Один из любимых военных детективов, «Тревожный месяц вересень». Захватывал в юности до запойного чтения ночь напролет. Перечитал недавно – вещь неустаревающая, всё еще увлекающая. Отличная книжка. Всем любителям военных приключений брать и читать. Есть у нее и две экранизации. Но обо всём по порядку.
ТРЕВОЖНЫЙ МЕСЯЦ ВЕРЕСЕНЬ – КНИГА
Книга написана советским писателем Виктором Васильевичем Смирновым в 1970 году (я удивился, узнав, что он еще жив – и хорошо, дай бог здоровья). Действие происходит в сентябре (вересне по-украински) 1944 года в украинской деревне Глухары, недавно освобожденной от немцев. Поблизости в довоенном УРе засела небольшая банда бандеровцев. Собственно, с ней и придется иметь дело главному герою Ивану Капелюху.
20-летний Иван, младший лейтенант, фронтовик, разведчик, после ранения живет в Глухарах у своей бабки Серафимы. Местные районные чекисты решают привлечь его в истребительный батальон для борьбы с бандитизмом.
«Батальон» так себе название. На деле Ивану вручается карабин и всего один подчиненный, нелепый многодетный мужичок тех же Глухаров, Попеленко. Вдвоем им предстоит и охранять деревню, колхоз и пытаться выловить бандитов.
Глухары практически отрезаны от района. Тридцать километров по лесу, где господствуют бандеровцы. Да еще мост через речку так и не восстановлен после боев. Так что Иван и Попеленко практически предоставлены сами себе.
Детективная часть строится на нескольких загадках. Почему банда крутится около Глухаров и не уходит в более хлебные места или за немцами? Кто из деревни снабжает бандитов съестными припасами? Кто передает им сведения? Сколько человек в банде? Кто ею руководит?
Ничего неизвестно Ивану. Да и с опытом оперативной работы у него, понятное дело, туго. Но есть и некоторые преимущества. Во-первых, опыт фронтового разведчика, то есть умение подмечать детали, владение оружием и кулаком. Во-вторых, Иван не залетная пташка, он практически из местных и всех в округе знает. В отличие от предыдущего «ястребка», повешенного бандеровцами.
Книга просто восхитительна. Тут отлично сбалансированы и детектив, и персонажи, и натура – деревня Глухары и ее жители. Может быть, с возрастом натура привлекает еще больше. Что Попеленко, что бабка Серафима, председатель колхоза, местная шалава Варвара и так далее – как с натуры списаны, уникальны и естественны.
Попеленко простоват до комичности, но при этом по-мужицки находчив. Другой бы с такой большой семьей и не выжил. Бабка Серафима виртуозная ругательница, внешне грубая, но внутренне мягкая и чуткая. Председатель, мужик себе на уме, хозяйственник, но не государственник. Варвара – краса и позор деревни, крутит шашни с любым мимо проходящим, но представляющим моральный или материальный интерес. И так далее.
Действие не провисает, держит в напряжении, постоянно что-то происходит, ситуация развивается, опасность возрастает. Люди действуют оправданно, понятно, логично. Тут нет суперменов, и бандиты и «ястребки» люди как люди. Противостояние их может закончиться чем угодно, чьей угодно гибелью. Разве что с самого начала понятно: Иван не погибнет, поскольку повествование идет от первого лица. Но ни за кого другого поручиться нельзя.
Глухой лес с засадами и убийствами, тайна спрятанного клада, глухие перешептывания, перемигивания. Присутствуют даже философские разговоры на тему имеет ли смысл отдавать всего себя на пользу общества.
Однозначно рекомендую. Но для тех, кто не хочет или не может читать, есть две экранизации, 1976 г и 2011 г. Сразу предупрежу, нравятся они мне значительно меньше, чем книга. Так что на ваш страх и риск.
9 из 10
ТРЕВОЖНЫЙ МЕСЯЦ ВЕРЕСЕНЬ – ФИЛЬМ 1976 Г.
Фильм вышел в 1976 году. Режиссер Леонид Осыка. Признаться, ничего больше у него не смотрел. Фильм скорее неудачный. С одной стороны, всё здесь четко по тексту. В качестве сценариста привлечен автор книги Виктор Смирнов.
Но с другой, как-то рвано, спешно, скомкано. Хронометраж явно загнал создателей фильма в чересчур узкие рамки. А нежелание поступиться отдельными персонажами или сюжетными ходами еще больше усугубило проблему.
В итоге создается полное понимание о содержании книги, но не передается ее дух, ее настроение, ее увлекательность. Очень уж скачут сцены, прямо обгоняют друг друга. Плюс для упрощения изложения видоизменяется фон некоторых эпизодов, лишая их достоверности или напряжения.
Но в этом фильме есть и явные удачи. Во-первых, крайне удачно подобран актер на роль Попеленко. Кто помнит его более позднюю роль в «Зеленом фургоне», поймет, если я скажу, что роль Попеленко можно воспринимать как генеральную репетицию роли Грищенко.
И да, красотка Варвара. Смотришь на эту Варвару в исполнении Ирины Буниной – ну прямо Солоха из «Вечеров на хуторе». Тут генеральной репетицией роли можно считать ее чуть более раннюю роль Лушки из «Вечного зова». Стандартная такая первая деревенская красавица, порочная, но наивная и искренняя в своей порочности.
И – натура. Натура в советских фильмах чаще всего выдающаяся, достоверная. Настоящая деревня с настоящими крестьянами. Это не какие-то ряженные люди, непонятно как оказавшиеся в кадре, это абсолютно естественное наполнение картины.
6 из 10
ЛЕТО ВОЛКОВ – ЭКРАНИЗАЦИЯ 2011 Г.
Этой естественности как раз и лишена экранизация 2011 года. Если с обстоятельностью изложения тут всё в порядке (как-никак шесть серий по пятьдесят минут), то с фоном полный провал.
Собственно, это первая моя претензия к сериалу «Лето волков». Это не деревенские жители, а ряженные городские артисты. Впрочем, есть среди них несколько исключений, выглядящих естественно. Остальные же безбожно переигрывают. Карикатура, а не крестьяне 1940-х годов.
Другая претензия связана с сериалом… «Чернобыль». Да, именно с ним. Помните, как ругали его за вечно пьющих русских. Вот, мол, как американцы нас представляют. Так американцы легко могут кивнуть на наше собственное кино, дескать, у вас списываем.
В сериале «Лето волков» мало какая сцена обходится без бутыли мутного самогона. Как будто немцы не только вчера ушли. Как будто живут в этих Глухарах и беды не знают, пируют с утра до вечера. Характерна семья Семеренковых – пьют разбавленное водой молоко, но бутыль с самогоном непременно водружают на стол. Утро, день, вечер – им всё равно. Тьфу!
И еще одна характерная для нашего нынешнего сериального кино тема – непрерывные шуточки и хохмы. Порой не самого умного пошиба. Как будто есть установка: пять минут без шуток – кино неудачное, зритель смотреть не станет. Фиг с ним, что у нас драма о войне с кучей смертей, зрителя надо развлекать. Тьфу еще раз!
И всё же, и всё же, даже несмотря на всё вышеперечисленное и на отдельные психологические нестыковки в сюжете (ну, не верю я, что человек поступит так, а не иначе, не проработана его мотивация в сценарии), посмотреть «Лето волков» можно. Есть тут и смысл и отдельные актерские удачи. Особенно понравился Иван Капелюх (Алексей Бардуков – недавно сыграл лейтенанта в «Подольских курсантах»), бабка его Серафима ничего так, годится.
А книжка всё равно на голову лучше.
6 из 10
Скачать «Тревожный месяц вересень»
Файл fb2, 825 КБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра