СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА — КНИГА И ФИЛЬМ
Поговорим об одном из важных фильмов о войне. «Судьба человека» определенно находится в том же списке, что и «Летят журавли», «Баллада о солдате», «А зори здесь тихие». Это не про военную картинку, не про танки, самолеты и батальные сцены. Это кино про людей, про человека, про то, что понятно и близко всем.
Сергей Бондарчук удивил меня многим. В частности, умением увидеть и реализовать потенциал небольшого произведения. Что «Они сражались за Родину», незаконченный роман, что «Судьба человека», всего лишь рассказ – из обоих произведений Шолохова он сумел создать по киношедевру. В первом да, есть люди, но там на первом месте громкая сторона войны. Во втором всего один человек и его судьба на фоне большой войны.
Не стану пересказывать сюжет. Он должен быть известен всем (кому неизвестен – читать и смотреть). Да я и текст этот пишу не для рассказа о произведении, но только о своем восприятии, о своих мыслях. И больше для себя, чтобы зафиксировать их.
Отмечу только, что самому прочитать рассказ так, чтобы он поразил, это еще надо суметь. И определенно не в школьном возрасте. Конечно я читал. Но мое чтение не идет ни в какое сравнение с исполнением Михаила Ульянова. Вот уж мастер так мастер. Да и по типажу, по возрасту подходит под Андрея Соколова. Так что рекомендую аудиокнигу в его исполнении.
Хороша, нет, просто отлична «Судьба человека» и в исполнении Сергея Бондарчука. Только уже не как рассказ, а как кино. До его обработки просто найденный алмаз, а после режиссерской огранки настоящий бриллиант. Редко кино бывает лучше книги, но здесь тот самый случай.
Сергей Бондарчук входит в список самых-самых наших режиссеров. А ведь при этом снял-то совсем ничего, с десяток фильмов. Зато каких! Даже последний его «Тихий Дон» не перечеркнул всеобщего уважительного отношения.
Именно всеобщего. Знают и уважают Бондарчука и на Западе. Конечно, больше знают его по фильмам «Война и мир» и «Ватерлоо», но и «Судьба человека» стоит весьма высоко на сайте IMDb. И отзывы там положительные.
Изредка высказываются и претензии. Например, Бондарчук выглядит слишком упитанным для пленного. Может быть это и так. Но, во-первых, он не более упитан для роли Андрея Соколова, чем стар для роли Пьера Безухова. Во-вторых, актерская игра Бондарчука во всех сценах «Судьбы человека» с лихвой окупает некоторую упитанность. Она и замечается-то только если целенаправленно искать, к чему бы придраться.
Рассуждают и об убийстве Соколовым предателя. И убийство плохо, и предателем-то тот еще не успел стать. Как мне кажется, этим эпизодом сам Андрей Соколов в своей исповеди отнюдь не гордился. Жизнь не прописанная история с одними лишь правильными поступками. Она просто жизнь. Относиться же к этому эпизоду каждый волен по-своему.
Интересно, как Бондарчук сумел поднять сцену с выпивкой и закуской. Она и в рассказе каким-то водоразделом выглядит, делит всё на до и после. Но в руках Бондарчука заиграла такими мощными красками, что стала не только одной из самых известных сцен в нашем кино, но ушла в народ, стала частью фольклора. «Русские после первой не закусывают».
Хотя конечно смысл сцены не в лихости выпивать, а в демонстрации силы воли, силы духа простого русского человека Андрея Соколова. Хоть и умирать сейчас, но уж не уронить чести перед немцами.
И опять же одно дело самому прочитать: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.»
Другое дело посмотреть, как это выглядит. Умение Бондарчука передать эту мысль без слов, одной только немой игрой, жестами – это умение большого актера.
Велико тут и умение режиссера, и оператора. Вот кто из них придумал в лужу на месте разбитого дома Соколовых бросить спинку железной кровати? Эта спинка у меня засела в голове с самого детства. Самая первая и яркая ассоциация с «Судьбой человека». И показывается-то в кадре на секунду, а вот поди ж ты.
Вообще сцены в фильме выстроены с удивительной тщательностью и даже с размахом. Например, сцена, в которой Соколов тащит камень и поддерживает обессилевшего товарища. Всего-то и надо пройти изможденными перед камерой. Но ради этого эпизода выстраивается целая картина карьера, каменоломни. Цепочки усталых узников, расставленные надсмотрщики. Задействованы, одеты-обуты, проинструктированы-отрепетированы большие десятки, а то и сотни людей.
Или вот мне нравятся сцены, в которых узники едут в вагоне. А за окном мелькают платформы с техникой, немецкими солдатами, станция. Во-первых, опять надо было заморочиться и согнать это всё. Во-вторых, как тут хорошо показывается смена настроения немцев до и после Сталинграда. До – они все такие веселые, наглые, дурашливые, после – тихие, угрюмые, злые.
Не буду говорить про умение Бондарчука выдавить слезу. Многие это кино не смотрят именно потому, что и в десятый раз на рыдание пробивает. Боятся смотреть. Признают, что кино отличное, но смотреть не хотят.
Скажу лучше про Ванюшку. Определенно его лицо входит в десятку самых известных, самых ярких и запоминающихся детских лиц советского кино. Такая вдохновляющая мордашка. Раз увидишь и навсегда.
Говорят, что Бондарчук слишком рано получил народного артиста СССР. Но, ей-богу, уже «Судьбой человека» он категорически подтвердил свое право на это звание.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра