Звезда пленительного счастья (1975)

4 мин.

звезда пленительного счастья
Николай I и Волконский

СРАВНЕНИЕ «СОЮЗА СПАСЕНИЯ» И «ЗВЕЗДЫ ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ»

При всей несхожести с «Союзом спасения» «Звезда пленительного счастья» тоже фильм о декабризме. И за неимением других кандидатов рука сама тянется сравнить эти два фильма. Никакой интриги не будет: «Звезда» на голову выше «Союза». Еще раз убеждаешься, как умели снимать тогда, так почему-то отказываются уметь сегодня. Пройдемся по пунктам?

Первое – имена, авторы. Достаточно сравнить послужной список режиссеров, сценаристов, композиторов, чтобы понять: авторской группе «Союза» здесь ловить нечего.

Режиссер «Звезды» — Владимир Мотыль. Ему хватит одного «Белого солнца пустыни», чтобы навсегда остаться в списке легенд отечественного кинематографа. Сценаристы – тот же Мотыль и Марк Захаров. С Мотылем мы всё выяснили, а про Марка Анатольевича и говорить нечего – глыба, величина.

Композитор Исаак Шварц. Тут довольно сказать, что для многих советских фильмов ему удалось создать хитов больше, чем всем композиторам нынешнего кино вместе взятым. Удалось ему и в «Звезде пленительного счастья». Когда музыка начинает жить отдельно от фильма, это уже не саундтрек, а настоящая музыка.

звезда пленительного счастья
Трубецкие

Сценарий. Авторы «Союза спасения» откровенно запутались в обилии персонажей. Они так и не смогли сфокусироваться на выделенных сюжетных линиях. В итоге всё расплылось и смешалось в кучу.

«Звезда пленительного счастья» в большей степени посвящена женам декабристов. Всего женщин за декабристами в Сибирь отправилось одиннадцать штук. Так что, сценаристы «Звезды» растеклись по ним всем? Нет, конечно. Они вычленили три сюжетных линии – Волконских, Трубецких и Анненковых – сосредоточились на них. Прочие декабристки показаны лишь в финальном кадре стоящие толпой перед острогом.

Сценаристы изящно поженили мелодраму о любви и верности с историческими зарисовками. Герои истории, события восстания врываются в фильм отдельными вставками. С одной стороны вставки прерывают основную линию. Но с другой, разъясняют характеры, отношения, придают им глубину и насыщенность, создают фон, наконец.

Опасный и трудный прием – такие вставки. Но здесь, в «Звезде пленительного счастья» он получился. Он позволил совместить драму трех женщин с большими историческими событиями.

звезда пленительного счастья
Анненковы

Актеры? Здесь даже сравнивать нечего. Точнее, некого. Старая советская актерская школа против современной, как слон против моськи. Самые раскрученные сегодняшние «звезды» в лучшем случае хорошо играют только в одном образе. Зафиксировали и не выходят. Условный «петров» всегда играет только «петрова». Не Трубецкого, не Николая I, а только то, что может.

Насколько от этого отличается игра Баталова, Стриженова, Костолевского, Ливанова. Актрисы тоже берут не смазливой мордашкой или родством с продюсером, а настоящей игрой. Да, Купченко и Бондарчук, может быть, и не первые красавицы советского кино, но в «Звезде пленительного счастья» они натуральные красавицы. А какие образы! Да феминистки на резинках от трусов удавятся.

Сравнивать Николаев Первых из обоих фильмов было бы совсем уж бесчестно по отношению к «Союзу». Тамошний картонный царь запомнился только закатанными под верхние веки зрачками.

Василий Ливанов же формирует полный образ. Да, к нему можно предъявлять претензии по поводу историзма или перегибов. Но это значит, что его можно обсуждать. В советское время он нравился, сейчас не всем. Совершенно нормально для художественного образа.

В случае «Союза спасения» образа нет. Есть только картонная фигура. Для съемок с тем же успехом подошел бы и манекен.

звезда пленительного счастья
Николай I

Ну и музыка. Для «Союза» действительно создали именно саундтрек. Для «Звезды» написали музыку, которую знают даже те, кто не смотрел фильм. Могут путать падеж первого слова романса – «Кавалергарда» или «Кавалергарды» – но все знают, что дальше идет «век недолог». Может ли хоть кто-то из посмотревших «Союз» воспроизвести ритм мелодии оттуда?

Романс из «Звезды» наполовину ответственен за формирование того романтического образа декабристов, за который любители истории поругивают фильм. Конечно, поругивают его за дело. Но если учесть, что художественное произведение – не историческое полотно, то можно и простить ему.

Зато образ красивый, яркий, запоминающийся. Советскому человеку так не хватало романтики. Он так любил всё в эполетах, со шпагами, в шикарных платьях. «Мушкетеры», «Гардемарины». А тут еще одобренные свыше «Декабристы». Красиво и здорово.

Всё это объясняет, почему «Союз спасения» так и не затмил «Звезду пленительного счастья». Хотя у него имелись современные технические возможности, исторические представления, свобода от пресловутой советской цензуры. Только всего этого мало. Нужен еще и талант. Который, видимо, за деньги не купишь. А лишь наоборот – промотаешь.

8 из 10

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ