ФИЛЬМ «DAS BOOT»
Очень, очень давно уговаривали меня посмотреть германский фильм «Das Boot». Авторитетные люди называли его лучшим фильмом о подводной лодке. А я что-то всё смотрел прочее кино, обходя стороной такой старый фильм – «Das Boot» сняли в 1981 году. И вот сел посмотрел. Причем 5-часовую режиссерскую версию. Что можно сказать? Это действительно лучшее кино о подводной лодке. Да и просто отличный фильм, образцово-показательный. Классика кинематографа, обязательная для ознакомления всем интересующимся военно-морскими фильмами.
По сюжету, «Das Boot» просто история одного выхода в море одной германской подводной лодки. Действие происходит осенью-зимой 1941 года в Атлантике. Несмотря на весь мой советский бэкграунд, не возникает никакого неприятия фильма о немецких подводниках. Здесь они, скорее, просто подводники, моряки, исполняющие свой долг.
Тут, кстати, можно слегка отскочить и заметить, что моряки Кригсмарине традиционно относились оппозиционно, даже несколько презрительно к нацистским ценностям. Правда, в большей степени это касается служителей с надводных кораблей, птенцов Редера. Выкормыши Дёница, то есть подводники уже не так безупречны. Но в данном фильме нет расстрелов евреев, нет сожженных русских деревень, нет военных преступлений. Есть только море, подводная лодка и ее экипаж.
Да, в «Das Boot» нет ничего другого. Нет даже какого-то приключенческого сюжетца в духе прочих фильмов о подводниках. Нет безумных абордажей, торпедных подлодочных дуэлей, секретных агентов, шпионов – ни-че-го. Возникает вопрос: можно ли удержать внимание зрителя в течение без малого пяти часов, не привлекая всю эту экшен-составляющую? Ответ дает «Das Boot»: да, можно. Для настоящего искусства это не так уж и трудно.
Берем подводную лодку, берем экипаж и просто показываем повседневную рутину. Скажи мне раньше, что такое кино способно увлечь, я бы не поверил. Теперь верю. Но тут вопрос не в том, что показывать, а в том, как это делать. Если показывать всё честно, то получится очень даже ничего. И авторы «Das Boot» показывают всё честно.
Первая составляющая здесь – декорации. Что называется «верю». Очень верю в такую именно подводную лодку. Видимо, декораторы потрудились на славу да и вообще привлекались люди знающие. Так что внутренняя начинка лодки вышла наиболее достоверная из всех, что я видел. Говорю не о своем знании (ни одной настоящей лодки я не видел), но о чувстве «верю».
Теснота отсеков, масса мелких деталей, развешенные на каждом свободном кубическом дециметре объема продукты, крохотные койки, подвешенные в некоторых местах к потолку подвесные койки. Не раз и не два возникает сцена с обедом офицеров. Они впятером ютятся на квадратном метре стола. Через них постоянно туда-сюда бегают члены команды. Приходится вскакивать и вжиматься в стену.
При этом в двух метрах располагается на отдыхе свободная от вахты часть команды. Понятно, что потные мужики в давно не стиранном белье источают ароматы, не способствующие аппетиту. Причем источают они эти ароматы, сопровождая их громким звуком трещащей по шву ткани (думаю, вы понимаете, о чем это я).
Те же детали службы на подлодке не раз и не два возникают в сценах на командном посту во время боя или, точнее, боевой тревоги. В машинном отделении. На мостике. Только эта детализация сама по себе способна удерживать внимание. Не знаю, как этого эффекта добились авторы фильма, но он определенно присутствует.
Но декорации декорациями, а самой сильной частью кино были и остаются люди. По крайней мере, они должны быть главной частью так, как это реализовано в «Das Boot». Пятичасовой хронометраж – практически хронометраж мини-сериала – дает возможность изучить каждого из центральных членов команды. Не всю полусотню подводных корсаров, но с десяток интереснейших личностей точно.
Может быть, следовало бы приберечь самого главного изо всех – капитана – напоследок, но начнем именно с него. Сильнейшая личность и сильно же сыгранная. Да, ему слегка за тридцать, но воспринимается он именно как «Старик». Впечатление усиливает быстро (по меркам фильма) отросшая в походе борода. Капитан еще до выхода в море, в сцене с прощальной вечеринкой в приморском кабаке выглядит человеком много понимающим в жизни и чрезвычайно уставшим от такой войны. Но что-то вроде чувства долга или профессиональной гордости заставляет его делать свое дело хорошо. Сюда же капает его забота о своих парнях, о команде. Каждое испытание, всякая коллизия оставляет на лице тридцатилетнего «Старика» по-настоящему старческие морщины.
Актер играет безупречно. В тесноте подложки да еще без экшен-сценария больше места уделяется крупным планам лица. И здесь нужно играть и играть. В сценарии с относительно малым количеством слов очень многое нужно выказывать мимикой. И актер, играющий, капитана, справляется по высшему разряду. Он может изобразить и безмерную усталость. Причем раздельно – физическую и моральную. И сильнейшее облегчение. Причем так, чтобы скрыть это от команды, но раскрыть зрителю. И легкую иронию, издевку как над Гитлером, так и над его ярым почитателем. Причем не подставляясь под угрозу обвинения в неблагонадежности. Лучший персонаж и образец для школы актерского мастерства.
Кого отметить вторым? Пожалуй, второго. Второго помощника капитана. Легкомысленного неунывающего весельчака, однако способного собраться в нужный момент. Готового держаться своего шутовского амплуа даже в критической ситуации. Уравновешивающего показную суровость капитана. Такие становятся душой коллектива.
Первый помощник – типичный продукт нацистской пропаганды. Единственный из всего экипажа, стремящийся даже в походе поддерживать лощенный внешний вид, ежедневно бреющийся, одевающийся в чистое. Сурово и с осуждением взирающий на не выказывающих должного уважения нацистской верхушке. Поначалу он выглядит лишним человеком в этой команде циников. Но всего пара месяцев в море и его обкатывают, очищают от доброй половины всего наносного.
Повествование ведется от имени прикомандированного к экипажу военного корреспондента. Наивный парень, честно говоря, отталкивающей внешности. Соломенные волосы на прямой пробор и глубоко посаженные глаза. Наивен как выпускница пансиона. Восторженно, по поводу и без щелкающий затвором фотоаппарата. Надо ли объяснять, что и его море обтешет, заметно изменит взгляды на жизнь?
Фильм хорош тем, что зритель успеет проникнуться каждым из центрального десятка членов экипажа. Подозреваю, даже уверен, что этого эффекта лишена обрезанная версия фильма. Было бы жаль потерять таких персонажей как главный механик или его помощник по машинному отделению, радист-санитар, боцман, сопливый влюбленный матрос или другой – единственный набожный из всей этой команды богохульников.
Да, простые ребята, каких можно встретить и в английском, и в русском флоте. Ничего нацистского. И верно подметил Алексей Суменков в своей рецензии – авторы не делают наивных попыток завязать какие-то противоречия, конфликты среди героев. Ведь это в большинстве своем сплававшаяся команда. Все всех знают не первый месяц. Притерлись. Поэтому и разговоры у них не о друг друге, а о бабах и прочих жизненных удовольствиях. Ну то есть как в обычном, давно сложившемся коллективе.
Что до общего действия, то здесь, хвала небесам, наспойлерить трудно. По той причине, что большую часть времени с лодкой ровным счетом ничего не происходит. Она просто болтается в Атлантике, ожидая либо команды, либо случайно подвернувшейся цели. Единственная интрига фильма, заслуживающая сокрытия от еще не посмотревших, вопрос: погибнет лодка или нет? Вернутся они домой или сгинут в пучине?
А сгинуть поводов хватает. Дело в том, что тут кое-что всё-таки происходит. Во-первых, английские самолеты. Во-вторых, английские эсминцы. В-третьих, немецкое командование, отдающее убийственные приказы. В пиковый момент фильма даже перехватывает дыхание. Я видел много фильмов-катастроф, но «Das Boot» дает им всем сто очков вперед. Хотя это кино не так ярко, но правдивость, в нем сокрытая, пугает больше, чем показушный трам-тарарам.
Подытожим. Зря я уклонялся от просмотра «Das Boot». Это действительно высококлассное кино, после которого другие фильмы о подводных лодках, боюсь, во многом утратят для меня свою прелесть.
Скачать фильм
Файл mp4, 809,2 МБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин