Командир счастливой «Щуки» (1972)

komandir-schastlivoy-shchuki-1

СОВЕТСКОЕ КИНО О ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ

«Просим считать коммунистами всех», — говорит матрос в фильме «Командир счастливой Щуки». Соответственно, всех североморских подводников Великой Отечественной можно считать героями этого кино. Собирательные образы, по-умному выражаясь.

Почему я захотел рассказать о «Командире счастливой Щуки»? Во-первых, возникло желание сравнить с американскими фильмами о подлодках. Например, с тем же «Идти тихо, идти глубоко». Да и чтобы не думалось, будто о подводниках Великой Отечественной у нас не снимали.

Вторая причина: кино, конечно, известное, но только не молодому поколению. Глядишь, кто-то и прочитает этот текст, а может и решит глянуть хотя бы вполглаза. Ведь, в-третьих, кино-то отличное. При всех видимых недостатках его глубинная сила не может не выйти наружу.

Несколько слов о собирательности. Сюжет представляет собой вымышленную историю. Но не совсем. Это история, замешанная на отголосках реальных боевых эпизодов. В конце концов, Советский Союз потерял в войне более ста подводных лодок. Так как не рассказать о подводниках? Причем не выделяя кого-то, а посвящая фильм им всем.

фильм командир счастливой щуки

Главный герой – командир подводной лодки Щ-721 (она и есть счастливая «Щука») капитан 3-го ранга Алексей Строгов (играет Петр Вельяминов). Действие происходит в начале 1943 года на Северном флоте. Частью события разворачиваются на военной базе в Полярном, частью на борту Щ-721.

Ну что тут скажешь? Вельяминов – он Вельяминов и есть. Мощнейший актер. Может быть выглядит чуточку старше, чем представляется ка-три-ранг Великой Отечественной, но его актерское мастерство способно и не на такое. Уверенный, обаятельный, абсолютно положительный, и настоящий коммунист, и настоящий человек, отец матросам и так далее.

Есть у него одна страсть – немецкий транспорт «Бремер». Мега-посудина, которую Строгов мечтает завалить. Но не гордыни ради, а исходя из того значения, какое это потопление может иметь для войны на Севере. Соответственно, в немецком штабе наслышаны о его подлодке, ждут ее, караулят, готовят ловушку.

Но главное в «Счастливой Щуке» совсем не приключенческая, не боевая составляющая. Оставляя приключения американцам, советское кино предпочитало рассказывать о людях. Да, пожалуй, приукрашая их, героизируя. Или, скажем так, чуточку недоговаривая о других сторонах их характеров. Но так ли важны были те стороны, когда шла война, когда от людей требовалось самопожертвование?

komandir-schastlivoy-shchuki-3

Самопожертвование – это важно, это одна из основных тем нашего кино о войне, книг, памяти, героики. Матросов, Гастелло, Фильченков и так далее. Здесь речь не о деталях их подвигов, не о реальности, а о том смысле, который они приобрели в нашей стране. В том, что это примеры высшего героизма, на которых росли советские мальчишки. Да и девчонки тоже. Не у всех это воспитание выветрилось тридцатью годами цинизма. Потому фильмы, подобные «Командиру счастливой Щуки», и берут до сих пор за душу.

Ладно, отвлекся от сюжета. Возвращаюсь. Итак, Строгов, в начале фильма вернувшийся из похода готовит команду и лодку к новому выходу. Здесь, в «тыловой» части фильма и показывают нам этих советских людей на войне.

Так и тянет сравнить с тыловым времяпрепровождением, скажем, немецких моряков из «Das Boot» или американских из «U-571». У тех гулянки в кабаках, девки, красивая жизнь, вино-шампанское. У наших – суровые трудовые будни и очень скромное (по западным меркам) празднование Нового года. Знаете, такое с детской самодеятельностью.

Да, кстати, нельзя не отметить – в «Счастливой Щуке» показывают и командующего Северным флотом вице-адмирала Головко. Правда, его тут не называют по имени. Но кто же еще может быть вице-адмиралом да еще с некоторым портретным сходством? Правда, киношный Головко лет на десять старше реального.

komandir-schastlivoy-shchuki-4

В фильме много разговоров, раскрывающих характеры, персонажей, обстановку. Да, обстановку часто не показывают, а рассказывают. Скажем, если торпеда пошла, то ее не покажут, а просто скажут «пошла». И так далее.

Это, конечно, от бедности. Скромный размер бюджета бьет по глазам. Такое кино Голливуд выпускать бы не стал. Они за картинку, за экшен. Наше кино о Великой Отечественной немного о другом.

Оно не о ярких событиях, не о картинке, а о людях. Не удивить, не впечатлить, но тронуть, выдавить слезу, внушить уважение к участникам войны, дать пример для подражания. Этим «Счастливая Щука» и отличается от американского кино.

Тут показателен финал кино. Охота «Щуки» на «Бремер» и последующая охота эсминцев на «Щуку». Мало ярких картинок, мало боевых эпизодов. Много тревоги, людских лиц, крепких характеров. И да, самопожертвование. Тема войны в советском кино служила не развлечению, а воспитанию.

И последнее. Большое значение для восприятия советского кино имела музыка. Интересно, что текст песни в «Командире счастливой Щуки» формально о солдатах, но музыка так к месту, так усиливает финал, что не обращаешь внимания не малюсенькое несоответствие. Вот как так умудрялись для многих фильмов сочинять если не шедевры, то очень сильные песни? Вот почему сейчас всё так беспомощно?

8 из 10

Скачать фильм Командир счастливой «Щуки»

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ