РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ВЕЛИКАЯ СТЕНА»
В фильме «Великая стена» есть такой эпизод. Герои Мэтта Дэймона и Педро Паскаля входят в залу, наполненную китайскими полководцами. Те встают и начинают медленно и ритмично аплодировать замызганным европейским профессиональным воякам. Так вот мне по окончании фильма тоже захотелось встать и медленно, с ритмом один хлопок в две секунды, поаплодировать. Кому? Сценаристам, 3D-программерам, симпатичным китаяночкам и современному Китаю. И вовсе не тому, что фильм хороший. С этим-то у него как раз проблемы. Но обо всём по порядку в нашей рецензии на фильм «Великая стена».
Но прежде, чем переходить к отзыву на кино, небольшое предупреждение. Самое главное в «Великой стене» — ни в коем случае не воспринимать происходящее всерьез, не искать логику, не возмущаться несуразностями. Просто откидываемся в кресле, отключаем участки мозга, отвечающие за рациональное восприятие действительности, и любуемся происходящим.
Завязка сюжета уже выдает отсутствие даже попытки придумать какое-то серьезное обоснование появлению Мэтта Дэймона на китайской стене. Шайка европейских наемников самых разных национальностей забирается в средневековый Китай в поисках черного пороха. Да-да, именно самого пороха, а не рецепта его изготовления. Что они будут делать с мешком пороха, не имея возможности пополнить запасы – это их дело. Их и сценариста. Важно, что Мэтт Дэймон, вернее, его герой Уильям (то ли англосакс, то ли норманн) со своим дружком Педро Паскалем, вернее, его героем испанцем Товаром внезапно для себя оказываются перед Стеной.
И здесь мы видим самое главное в фильме – мощную работу моделлеров и компьютерщиков. Виды нарисованы крутейшие. Стена впечатляет. Солдат на ней едва ли не миллиард. Всё в отменных костюмах. За историзм не скажу (на мой вкус, оружие выглядит как-то бредово), но впечатление производит.
Впрочем, к черту историзм и прочее занудство. Суть фильма не в том, чтобы показать средневековый Китай але еще что-то такое. Суть сюжета можно обризовать словосочетанием «битва в Хельмовой пади». Орды нечисти штурмуют крепость, люди отбиваются. Главные герои на фоне всего этого шабаша проявляют чудеса героизма и воинской доблести.
Особой интриги в том, что это за нечисть лезет на Стену, нет. Этих тварей показывают достаточно быстро, то есть близко к началу. Тут авторы тоже особо не сковывают себя какой-то логикой или биологической эволюцией. Твари размером с быка с глазами на плечах и мощными крокодильими челюстями посередине. Наделены коллективным разумом и безумной агрессией. Короче, сомнений нет: обязательно нужно защитить Китай и всю Землю от их натиска.
Собственно, здесь совершенно предсказуемо расходятся дорожки Уильяма и Товара. Один очевидным образом проявит благородство, второй продолжит преследовать корыстные цели. И так далее, бла-бла-бла. Сюжет развития отношений между персонажами построен на окаменевших шаблонах.
Конечно, в фильме должна появиться прекрасная дама. И она появляется в образе прекрасной китайской амазонки генерала (!) Лин. Вообще раньше я довольно остро и неприязненно реагировал на введение в центральный сюжет исторического кино женщин-воительниц, утирающих нос мужикам. Обычно для утирания носа у них ни внешних, ни внутренних данных нет. Есть только увлечение сценаристов толерантностью и равенством полов.
Но в данном случае, во-первых, ни о каком историзме и речь не идет, во-вторых, старею, вынужден признать, что очаровательные мордашки приятно украшают фильм. Особенно если задерживать взгляд на выпуклостях их доспехов. Особенно в области груди. И да, выпуклости эти не имеют отношения к развитым грудным мышцам каких-нибудь боди-билдеров. Короче, ставим «зачет» генералу Лин. Тем более она так миленько моргает ресничками и сохраняет прическу и макияж даже в разгар самой страшной битвы.
А битв в «Великой стене» великое же множество. И опять же, граждане, склонные критически относиться к вывертам сценаристов, да плюньте вы, не будьте так серьезны. Ну да, абсолютно идиотски ведут себя осажденные тварями китайцы. Приемы их борьбы не поддаются логике и даже нарушают законы физики. Ну и пусть. А вы расслабьтесь и наслаждайтесь. Да, трудно полностью отключить мозг. Да, периодически пробивает на ха-ха. Но зато картинки-то какие!
Кстати, на самое большое ха-ха пробивает даже не в спланированные сценаристами юмористические моменты. А их, пусть и слишком грубо-прямолинейно, но накидали в фильм. Основная юморина идет в диалогах пары циничных европейцев – Уильяма и Товара. Но там шуточки так, откровенно примитивные, низкого пошиба, годящиеся разве что петросянам или диснеевским мультикам.
Гораздо забавнее логика (или ее отсутствие) в действиях героев. А еще больше – обращение авторов фильма с законами физики. Нет, ну реально же смешно, когда летящим на прототипе воздушного шара воинам генерал Лин приказывает взять направление на дворец. Ну, будь у них хотя бы пропеллер как у Карлсона, это еще можно было бы понять, а так… Но самое главное – они таки героически берут указанное направление.
Или вот вы думаете, куда пойдет воздушный шар, принявший дополнительный груз? Вниз? А вот фига вам! Сами-то думаете, что говорите? «Вниз». Внизу же твари! Они могут покусать генерала Лин за выпуклости. Нет, воздушный шар, принявший ее на борт, вырвавший ее из пасти чудовища, обязан взмыть вверх.
Впрочем, это я так, не со зла. Просто грешен, так и не смог вырубить все участки мозга. А так, какие могут быть претензии к сказке? Вы же не задаетесь логичным вопросом: почему Иванушка сам не мог обойти избушку на курьих ножках, а обязательно требовал от нее поворота? Или почему лиса не могла слопать колобка прямо с пенька, но требовала, чтобы он непременно залез к ней на нос? Так в «Великой стене», являющейся эпической сказкой, то же самое.
А теперь вернемся к аплодисментам, обозначенным в самом начале нашей рецензии на фильм «Великая стена». Думаю, с очаровательными китаяночками всё понятно. Доспехи их отнюдь не портят, но лишь подчеркивают достоинства. 3D-шники тоже молодцы. Действительно, нарисовано всё очень хорошо. Откровенно скажем, наши так не умеют. И 3D-формат для «Великой стены» вполне оправдан. Рекомендую смотреть именно так.
Интереснее с оставшимися двумя пунктами: сценаристы и современный Китай. Сценаристы просто умницы. Всё-таки настоящие профессионалы. При всём зашкаливающем бреде происходящего они сумели создать пусть и примитивную, но удерживающую внимание историю. Сумели поддерживать зрительский интерес на всём протяжении фильма, хотя интриги в развязке нет никакой – всё очевидно и предсказуемо. Сумели создать вполне характерных и запоминающихся персонажей. Честно говоря, нашим у них еще учиться и учиться.
Остается Китай. В начале фильма написано что-то около этого. Дескать, со Стеной связано много легенд, одну из них мы вам и покажем. На самом деле у нас на глазах китайцы создают совсем другую легенду. Легенду о своем наивеличайшем прошлом. И проталкивают ее в западный мир самым правильным и доходчивым способом – через зрелищное кино.
И пусть никого не волнует, что китайцы всю историю с упоением резали друг друга, царства схлестывались в жарких битвах, страну сотрясали восстания сотен тысяч рабов или там крестьян, страну завоевывали всякие идущие мимо немытые кочевники. Нет, нынешние китайцы настойчиво вкладывают нам в головы совсем другое представление. Когда в Европе еще «квакали лягушки», а викинги не умывались годами, Китай был величайшей цивилизованной страной. Инженерная мысль обгоняла эпоху на тысячелетие. Армия была грозна и красива, солдаты дисциплинированы и непоколебимы, их строй был подобен строю боевых роботов. И так далее.
Учебники истории читают не все, помнят единицы, а кино посмотрят миллионы. И у миллионов останется именно такое ощущение. Да, не имеющее отношения к действительности. Но это будет ощущение, родственное уважению к китайцам.
Остается спросить: а мы чем пытаемся удивить Европу? Отвечаю: выставлением русских грязными дикарями из фильма «Викинг». И раз мы сами предлагаем Западу смотреть на нас таким образом, то какого отношения вправе ожидать? Нет, всё ж таки китайцы в смысле ползучей пропаганды молодцы молодцами.
7 из 10
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин