РАРИТЕТЫ СЕМЕЙСТВА КВ
Фото автора
Как известно, самый распространённый танк-памятник Великой Отечественной войны – Т-34-85. И самый распространённый танковый музейный экспонат это Т-34-85. Особенно если музей не профильно-танковый, а околоисторический или краеведческий. И самый часто показываемый в кино о войне танк – Т-34-85. В общем, самый узнаваемый символ – это «тридцатьчетвёрка», а самая узнаваемая «тридцатьчетвёрка» — Т-34-85.
Оно и понятно. Их и построено было больше всех, и производили их ещё пять лет после войны (и не только у нас), и эксплуатировали долго. Так что ходовая и комплектная «тридцатьчетвёрка» которую мы видим в кино – послевоенная; выкрашенный ярко зелёным танк на монументе – скорее всего тоже (но, врать не буду, бывают и исключения).
И если до кино какие-то другие советские танки, кроме Т-34-85, практически не добираются, в памятники иногда попадают весьма редкие машины. Впрочем, в кино встречаются ещё и ходовые СУ-100 послевоенного выпуска, изображающие всю гамму советских самоходок.
Итак, речь пойдёт не о многочисленных средних (Т-34-85 во время войны было сделано более двадцати пяти тысяч), и даже не о крупносерийных тяжёлых (КВ-1 выпустили почти три тысячи, ИС-2 – почти три с половиной), о которых все знают и все «на картинках видели». Речь пойдёт о машинах, которых не то, что в кино – на постаменте или в музее просто так не увидишь.
КВ-1С
Выпущено 1086 штук. Серийно производился с июля 1942 г. по август 1943 г.
Тяжёлый танк КВ-1С представлял собой «скоростную» модификацию КВ-1. Отличался от исходного КВ чуть меньшими габаритами, уменьшенным бронированием, облегченной гусеницей, новой башней с командирской башенкой и коробкой перемены передач (ставилась не на все танки, первые двадцать штук получили старую КПП). Масса уменьшилась, надёжность увеличилась, скорость и подвижность возросли, бронезащита снизилась, вооружение осталось неизменным.
28 июля 1942 года на государственные испытания поступили два первых экземпляра танка КВ-1С – машины №15001 и №15002. На танки была установлены «старые» гусеницы от КВ (изготовление новых ещё не наладили). Об образце №15002 ещё будет сказано ниже.
Небольшая часть КВ-1С (семьдесят штук) была выпущена с «утяжелённым» корпусом – по сути, в связи с дефицитом новых бронекорпусов, новые башни и «начинку» ставили на уже имеющиеся «старые» корпуса от КВ-1. Единственный сохранившийся экземпляр КВ-1С с «утяжелённым» корпусом установлен в качестве памятника в посёлке Парфино Новгородской области.
Ещё меньше (тридцать пять штук) было выпущено огнемётной модификации – КВ-8С. На них ставились только «старые» башни от КВ-8 – огнемётной модификации КВ-1.
Кроме новгородского «переходного» варианта сохранился ещё только один КВ-1С, выпуска 1943 года, найденный в октябре 2005 года в болоте на краю урочища Карбусельские поля Кировского района Ленинградской области. Найдено было, по сути, две машины, разрушенные внутренними взрывами. После войны над ними потрудилось не только время, но и мародёры, охотники за металлоломом. Восстанавливался танк на Невском судостроительно-судоремонтном заводе в Шлиссельбурге и 18 января 2007 года установлен на площадке музея «Прорыв блокады Ленинграда» (у Ладожского моста через Неву, г.Кировск Ленинградской области).
КВ-85
Выпущено 148 штук. Серийно производился с августа по октябрь 1943 г.
Тяжёлый танк КВ-85 представляет собой, по сути, тот же самый КВ-1С вооружённый новой 85-мм пушкой. Изначально для установки в танке испытывались две пушки – С-31 и Д-5Т. В итоге, остановились на последней. Вместо шаровой установки, курсовой пулемёт устанавливали неподвижно в корпусе, экипаж сокращался на одного человека – стрелка-радиста. Из курсового пулемёта вел стрельбу механик-водитель.
Непродолжительное производство танка объясняется тем, что в октябре он был заменён в производстве более совершенным ИС-1, имевшем тоже вооружение. Однако производство самого ИС-1 было столь же кратким, и уже в январе 1944 года свёрнуто в пользу ИС-2, вооружённого 122-мм орудием. ИС-1 успели выпустить всего 130 машин, меньше, чем КВ-85.
Сохранилось всего два экземпляра КВ-85, и оба они являются опытными машинами.
В Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в г.Кубинка (Московская область) находится опытный «объект 238» (он же КВ-85Г, где буква «Г» взята от фамилии Грабин). Экспонат представляет собой танк КВ-1С в штатной башне которого установлена опытная пушка С-31 конструкции Центрального артиллерийского конструкторского бюро возглавлявшегося В.Грабиным. Танк полностью комплектен и на ходу.
В Санкт-Петербурге, на проспекте Стачек в качестве памятника установлен другой опытный образец – «объект 239», представляющий собой первый экземпляр КВ-85, изготовленный на шасси второго экземпляра КВ-1С (№15002) с установленной на расширенный до 1760 мм погон башней от опытного танка «объект 237» (будущий танк ИС-1). Памятник установлен в 1951 году, на постамент танк заезжал своим ходом, по специальному помосту.
Снарядные попадания (на корпусе и башне зашпаклёваны, но всё равно видны, на командирской башенке видны отчётливо) получены, естественно, не на фронте, а после испытательного обстрела при испытаниях прицела орудия на Челябинском заводе №100 летом 1943 года.
Поверх закрытого заглушкой и заваренного отверстия от ликвидированной шаровой установки курсового пулемёта (слева по ходу от лючка механика-водителя) заново приварена часть её бронировки, бронировка же ствола устанавливавшегося неподвижно курсового пулемёта (справа от лючка) наоборот срезана и заварена. Сам лючок, выбитый при испытательном обстреле, восстановлен. Над ним видно зашпаклёванное снарядное попадание.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Андрей Гузенко (Erofey)
Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года. Специализируется на игрушках и военной истории второй мировой войны