«Горе побежденным» — одно из самых известных латинских выражений, доставшихся нам от Древнего Рима. «Vae Victis» — так частенько называют игровые произведения на тему Рима. В частности, именно такое название в свое время получил аддон к парадоксовской стратегии «EU: Rome». Точно так же назван и мод для «Total War: Rome II», о котором мы поговорим в этом очерке.
Для начала основная информация по модификации. Здесь полностью переработана основная Гранд-кампания и не затронуты иные campaign-паки. После загрузки в меню вы увидите лишь один вариант игры. Собственно, кампанию «Vae Victis», стартующую, как и Гранд-кампания, в 272 году до нашей эры. Видимо, удобная для всех дата – Пирр Эпирский только что умер, а Пунические войны еще не начались.
Но что в игру внесли разработчики мода? Для чего они вообще все это затеяли? При желании они вполне могли бы претендовать на не менее популярное название «Total realism», ибо именно историческая достоверность их основная фишка. Начиная от правки и перераспределения регионов до преобразования внешнего вида юнитов.
Но начать стоит с более простого преобразования – с введения четырех ходов на один игровой год. Ванильный вариант с одним ходом на год, может быть, и удобен для проскакивания кампании от Пирра до Августа Октавиана, но очень уж неприятен в игровом отношении. В чем смысл следить за персонажами, продвигать их по службе, улаживать их взаимоотношения, если они через 20-30 ходов покидают сей бренный мир и нашу кампанию? Другое дело, если на жизнь им отвести хотя бы сотню ходов, как это и есть в моде.
На следующем шаге нужно оценить количество предоставляемых для выбора игрока фракций. Оно, не побоимся этого слова, огромно. Если Рим и Карфаген всё еще уникальны и выбор может колебаться лишь между представителями фамилий, то остальные культурные группы изрядно пополнились. Смотрите сами на примере греческих народов. Эллины представлены таким набором: Родос, Массилия, Спарта, Афины, Эпир, Крит, Сиракузы, Этолийская лига, Кирена – всего девять штук. Так же и по другим народам. Например, германцев тоже девять фракций, иберийцев восемь, галлов так вообще пятнадцать. Всего же на карте от Геркулесовых столбов до Индии мы можем выбирать из более чем ста штук. Впрочем, большая их часть это миноры с одним городков, то есть выбор для настоящих мужиков.
Границы между фракциями кое-где подрегулированы. Если авторы ванилы больше заботились о балансе и противопоставили на старте четырехрегионному Риму трехрегионную Этрурию, то авторы мода превыше всего ставят историческую достоверность. Поэтому они безжалостно отобрали у этрусков Корсику (и передали ее Карфагену) и один городок в Италии, отданный Риму. Таким образом если раньше на первом этапе игры за Рим Этрурия могла доставить ему небольшие неприятности, то теперь этруски выбиваются одним ходом. И даже не очень понятно, как они могут предотвратить такой исход. Разве что навербовав наемников и сдержав натиск первого римского легиона. То есть игра за них – испытание не для слабонервных.
Что касается юнитов, то и здесь любители всевозможных новшеств и историзма могут порадоваться. Рассмотрим изменения на примере всё того Рима. Сколько всего римских солдат было доступно в ваниле? Не помните? Подскажем: сорок. Это со всей артиллерий, с собаками, но без генералов и наемников. В моде «Vae Victis» это и без того немалое количество увеличено до пятидесяти восьми. И это при том, что авторами мода выброшены всякие собаки и слоны – ну не тренировали римляне слонов, что ж поделаешь!
Изменено не только число отрядов, но и многое другое, их касающееся. В первую очередь отметим, что по умолчанию номинальное число бойцов в отряде удвоено. То есть пехотная коробка из 160 человек развита до 320 – это уже почти похоже на римскую когорту. Далее перераспределены и роли солдат. Например, принципы ранней камиллианской эпохи переедены из разряда мечников в разряд копейщиков, каковыми они и являлись. Да между нами говоря, и само название гастаты происходит от слова «гаста», то есть «копьё». Первоначально доступный для вербовки набор римлян: гастаты, принципы, триарии – все три эпохи Камилла. Кроме них, левисы и всадники. Видим, что полностью убраны рорарии и велиты. А принципы и триарии могут не ждать открытия первой технологии и постройки новой казармы.
Всего, кстати, игрок столкнется с четырьмя эпохами или реформами: изначальные воины Камилла и последующие Полибия, Мария и Августа. Впрочем, при текущем увеличении числа ходов до августа это еще надо суметь доиграть. Да и до Мария тоже. Ведь в моде не просто механически увеличено число ходов. Соответствующим образом для правильного баланса отрегулирована и стоимость исследований, и длительность строительства. Они также в среднем утроены-учетверены.
Но и это еще не все изменения, коснувшиеся игры. Конечно речь идет и о многочисленных графических штучках. Начиная с пиктограмм зданий и кончая щитами гоплитов. Полностью переработан баланс. И экономический и боевой. Параметры урона-защиты, влияние на боеспособность боевого духа и усталости – все эти незаметные глазу элементы подверглись перестройке. Да вот хотя бы пример. Отныне смертью генерала врагов воспользоваться становится труднее. Эффект влияния ее на мораль армии противника очень быстротечный. Если вы в считанные минуты не воспользовались гибелью генерала, не обратили вражеское воинство в бегство, то эффект, вообще говоря, пропадает.
Или другой пример: опыт войска зарабатывают значительно труднее, дольше. Но зато и влияние этого параметра на боеспособность отряда куда выше. Это сделано для того, чтобы игрок дорожил своими ветеранами, так как заменить их он не сможет.
Бросится в глаза и такой элемент как влияние сезонов на провинции. И в ваниле выпадали сухое лето или холодная зима, но в моде «Vae Victis» таких вариантов стало куда больше. Да и влияние их разнообразнее. Пример. Холодная и влажная осень приводит к таким эффектам:
- + 10% к стоимости строительства
- — 2% радиусу обзора
- + 5% к стоимости найма
- — 12% к содержанию войск на чужой территории
- — 1 рост населения
- — 30% к скорости восстановления наемников
- + 58% дохода от ферм
- + 1% к скорости пополнения
И таких сложных вариантов десятки. Так что тщательная работа авторов очевидна. Мод, безусловно, заслуживает внимания и одобрения любителей «Total War: Rome II».
УСТАНОВКА
Довольно проста. В архиве два файла с расширением .pack. Их следует перебросить в папку data. После чего в лаунчере активировать мода и запускать игру. Надоел мод? Деактивировали его и всё. А файлы просто удалили.
Одно «но»: рекомендую сменить язык игры на английский, иначе новые слова (например, имена персонажей и названия юнитов) в армянской фракции не будут отображаться.
Скачать мод
Архив rar, 537 МБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Реальность у каждого своя.
Виртуальность у нас общая.»
ВП