Обсудив полуигровой документальный фильм «Грант», можно обратиться к абсолютно документальному сериалу на ту же тему «Гражданская война» («The Civil War»). Та же война серых и синих, но совершенно иной подход.
«Грант» — биография человека на фоне войны. «The Civil War» — строго история войны. Но история, поданная не самым обычным образом. Через фотографии, документы, письма, речи людей, ее переживших или не переживших. Даже через кинохронику.
Да-да, через кинохронику. А вы как думали? Скажете, война закончилась в 1865-ом, а братья Люмьер подали патент на изобретение синематографа через тридцать лет, в 1895-ом. Всё правильно. Но в 1895-ом и даже позже были живы тысячи, десятки тысяч участников войны.
Последним президентом США, участвовавшим в гражданской войне, был МакКинли (1897-1901). А, скажем, 75-летие сражения при Геттисберге пришлось на 1938 год (уже были написаны «Унесенные ветром» и снималось кино). Мы же прекрасно себе представляем ветеранов в год 75-летия, например, Сталинградской битвы. Так что да, кинохроника.
Что до писем, дневников и воспоминаний, то гражданская война в США была первой войной, так богатой подобными источниками. Всё благодаря невероятно высокому уровню грамотности в тогдашних Штатах.
Вот авторы фильма и сделали ставку на голоса из прошлого. Не буквально, конечно. Выбраны несколько десятков современников гражданской войны, взяты написанные ими слова, каждому придано по актеру и всё это озвучено под видеоряд из фотографий, картин, кадров хроники. С минимальным участием «говорящих голов».
Некоторые актеры даже более или менее известны. Например, Морган Фриман озвучивает Фредерика Дугласа (всё законно – оба негры). А Джейсон Робардс – генерала Гранта. А? ну как же, помните Шайена из «Однажды на Диком Западе»? Так это и есть Джейсон Робардс. Президента Линкольна озвучивает Сэм Уотерстон, двумя годами ранее сыгравший его в кино, в сериале «Линкольн». Впрочем, в переводе вся эта игра теряется.
Появление и слова каждого персонажа сопровождаются подобранной специально для него музыкой. Как правило, из эпохи той же войны. Например, генералу Шерману пришпилен «Марш по Джорджии», раз уж именно он его и совершил.
Что касается «говорящих голов», то особо отмечу среди них Шелби Фута, автора лучшей, по мнению многих, книги на тему истории гражданской войны в США. Его в этом сериале больше, чем других. Кстати, сериал его и прославил. До него Шелби Фут был лишь автором книг, а тут стал кинозвездой, что конечно поспособствовало и продвижению книг.
Я так бодро рассказываю о чем угодно, только не о самом сериале, потому… потому что он мне всё-таки не понравился. Скучно. Да, театрально, драматически выверено, тщательно срежиссированно – фильм снимали в течение шести лет. Но скучно. Никакой движухи, никакой натуры.
В этом смысле хотя и не блистательно, но всё же сыгранный «Грант» выглядит куда привлекательнее. А «The Civil War» и смотреть почти необязательно, можно только слушать как радиопостановку. Хотя не совсем, фотографии всё-таки подобраны отменные, редкие.
Всего в сериале 9 серий, около 9,5 часов хронометража. Первая серия – предыстория конфликта, не очень затянутая, сецессия (отделение южных штатов), форт Самтер и сбор первых армий. Семь серий – война. От первых столкновений до капитуляции генерала Ли в Аппоматтоксе. И завершающая серия – итоги войны, убийство Линкольна.
Время от серии к серии начинает растягиваться. Примерно так: первому году войны одна серия, второму – две, третьему… Ну, понятно. Даже последним двум месяцам войны досталась целая серия.
Причем в сценарии чувствуется рука профессионала, романиста или Шелби Фута. Каждая серия открывается каким-нибудь ярким случаем, байкой, которая ложится в памяти прочно и должна приковать внимание. И ведь приковала бы, если бы через десять-двадцать минут зрителя всё еще притягивал бы видеоряд из черно-белых фотографий.
Всё же сериал хорошо подходит для довольно тесного знакомства с гражданской войной в США. Здесь есть всё, что следует. Для лучшего понимания вводятся анимированные схемы сражений – даже лучше, чем в книжках. Но отчаянно не хватает натуры, чего-то оживляющего.
6 из 10
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра