Так исторически сложилось, что с бронепоездами у нас в стране туго. Не хранились они, за ненадобностью, вот и не сохранились. В отличие от паровозов.
Паровозы, даже с повсеместным вступлением в строй более новой техники, не сразу списывались огульно в металлолом, но содержались, как моб.запас. Потом, конечно, посписывали и их, особенно с наступлением наших весёлых времён. Но кое-что сохранилось в разных депо, и ушло на памятники. А кое-что из паровозной техники вовсе вполне себе здравствует и ездит до сих пор.
Как пишут, паровозы массово свезли сюда в 2006-2007 годах с окрестных дорог и депо, и разделали на металл. Кое-что, как видите, я застал в 2009 году. А сейчас, вероятно, этих паровозов уже нет.
Все эти ржавые локомотивы — подсерии «Эр», послевоенного, и не всегда отечественного, выпуска. Сухопарники и песочницы объединены в общий кожух, в крышу будки машиниста врезан дополнительный световой фонарь.
Если хочется посмотреть на подобный паровоз «поближе» и в «чуть лучшем» качестве, могу предложить волгоградский, что стоит рядом с Музеем-панорамой и через дорогу от Дома Павлова (материал по «сравнительной географии» центра Сталинграда-Волгограда, что там и где, я публиковал в ЖЖ, но там сдохли картинки, теперь удобнее это читать здесь).
Как я уже сказал, бронепоездов у нас резкий дефицит, а поставить что-нибудь такое-эдакое железнодорожное устроителям всяких Парков Победы хочется. И тогда в дело идут обычные паровозы, иногда — вовсе послевоенные. Ставится локомотив, к нему — платформа-другая с какой-нибудь околовоенной техникой и всё это объявляется воинским эшелоном.
Если вас смутило, почему один «Эр» так отличается от другого «Эр», и чтоб окончательно сбить с толку – ещё фотка. Паровоз «Эр-797-41» из состава волгоградского ретро-поезда «Воинский эшелон», что ездил по городам и весям Нижнего и Среднего Поволжья. (Сам паровоз не волгоградский – саратовский, со станции Сенная. Произведён в 1952 году, в Венгрии. Участник всяких кинофильмов).
Так в чём там дело, почему паровозы одной подсерии так внешне отличаются? А дело в том, что в 1936 году их производство было свёрнуто (всё-таки, несмотря на изменения и модернизации, паровоз-то подустарел, ведь он был разработан ещё до Первой Мировой). Но в 1943 году, в связи с нехваткой локомотивов, снова было начато производство простых и надёжных паровозов «Эр» — с некоторыми изменениями конструкции. В том числе, появился общий кожух сухопарника и песчаного бункера и добавлен остеклённый фонарь на будке машиниста. Ещё и тендер увеличили. Вот и получается, что есть «Эр» довоенного выпуска, есть военного выпуска, а есть и послевоенные – выпускавшиеся в Венгрии, Румынии, Чехословакии и Польше. Волгоградский — как раз довоенный.
Кстати. Несмотря на то, что основой локомотивного парка на железных дорогах Великой Отечественной были паровозы серии «Э», в качестве многочисленных памятников и в качестве участников «воинских эшелонов» и «ретро-поездов» не менее распространены паровозы послевоенной серии «Л», выпускавшиеся с 1945 по 1955 годы. Хоть и выпустили их в два раза меньше, всего четыре с небольшим тысячи, зато они, как более мощные, эксплуатировались дольше и сохранились лучше.
Разумеется, «ездящих» экземпляров гораздо меньше, чем «стоящих на запасном пути». А их, стоящих паровозов-памятников серии «Л», имеется по стране преизрядно.
Иногда паровозы «Л» не просто стоят памятниками самим себе, но и участвуют в изображении «воинских эшелонов», не смотря на то, что они, как я уже говорил, выпускались после войны.
Однако самый старый паровоз серии «Л», что мне довелось лично видеть, хоть и памятник, но находится не в музее. (Этот паровоз, если говорить «по-спортивному», входит в десятку самых старых сохранившихся паровозов серии «Л»). Локомотив Л-0026 скромненько так стоит у заборчика на станции Ртищево, Саратовской области.
Однако, пора немного вернутся назад, к бронепоездам. Вы же ещё не забыли, надеюсь, с чего всё начиналось?