КИНО О ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ
Как должна вести себя подводная лодка? «Идти тихо, идти глубоко». Так называется фильм 1958 года по одноименной книге. Да, жанр подводных приключений не в конце XX века появился. Уже вскоре после войны сняли не одно такое кино. «Идти тихо, идти глубоко» по праву может считаться классикой военно-морского жанра.
Книга и фильм вышли вскоре после войны. Не только масса ветеранов еще оставалась на службе. В съемочной группе они тоже были. Поэтому кино не скатывается в откровенный приключенческий боевик в стиле «U-571». Нет, здесь всё серьёзнее. Хотя да, завязка и сама история – это не драма, а в большей степени приключения. Но приключения с элементами военной драмы.
1942 год, прибрежные японские воды. Командир Ричардсон ведет свою подлодку на японский конвой, охраняемый эсминцем «Акиказа». Эсминец атакует подлодку и топит ее. Ричардсон спасается. Как? Науке это неизвестно. Да и неважно. Это лишь присказка.
Сказка начинается дальше. Ричардсон отстранен от службы на лодках и уже год вынашивает планы мщения японскому эсминцу. Наконец ему подворачивается свободная лодка «Нерка», с которой уходит командир.
Здесь закручивается конфликт, который придает фильму скрытую силу, напряжение, настроение. Столкновение характеров, подкрепленное столкновением интересов, если это всё правильно разыграть, всегда выигрышно.
«Нерку» должен был принять ее старпом лейтенант Бледсо. Но начальство присылает Ричардсона. Команда недовольна, офицеры бурчат. Сам Бледсо ведет себя сдержано. Холоден, ровен, старательно выполняет приказы нового командира. Но и только. Никакой теплоты, никакой неформальности в отношениях с шефом. И уж конечно он категорически против охоты на «Акиказа».
О Берте Ланкастере, сыгравшем Бледсо, я ничего сказать не могу. Видел его в этом фильме в первый раз. А вот Кларк Гейбл (Ричардсон) личность у нас широко известная. В первую очередь, конечно, как Рэт Батлер из восьмикратно оскароносного фильма «Унесенные ветром» 1939 года.
Да, поговаривают, что Гейбл, скажем так, злоупотреблял алкоголем, есть подозрение, что под конец жизни у него начиналась болезнь Паркинсона. И да, он чертовски не подходит по возрасту на роль командира подводной лодки. На момент съемок ему было под шестьдесят.
Но старый конь борозды не испортил. Роль он тащит как и положено оскароносцу (в те старые времена Оскара не за содомию давали, а за актерскую игру). Ричардсон определенно держит фильм на себе, фокусирует внимание, притягивает.
Гейбл умеет играть героя в разных обстоятельствах – боевое напряжение, тыловая расслабленность, тяжелое состояние здоровья. Он мастерски передает чувства и мысли Ричардсона. В общем, стоит простить несовпадение возраста.
«Идти тихо, идти глубоко» это еще не «Das Boot», но концентрирование внимания на деталях военно-морского быта уже наметилось. К декорациям подход серьезный. Что, собственно, и следовало ожидать от такого сильного режиссера как Роберт Уайз.
Я уже рассказывал о его фильме «Песчаная галька» (она же «Канонерка») – тоже военно-морское кино. Кроме того, он известен классическими фильмами «Звуки музыки» и «Вестсайдская история».
Итак, декорации. Во-первых, для общих планов подлодки а съемках задействовали подлодку ВМС США. Не уверен, насколько далеко она отстояла от книжной «Нерки», но наверняка для съемок взяли не самую новую лодку.
Во-вторых, внутренности лодки и конкретно центрального поста управления снимали частично на той же лодке ВМС США, частично на созданном в студии достаточно точном макете. В создании декораций и в обучении актеров жизни на подлодке принимали участие кадровые подводники.
В-третьих, так называемые комбинированные съемки. Сегодня сказали бы: компьютерная графика. Но в 1958 году компьютеров не было, а графика была. Подводные сцены снимали, используя бассейн и макеты. Да, сейчас они выглядят уже не круто, но для 1958 года это был передовой подход.
Конечно, правила Голливуда вторгались в съемочный процесс, диктуя чуть более прилизанную картинку. В пятидесятые актеры и актрисы должны были выглядеть. Прежде всего, красиво. Уж что-что, а это Кларк Гейбл умел. Да тут все выглядят неплохо. Особенно бросается в глаза аккуратная выбритость. Так и сравниваешь с обросшими запаршивевшими подводниками из «Das Boot».
Но это так, детали, мелочи. Главное в «Идти тихо, идти глубоко» — история. Рассказана она увлекательно, с персонажами и конфликтами, с напряжением там, где надо и с кусочком драмы под занавес. Хорошее кино, любителям подводного жанра к ознакомлению рекомендуется.
7 из 10
Скачать фильм «Идти тихо, идти глубоко»
Файл avi, 1,36 ГБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра