ПОСЛЕДНИЕ ЗАЛПЫ — ПОВЕСТЬ
«Последние залпы» — одна из первых повестей писателя-фронтовика Юрия Васильевича Бондарева. Издана в 1959 году. В ней нет ни официозной патетики, ни злобных энкавэдэшников. Простые люди в непростых обстоятельствах, их чувства и мысли. Раннее взросление человека на войне. Наконец, такое естественное желание дожить до победы.
В тексте четко не обозначено, но, по моим прикидкам, действие происходит в октябре 1944 года на границе между Польшей и Словакией. Наступающие части Красной Армии окружили в Польше крупную группировку немцев. Одновременно в Словакии началось восстание против нацистского режима.
Окруженные немцы идут на прорыв в сторону Словакии. На их пути оказывается часть, в состав которой входит батарея капитана Новикова. Собственно, о ней и о ее командире и идет речь в повести.
Здесь четко выделяются две темы, две тональности. Первая идет от названия – «Последние залпы». Мы знаем, если это действительно осень 1944 года, то до победы еще далеко. Но в батарее Новикова вовсю живет ощущение близкого мира, возвращения домой, понимание «выжили!»
Как же не хочется умирать именно теперь, когда все уже поверили в скорое возвращение домой. «А ты чем займешься на гражданке?» Тот пойдет работать, тот доучиваться, тот будет дальше служить – вот мысли, которые охватили буквально всех.
И тут – нате вам, немцы! Выдвинутая вперед от городка батарея Новикова оказывается на самом острие немецкого удара. Очень не хочется, но нужно принимать бой. Иначе «немцы подавят словаков, война затянется». Да и вообще отходить нельзя. И батарея принимает бой.
Последовательность событий в повести слегка перемешана. Сначала идет вечернее в сидение после отражения немецкой атаки. Сам бой вклеивается этаким флэш-бэком. Ну а далее попытки собрать разрозненных бойцов, вынести раненых, дождаться своих.
В этом есть определенный смысл. Так автору удается лучше представить персонажей, героев. Вот они такие, потом такие, а в бою вели себя так. Командир первого огневого взвода Овчинников, по видимости самый опытный офицер батареи, в бою срывается. Молодой парнишка младший лейтенант Алешин (комвзвода-2) ведет себя как порядочный мужик. Трусливый и бестолковый солдат Ремешков подтягивается так, что к концу повести «солдат родился». И так далее.
Но всё-таки в центре внимания находится сам капитан Новиков. И в основном с ним связана вторая тема повести – вынужденное взросление на войне. Капитан, по сути, еще мальчишка, ушел на войну курса со второго, что ли, института. В батарее большинство солдат старше его, некоторые годятся в отцы. Но именно Новиков должен быть (не играть роль, а именно быть) отцом-командиром.
И он старается, он давит в себе всё мальчишеское, он вынуждает себя поступать не так как чувствует, а так, как считает верным для командира. А возраст-то и малый житейский опыт дают себя знать. Отсюда и его внутренняя неуверенность, внешняя грубость, острое желание хоть с кем-нибудь поговорить по душам. Но поговорить ему не с кем.
Подчиненные есть подчиненные, он им батяня-комбат, перед ними он не может не только изливать душу, но даже демонстрировать минутную слабость. Равных по чину или должности (да еще и по возрасту) поблизости нет. Командир дивизиона сам как-то, посмотрев на него, оторопевает – мальчик ведь, еще совсем юный. Один раз Новиков расслабляется и говорит только с Алешиным, который еще младше и буквально боготворит командира. И да, остается еще санинструктор Леночка.
У Бондарева всегда есть какая-нибудь «леночка». Красивая или нет – неважно, на войне любая женщина красивая. Бондарев не лепит из них тургеневских нежных барышень. Они и водку пьют, и матерятся, и бывают грубыми.
Леночка в «Последних залпах» поначалу представляется и влюбленному в нее Новикову, и читателю особой гулящей. Этого-то представления Новиков ей простить никак не может. Оттого он с ней показательно груб, сух, официален. Но постепенно или вдруг (в бою всё бывает вдруг) Леночка раскрывается совершенно по-другому.
И вот тут начинается третья тема книги. В принципе связанная с первой. Они нашли друг друга. Они уже мечтают о «после войны». Но нужно еще пережить «последние залпы». А этого-то им и не дано.
Повесть написана просто, по-человечески. Здесь автор рассказывает именно о том, о чем надо. Не о себе, не о партии, не о героизме, а о людях на войне. Как и в прочих своих книгах.
ПОСЛЕДНИЕ ЗАЛПЫ — КИНО
В 1961 году вышел одноименный фильм. Автором сценария выступил Юрий Бондарев. Уже по одному этому можно понять, что кино хорошо соответствует книге. Значит, и пересказывать его не нужно.
Впрочем, некоторое смещение акцентов в киноверсии присутствует. Например, здесь вполне конкретно обозначено время действия – весна 1945 года, наши штурмуют Берлин. Ввиду этого словосочетание «последние залпы» обретает вполне конкретный смысл. Они именно последние.
Войне идти еще максимум неделю-другую. Конец ее не то что виден, он почти осязается. Ох, как же не хочется умирать. Умирать всегда не хочется, но теперь, когда ты стоишь на спокойном участке фронта, а война вот-вот кончится, ты уже поверил, что дошел до конца, ты выжил – и вот теперь умереть? Эта тема в фильме определенно усилена.
А вот взросление человека показать не удалось. Во-первых. перенести на экран все те внутренние сомнения и размышления Новикова, что вложил в книгу Бондарев, не у дается. Во-вторых, играющий его Юрий Назаров как-то не соответствует «почти мальчику».
Нет, с возрастом актера всё чин чином, на момент съемок 23 года. Но Юрий Назаров сам по себе выглядит заметно старше. Его капитан Новиков не только старается выглядеть отцом-командиром, он им буквально является. Без внутренних сомнений, с видимым жизненным опытом.
А вот лирическая часть усилена. Во-первых, сама Леночка тут просто красотка, не такая грубая, как должна быть, не такая внешне развратная. Это дело для экрана сгладили. Ну и их сцены с Новиковым занимают больше места, чем в книге. Впрочем, это заметно усиливает впечатление от концовки. Так что всё не зря.
Скачать книгу
Формат fb2, 584 КБ