиатски.

Кроме того, в отдельных кампания или для отдельных фракций имеются особые юниты. Например, для монголов – монгольский конный лучник. Этакий одетый в малахай лихой всадник на невзрачной лошаденке. Как и в «Stronghold Crusader», здесь он является чудо-оружием, отмыкающим любые замки, точнее, выносящим всё, что движется.

Для Японии мы получаем сверхтяжелого мечника – самурая. Очень медлительный юнит, но по силе и доспеху почти-почти как лорд. У китайцев появляются пороховые или огнестрельные воины. Нет, ружьями они не владеют, но могут плеваться огнем из труб (аналог огнеметчика). Есть у китайцев и бомбарды (мортиры), намного превосходящие по силе действия катапульты.

По юнитам разработчики сделали всё, что смогли. В рамках своей концепции, разумеется. То есть сохраняя примитивную на нынешний день 2D-структуру. Это можно называть отсталостью, а можно сохранением традиций. В принципе, мы имеем всё тот же «Stronghold» с чуть-чуть улучшенной графикой.

обзор игры Stronghold Warlords

Для незнакомых с играми «Stronghold» скажу, что это тактическая стратегия, в которой игрок должен обустроить базу, наладить экономику, производство оружия, вербовку солдат. Мы обороняем базу и атакуем вражеские. Понятно, да? Как в «Казаках», «Company of Heroes» и множестве других стратегий.

Так вот, наша база в «Stronghold: Warlords» заброшена в Юго-Восточную Азию. Это значит, что лесопилка в качестве древесины визуально валит бамбук. Вместо зерна крестьяне выращивают рис, чай, шелковичных червей. Есть у них свинарники и поля с овощами.

Дерево, камень, железо, рис, овощи, мясо поступают прямо на склад или в амбар. Многоступенчатую обработку проходят только порох и шелк. Например, для получения конечного продукта – шелковой одежды – требуется цепочка из трех зданий: сначала крестьяне собирают коконы червей, потом наматывают нить и только в конце ткут шелк.

Я к чему это всё рассказываю? Опять же к сравнению со «Stronghold Crusader». Тогда, в 2002 году отдельным удовольствием было наблюдать за жизнью города, тыкать на крестьян, слушать, что они говорят, как комментируют еду, налоги.

Здесь эта традиция тщательно сохраняется. Только вот беда, не производит того же эффекта. Виновата не традиция, виноваты мы – повзрослели на 20 лет, переиграли в массу других игр и уже не тащимся от тех, первых. В общем, молодцы разработчики, старались, но по сути впустую. Не для кого.

Единственное, что способно удержать интерес – это игровой процесс. Но по приведенной выше статистике можно увидеть, как удерживается игрок в игре. Слабо. Я честно прошел все миссии в пяти кампаниях. Но больше из принципа, чем по интересу. Нет того эффекта, когда ты буквально прогрызал «Путь крестоносца» (50 миссий плюс еще десятка три в аддоне).

обзор игры Stronghold Warlords

Что тут скажешь, в «Stronghold: Warlords» миссии как миссии. Разработчики постарались сделать их разнообразными. Есть тут и просто бой с ограниченными силами, и классическое развитие базы с переходом на штурм вражеской. Есть сугубо мирные миссии, когда задача ставится так: накопить энное количество каких-то ресурсов за ограниченное время.

Между прочим, здорово бесит и раздражает этот счетчик времени. Самые неприятные миссии. Всё-таки «Stronghold» идеологически созерцательная стратегия, для игры на расслабоне, для ленивого осматривания карты. А тут тебя гонят как лошадь.

Ну так вот, миссии, повторю, самые обычные, «стронхудовские». Да, они не так сложны, как многие из «Пути крестоносца». И это огорчает. Все знакомые мне игровые линейки развиваются в сторону понижения сложности. Развитие игростроя в сторону заигрывания с потребителями, упрощения им жизни в игре мне не нравится.

Ах да, чуть было не забыл основную фишку, привнесенную именно «Stronghold: Warlords». Военачальники (варлорды) и элементы дипломатии. На карте обычно имеются два главных противника – игрок и фракция ИИ (китайцы, японцы). Кроме них, по территории разбросаны замки военачальников (от двух до шести).

Варлорды нейтралы, точнее исходно враждебны обеим сторонам. Главные проитвники ведут борьбу за контроль над нейтралами. Принудить к покорности их можно дипломатически (накапливая и расходуя дипломатические очки) или военным путем. Военный путь – это взять штурмом их замок и «убить» военачальника. «Убить» в кавычках потому, что они бессмертны. Сокрушив их полоску жизни, вы получаете контроль.

обзор игры Stronghold Warlords

Что дают варлорды? Во-первых, стратегические опорные пункты. Если у них хороший замок, можно разместить свои войска. Во-вторых, по требованию военачальники высылают ресурсы. В-третьих, с некоторыми оговорками могут участвовать вместе с вами в штурме вражеского замка.

В принципе очень похоже на классический «Stronghold». Единственное новшество – это возможность переманить военачальника на свою сторону. Приходится размещать на башне союзного военачальника своих тяжелых мечников – лучшая гарантия сохранения верности.

Итак, миссии я прошел, без большого восторга (и даже без маленького), желания поиграть в свободную игру в режиме «Схватка» не возникло. Это можно было бы зачесть за приговор игре. Наверное, так оно и есть. Но закончить хочется на позитиве.

Что бы кто ни говорил, а я думаю, «Stronghold: Warlords» сохраняет традиции и принципы серии, является нормальным таким продолжателем. Проблема не в этой игре конкретно, проблема в том, что время старого-доброго «Стронхуда» ушло. Жить ему в нашей памяти, а не на жестком диске.

Не очень позитивно получилось? Ну, уж как есть.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Реальность у каждого своя. Виртуальность у нас общая.»
ВП


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ